Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Фильмы Православные

КАКАЯ ЗАПОВЕДЬ НАИБОЛЬШАЯ В ЗАКОНЕ? Встреча Иисуса Христа с законником.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа
Вот, если бы себе немножечко представить, что живет такой человек, который на все просьбы делает противное. Делает то, о чем его не просят, и не делает то, о чем его просят. Ну попросил муж жену: «Свари борщ», она взяла в кастрюлю песок насыпала. Или попросила учительница ученика: «Выучи урок», он взял тетрадку порвал, и выбросил. Опять просит: «Свари борщ», опять песок в кастрюле. Опять просит: «Сделай урок», опять тетрадка летит. Как будет? Что будет? Что получится?

Сейчас многие возмутятся, но представьте себе, это ведь о нас. О нас. Как мы поступаем с Богом? Что Бог нам дает? Закон Свой, союз с нами устанавливает. Закон Своей дает, и дает нам правило, как нам общаться с Ним, как нам жить с Богом. Дает нам Закон Божий.

Вот сегодня в Евангелии мы читали, как законник некий подошел ко Христу и спрашивает: «Господи, скажи мне, какая заповедь большая в Законе?». Мы знаем, заповедей в Законе десять. И он спрашивает: «Какая большая в Законе?» А Господь берет эти десять заповедей, и выдает за одну, но с двумя сторонами:
- Возлюби,- говорит Он. - Возлюби.

И одна сторона этой медали «Возлюби Господа Бога Своего всем сердцем своим, всей душою своею, всею мыслью своею. А потом вторая сторона, Он говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», и добавляет: «Вот в этом весь Закон и все пророки».

А мы люди создали заповедь третью. И выдаем эту третью заповедь за заповедь Божью. Но она - не Божья, эта заповедь! Это заповедь человеческая: «Люби себя больше всего на свете. И только себя самого люби! И только о себе самом думай! И только себя самого береги! И себя хвали! И, не дай Бог, кто тебя тронет! И, не дай Бог, кто тебя обидит! И, не дай Бог, кто о тебе… а может быть, и правду скажет, но тебе неудобную.»

И вот, получается, что вместо борща что? – песок. Что вместо урока что? – рванная бумага. Но Бог же нам сказал не это: «Возлюби себя самого больше всей жизни, больше всего мира, и больше Бога». Бог сказал: «Возлюби Бога и возлюби ближнего, как самого себя» - не запрещает нам любить себя, но Бога надо любить больше себя, а ближнего наравне с собой. Надо любить так, чтобы Богу было хорошо, потому что Бог - есть Любовь. Он и нам дает жизнь, потому что без нас не может. Потому что Любовь не может быть в пустоте. Любовь не может быть сама для себя. Любовь может быть тогда, когда есть кого любить. И Бог сотворил нас с вами, Бог дал нам жизнь. Бог нам дал радость этой жизни, и Бог сказал: «Ответь, человек на любовь Мою, как Я люблю тебя». И мы должны ответить на любовь Божию, а что для этого надо делать? А делать надо то, чтобы не обижать Бога, исполнять Закон Его.

Страшно выглядит, когда человек заходит в Храм, и в Храме уже не слышно ладана. И в Храме уже не слышно запаха свечей. От этого человека несет спиртным, несет куревом. Еще больше чем несет? – грехом несет. И человек говорит: «Я Бога люблю. Я в Бога верю». Можно поверить такому человеку? Можно сказать: «Я хочу Бога любить» - и тогда не закрыта дорога к Богу. «Я хочу Бога любить, я стремлюсь Бога любить. Я хочу покаяться. Я хочу, чтоб от меня сияло добро, свет, любовь – не дым и смрад, не гадость, не мерзость, не так, чтобы люди боялись идти рядом со мной. А чтобы рядом со мной были, человек подошел - ребенок, старуха – и взялся за руку и сказал: «Дядя, проведи меня в темноте», или: «Переведи меня через эту дорогу страшную, когда машины несутся». Вот так, только так.

Если мы любим Бога, то мы будем Его заповеди соблюдать, мы будем Его Закон чтить. А Закон Его выражается в другом: «Люби ближнего, как самого себя». Посмотри на себя, человек, как ты относишься к себе? Есть такой грех, который бы ты себе не простил? Есть такая слабость, которую бы ты себе не позволил? Есть ли такое желание, к которому ты не стремился?

Иногда очень легко отказаться. Нет, звонит товарищ, звонит из больницы, а я – работает телевизор, не подойду к телефону, сейчас важнее, сейчас сюжет разворачивается.
Пришла жена и говорит: «Поссорилась с мужем». - Муж хороший - не пьяница, не бьет. Поссорилась с мужем. И священник не начинает её поддерживать: «Да, вот ты права, а он такой-сякой», а говорит: «Ищи мира с ним. Ищи мира. Будь умнее, будь мудрее. Помоги ему, прости ему, пойми его». И вырывается из сердца, казалось бы, верующего человека, что вырывается? – «Да, что я должна терпеть и прощать?» Ну, вопрос простой: «А ты вообще, Бога любишь? А ты, вообще, о чем просишь Бога, вразуми меня, что? Да это ж главная заповедь! Это ж главное нам постановление от Господа: «Не судите, а простите!», да мы же это каждый день повторяем, когда «Отче наш» читаем: «И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим», то есть, прости нам, как и мы прощаем. Родного, близкого, что он совсем плохой?
-Совсем ничего хорошего у него нет? …
- Да как же, у него много хорошего…
- Так вот на это хорошее смотри! Вот это доброе смотри!

Как вот бывает, что нам что-то сказали, о нас какую-то клевету сказали. Что мы думаем в этот момент? Какая первая мысль приходит, когда сказали: «А ты знаешь, о тебе соседка то-то сказала?».
- Да, не может быть. Эта соседка не поверит в это. Она подумает и скажет: «Нет, этот человек не может такого совершить. Она защитит меня!»
Теперь другой вопрос: «Как часто мы так говорим, когда нам клевету на другого человека говорят?» Как часто мы говорим: «Не может этого быть! Я знаю этого человека, этот человек хороший». А мы схватили сплетню, и пошли. И какая это радость на душе, да? Сплетню услышали, гадость услышали о другом. Надо пойти рассказать кому-то. Надо пойти принести кому-то эту сплетню, эту гадость. Родненькие, а не так ли давно мы об этом человеке, ему в глаза, говорили комплимент? Не так ли давно мы за этого человека поднимали рюмку, и тост говорили? Не так ли давно мы хвалились ним? Он хвалил нас. И мы думали, этот человек никогда не позволит себе, чтобы обо мне плохое сказали. А мы хвалили его. Почему себе мы желаем, чтоб нас защитили, чтобы о нас сказали доброе. А почему о другом мы тут же спешим пустить зло? Почему?

Какие же мы верующие? Как же мы Закон исполняем? Вот и прёт эта своя заповедь. Вот эта заповедь человеческая: «Люби самого себя, и только о себе думай». Сколько раз мы себе говорили: «Нет, сейчас делиться рано. Вот побольше будет денег, тогда поделюсь с больным и убогим. А сейчас для меня надо». Но когда нам было больно, кто-то приходил и давал нам эти деньги, может быть последние, которые у него были, и мы спасались, покупали лекарство или делали операцию. Как часто это в жизни было?

Как часто в жизни мы проходили - обижали малого, старика, дитя – а мы проходили мимо, проходили и говорили: «Не мое дело, сам виноват». Как, даже не убедившись – пьяный человек или может, у него сердце схватило – шли и говорили: «Пьяный валяется». А может, надо было пульс попробовать?

Как часто, мать ждала, выходила на крыльцо, и ждала, когда сын приедет? А сыну надо было садиться в машину, и ехать куда-то с женщиной, ему надо было отдыхать. А мать стояла молилась, и слезы лила: «Где же мой сыночек?» Как часто это в нашей жизни было?

Как часто отец переживал, что тебя нет ночью дома, а ты отцу кричал в глаза: «Кто ты такой? Что ты мне командуешь? Я уже свободный! Как хочу, так и живу!» Богу так крикни! Что будет?

А если Бог отвернется? А если Бог отойдет? Ох, тогда будет не до ночи. Ох, тогда будет не до денег. Ох, тогда будет не для своего «Я», и не до анекдота. Ох, тогда будет тяжело, если Господь скажет: «Живи сам, как хочешь, без Моего Закона! Не надо никого любить, люби самого себя!» да ведь погибнем, родненькие. Да ведь, сгнием, сгнием в одиночестве. Да ведь, будем кричать: «Господи, как мне одиноко. Как мне плохо!»

Как тот мальчишка, всё время врал-врал-врал, а потом говорит отцу: «Папа, а почему со мной никто не хочет разговаривать? Папа, а почему все мне не доверяют? Папа, а почему я к другу не могу в дом зайти?» А потому, что тебе не верят. А потому, что ты только сам собой живешь. А потому, что ты взял и не признался. Потому, что ты ложь сказал и не покаялся. И поэтому всё так: становишься одиноким, для самого себя живешь. И сколько бы ты собутыльников не собирал, сколько бы ты денег не тратил на водку, сколько бы ты не говорил: «На, закури» - это будут только собутыльники, это будут не друзья, это будут люди по ситуации. Надо выпить – выпьют, а не за что выпить и не соберутся. А если что сделать – то только плохое: ударить кого-то, обидеть кого-то, оскорбить кого-то. А надо не так. А надо, как Бог велит.

А как Бог велит нам? Любите. Любите. Вот того, кого Бог дает. Это самое большое богатство – ни деньги, ни власть, ни жилье. Самое большое богатство, как раньше говорили: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Другой – это другой «Я», это такой человек, к которому ты относишься, как к самому себе. К себе хорошо относишься, и к другому так же относишься. Себя хочешь согреть – другого согрей. Себе хочешь сытости – другого накорми. Себе не хочешь жажды – другого напои. Себе не хочешь жадности, значит, не жадничай другому. Себе хочешь прощения – спеши простить! Спеши понять! Спеши быть человеком. Таков Закон нашей жизни.
Себя любим – остаемся одни. А человек не может быть один. Не может без Бога, и не может без ближнего своего. А сегодня, как мы читали? Разве слово «ближний» мы читали? Мы читали слово «искренний». По-славянски, слово «ближний» значит «искренний». «Искреннего своего», то есть «открытого нам человека». Который приходит и говорит: «Вот, я израненный», приходит и говорит: «Вот, я избитый. Вот, я измученный.» Приходит, а мы говорим: «Нет, ты должен здоровым быть для меня. Ты должен мне служить». Нет, эту рану нужно вымыть, эту измученность поддержать, эту слабость поддержать. Потому, что мы себе этого хотим.

Мы себе этого хотим. И чтоб Господь нас поддержал, чтоб Господь нам дал – надо это выполнять, надо жить. И вы знаете, вот говоришь «надо», а ведь это не надо, ведь это, как дышать. Дышишь – живешь, воду пьешь – живешь, ходишь – живешь. Вот так надо и ближнего любить. Любишь – живешь! Это должна быть потребность.
Знаете, как раньше писали «слава труду», да труд – это потребность, какая там слава! Так же, как и нельзя написать «слава любви», или «слава дыханию». Как дышим хорошо, так и любим хорошо. Страшно, когда кислорода мало, когда задыхаемся. Страшно, когда любви мало, когда одинокими становимся, всё теряем на земле. Всё теряем.

Родненькие, сегодня очень важное чтение Евангелия, оно говорит о сути, сути Божьего Закона. А суть – в любви. Любишь – живи. И о себе не думай. Хочется сказать: «А как же, сейчас все вокруг люди такие - каждый за себя?». Да, родненькие, пришла эра эгоизма, сейчас человеку слово не скажи. Скажи: «Ты знаешь, может, ты сильно резок был? Или может, ты сильно долго говорил плохо? Да не надо всё время жаловаться. Может быть, пора уже и меры принимать?» - только, вот так, мягко скажешь, и человек начинает голову опускать. В человеке растет обида: «Я думал, он меня поймет, а он мне совет дает». А какой совет? – да отвернись от себя, отвернись от себя. А мы, как губка впитываем похвальбу о себе, чтобы сказали: «Ты добрый, ты хороший, ты лучше всех!», а вот, чтобы сказали: «Ты еще несчастный. Ты еще полюбил не так, как надо. Ищи любви» - обижаемся. Обижаемся, родненькие. И потому несчастны.
Всегда найдется человек, которому можно сделать добро. Всегда найдется человек, которого можно простить. Избитый, искалеченный, но который ищет добра и прощения, который ищет любви. Вот это наше богатство. Это наша жизнь.

Почему у нас так много людей пьет? Потому, что любить – это тяжело, это трудно. А выпить и хвалить друг друга – легко, ох как легко. Как напьются – хвалятся, только потом, чем эта похвальба кончается? Скандалом и дракой, потому что это всё неискреннее. Потому что оно всё не от Бога. А надо искренно, надо в жизнь. И хочется сегодня сказать одно, одно единственное: любовь – это счастье.
Кто ищет счастье, поймите, любовь – это счастье. Есть у тебя малое дитё, или старая старуха, или твоя жена, близкая тебе, или брат твой, которому тяжело – вот ты счастлив тогда, когда думаешь о них, об этих ближних. А когда лежишь и думаешь: «Никому я не нужен, никто ко мне не придет» - это не правда. Будет тебе тяжело – придет обязательно, кто-то придет, тот, кто действительно счастлив, придет поделиться своим счастьем, помочь тебе, придет.
Надо спешить, как бы ты, человек, не опоздал, не опоздал найти свое счастье. Найти того, кому ты нужен. Аминь.

Любите друг друга, родные, любите. И живите этим, это главное. И Бога любите, не обижайте Его. Не распинайте Его. Любите Его. Помните, что зло - не пустота. Сделал зло и думает: заметили – плохо, не заметили - хорошо. Зло всегда дает корни. И в твоей душе, человек, и в других душах. Зло растет вот тем страшным бурьяном, и заглушает пшеницу. А пшеница – это Божье Слово, Божья Любовь. Не теряйте ее. Зло выпалите, уберите из своего поля, из своего сердца. А посейте любовь. И радости вам всем. Аминь
Бывает трудно, одиноко, обидно. Много путей. Но самый лучший: найди того, кому тяжелее, найди того, кому труднее, найди, кто требует, чтоб ты простил, найди тому, кто одинок, и пойди к нему. Просто пойди. Пойди, помоги, поддержи, прости, и будь рядом. И в этот момент Бог будет рядом. Обязательно будет рядом. Помогай вам всем Бог. Радости и любви вам. Аминь

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди.