Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Фильмы Православные

Маленький человек на пути к Богу. О Закхее.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
И вот, родненькие, мы слышали, как прозрел Вартимей. Слепец, который сидел у дороги, прозрел. И народ дивился и славил Бога. И теснился народ к Иисусу. Теснился, окружал Его. Толпа была неимоверная – все хотели услышать, все хотели прикоснуться, все хотели быть рядом. И вот в этой толпе стоял один человек грешный. Человек, избитый грехом. Человек, познавший сласть греха. Человек, познавший силу греха. Ту силу, которая так влечет человека. Так влечет, так тянет за собой, что отвернуться очень трудно. И вот он услышал, что идет Христос, услышал – не увидел, так как мал был ростом. Толпа теснилась, никто не хотел ему дать дороги, потому что он был мытарь. Потому что он был тот, кто обирал народ свой. Жил за счет того, что обирал народ свой, глумился над ним. Отбирал у вдовы, отбирал у сироты, чтобы иметь благоденствие для себя, чтобы иметь благополучие. Жил за счет народа своего, за счет близких своих. Никто не оскорблял его, но никто и не пропускал его. А он хотел увидеть Христа. В нем рвалось сердце. «Возрастом мал бе» - смотрите, «возраст» в нашем русском языке значит «время», а в славянском языке «возрастом» называли «рост», просто маленький, невысокий был. И вот смотрите, как славянский и русский нам вместе дают понятие этого слова: «возрастом» - это еще не вырос до Христа, не вырос, чтоб на небо смотреть. Не вырос.

Бывает, уже и возраст у человека, вот уже прожил много лет, а всё копается в тех 17-18 бесшабашных глупых годах наших, когда друг важнее матери и отца, когда друг важнее Бога; когда человек не ощущает времени, когда кажется, всё ему позволено, «что хочу, то и делаю». Когда дерзаем матери сказать: «Кто ты мне такая», отцу: «Кто ты мне такой», а над бабушкой поиздеваться, покуражиться можно, и улица – самое главное в жизни. Вот там, в той пустоте, в той темноте – «истина»… Да не истина там, там - ложь. И главное – вырваться из этих годов, когда ушел от семьи, когда ушел от доброго, когда грех поставил выше всего, когда блуд или пьянство благодетелью были. Вот вырваться из этого и начинать расти!

Что самое первое, как вы думаете, когда человек взрослым становится? Когда он мать начинает уважать. Когда он матери не стыдится, если она говорит: «Я приду к тебе в школу», и начинается вот этот трепет: «Мама, не иди, друзья увидят, что ты пришла». Все думают, мы уже взрослые! Нет! Это малый рост даже по сравнению с ребенком! Ребенок малый к матери тянется: «Мамочка! Мамочка!» А человек тогда взрослеет, когда он матери не стыдится, когда материнское слово слышит, когда слышит: «Сынок, не поступай так! Погибнешь!» И говорит: «Да, кто мне больше добра желает – толпа на улице, вот те друзья или мать родная? Кто больше добра желает?» Вот когда это приходит, когда это в душу входит – человек внутренним ростом начинает расти! Ближних своих слышать начинает! Страну свою любить начинает! Начинает понимать, что никогда грехом счастья не построишь! Что никогда обманом, лестью, стяжательством – да, временное получишь, удовольствие получишь… Но удовольствие и счастье – это разные вещи! Совершенно разные вещи! Счастье – это радость о том, что ты творишь добро! Что ты кого-то согреваешь, кого-то кормишь, кого-то защищаешь, кому-то помогаешь! Живешь ради ближнего своего. Вот это счастье. А удовольствие? Это когда хорошо – когда телу хорошо, желудку хорошо, кода мозги затуманивает, не надо о проблемах думать. Это называется удовольствие, когда получаешь наслаждение. Но удовольствие проходит. А счастье – растет, потому что, научившись раз - обнять и сказать: «Папа, я люблю тебя! Мама, я люблю тебя!», научившись раз, не для себя, а для ребенка – не бежать куда-то, а с ближним своим быть, с ребенком своим быть! Сколько на этой земле сейчас детей без отцов! Сколько на этой земле детей без матерей! Вроде мама и приходит, погладит и пожалеет: «Сыночек, мне там надо бежать, у меня там проблемы» - какие проблемы? С подругой говорить? Какие проблемы? Или очередного дядю искать? Какие проблемы? Сядь. Остановись. Посиди, чтоб твой ребенок возрастом больше стал. Чтоб больше поднялся. Чтобы увидел мир вокруг себя – мир Божий. И сердце твое увидело Бога.

Вот тогда Закхей стоял сзади всех – маленький не увидел, но он почувствовал – что-то происходит в его жизни, что-то очень важное происходит, что-то переворачивается в сердце, что-то переворачивается в душе. Идет Тот, Который открыл глаза Вартимею. Идет Тот, к Которому все стремятся! Идет Тот, Который траву не согнет, но сила Его выше силы всех царей! И он не выдержал, забыл о себе.

Как трудно. Как трудно богатому войти в Царство Божие. Трудно не оттого, что там деньги, мешки тянут. «Я ж богатый! Как же я буду стоять среди бедных! Как же я буду идти вперед! Я же вельможа! Мне ж надо на карете ехать, у меня автомобиль большой хороший, у меня звания большие». Посмотрите, как наши богатые – даже не деньгами богатые, а властью - ходят в Храм: «Как же на меня люди посмотрят?» Как трудно… Как трудно полковнику войти в Храм Божий, директору школы войти в Храм Божий. Трудно, тяжело. Это ж для бабушек! Нет, родненькие, это для тех, кто ищет Бога. Это для тех, кто хочет Бога увидеть. Это тот там стоит, кто кричит: «Не хочу жить по-прежнему! Не хочу жить во грехе! Устал! На глазах меня хвалят, а за глаза меня клянут! Устал от такой жизни! Хочу, наоборот, пускай меня может не похвалят, но пускай Бог скажет: «Ты изменился».

Закхей лезет на дерево. А-ну, представьте, командир дивизии залезет на дерево? А-ну, посмотрите сейчас везде. Закхей стал подниматься, лезть на дерево. Для чего? Для того, чтобы вырасти. Вырасти не ростом вот этим физическим. А вырасти – стать другим. Вырасти, чтоб Бога видеть. Не в толпе утверждать: «Я лучше всех!», а перед Богом стать.

Лезет на это дерево, и Христос обращается к нему. Вот представьте себе ситуацию. Дерево… много деревьев, один человек на дереве, толпа большая, огромная толпа – кого увидишь? Вот этого малого человека. А Христос смотрит на него и говорит: «Потщися» - то есть «быстрей слезай» - «Ныне Мне надо в твоем доме быть», - говорит Господь. И спешит Закхей, и принимает Христа в своем доме. И народ вокруг трепещет и говорит: «К кому же Он идет!» Христос знает, к кому идти.

Как часто мы рассуждаем, себя ставим выше других. Как часто мы думаем: «Почему Бог тому помогает, а мне не помогает». А Бог помогает всем. Всем абсолютно помогает, родненькие. И кому дом дает, и у кого что-то отнимает. Он всем помогает. Сколько здесь стоящих людей сейчас скажут, и все пожалеют: «Болезнь у тебя тяжелая», а человек скажет: «Да не было бы этой болезни – не пришел бы в Храм, не покаялся. Жизнь бы свою не изменил!» Что мы смотрим, что кто-то может хорошо напиться?! Что может кто-то на хорошей машине проехать! Может, тот несчастный не знает о покаянии ничего. Что мы смотрим? Нам бы не принять его образ мыслей! Что чуть-чуть богатства, и уже всё хорошо, и уже всё нормально. Нет, родненькие, иногда болезнь становится подлинным богатством.

Что у этого человека было богатством? Да никакого богатства. У него денег было неслыханно, у него слава была, и страх людей перед ним был. Какое у него богатство было? Одно единственное – «ростом мал бе». Не видел просто из-за людей, а надо было на дерево лезть, чтобы увидеть Христа. И не побоялся. Вылез, и Христос его увидел среди толпы! Христос раздает Свое милосердие.

Мы скажем: «Что он делает! То был Вартимей! А тут – Закхей!»… Вот так мы по-житейски думаем, вот так мы по-житейски мыслим. А Божье милосердие изливается, чтобы человек избрал Христа! Потому что ничего нет большей ценности, чем Сам Христос, чем избрать Христа! Мы можем избрать тысячи правил, мы можем избрать всё, что угодно, мы можем с грехом бороться с успехом, с неуспехом, но возвращаться ко греху! Какая разница, человек сегодня бросил пить, а завтра он ходит и на каждом углу хвастается, что он бросил пить. А завтра он начинает блудить вместо того, что он бросил пить! Какая разница? Откажешься от одного греха – другой придет к тебе, потому что «свято место пусто не бывает», это место – только для Одного, это место в нашей жизни только для Него – для Христа, для Иисуса, для Господа нашего! И больше ни для кого!

И вот Он входит в дом к Закхею! И Закхей, который еще недавно был такой жадный, который еще недавно был такой стяжательный, который был такой тщеславный, который был такой жестокий! Представьте себе, у сироты отобрать, налог взять – без всякой жалости! Для чего? Чтобы отдать иноземцу? Какое же надо сердце иметь каменное! Какую же надо жизнь иметь жестокую, чтобы брать и не думать о том, что с человеком будет! Вот этот Закхей понимает всю низость – не свою физическую низость, а низость своей жизни, низость своего положения. Он видит всё, и он кричит: «Половину имения своего, Господи, отдам нищим, и аще кого чем обидел, возвращу четверицею» - вот ответ человека, который принял Христа! Все вокруг осудили! К кому Он зашел! Сколько вокруг битых, сколько вокруг хромых, а Он заходит к этому богачу! Господь видит – и к нему тоже надо. И к нему тоже надо. К нему тоже надо войти, потому что это сердце, вот это каменное сердце, сначала этот камень раздробился, потом туда влага зашла, и это сердце жить начинает! Жить начинает! Вы видели, как среди асфальта, бывает, росточек появляется! Так и в этом сердце что-то живое появилось, из этого сердца рвется самое главное, что сделать надо? Покаяться! Жизнь свою изменить! Стать достойным Бога! Стать и возрастом больше, и ростом больше - не ростом телесным, а ростом сердца своего, возрастом сердца своего! Кто мудрее – младенец или старуха? Если жизнь прожила с пользой, если жизнь прожила с любовью, то старуха мудрее, если не растратила себя, не растеряла себя, а каждого человека, каждую Божью мысль принимала, жила Божьей волей, жила любовью!

Закхей говорит то, что каждый из нас должен сказать: «Прощу тем, кого ненавидел. Отдам, кому должен». Что отдам? Деньги там, кому-то 20 рублей задолжал – это легко. Отдам тепло, которое только для себя берег! Отдам ласку и нежность, отдам труд свой! Спеши, человек. Спеши, человек, туда, где ты еще не потрудился! Спеши, человек, туда, где ты еще не помог другому! Спеши к своему ребенку – он уже там, на улице, сигарету в руки берет! Он уже там, на улице, мат произносит! А ты всё о политике, а ты всё у телевизора! А ты всё рассуждаешь, какие вокруг все плохие! А ты всё судишь! Спеши быстрее! Спеши быстрее взять на руки и сказать: «Сыночек, не погибай! Сыночек, не твори гадости, не делай этого!» Спеши быстрее к другу своему. К другу своему, который один. Который, казалось бы, в толпе, но он один, потому что толпа – это стая. Стая волков, которая готова разорвать. А когда мы друг с другом, лицом к лицу, сердцем с сердцем – мы живем, мы тогда – люди! Не волки, которые, куда вожак поведет, туда и мы - раздирать других! Мы – люди!

Спеши быстрее. Быстрей сказать то, что Закхей сказал. Он, да, обирал народ, и он говорит: «Отдам половину имения своего нищим. И если кого чем обидел – возвращу четверицей».
Где наш грех? Разве грех исправляется только тем, чтобы на Исповеди сказать? Большой грех исправляется так: пойди к той, которую совратил, и попроси прощения; подойди к жене своей, которую аборт заставил сделать, и скажи: «Мы с тобой очень страшно согрешили!»; подойди к тому, с кем вместе пил когда-то молодым, а он сейчас на улице валяется, и ты говоришь: «О! Спился! Пить не умел!» А кто ему наливал?! Кто наливал?! С кем он пил?! Пойди и посмотри, как ты в школе на одного вместе всем классом – дразнили, издевались, оскорбляли, прозвища придумывали! Вот встретится тебе этот человек на улице – не стесняйся, не отводи глаза, а подойди и скажи: «Мы с тобой в школе вместе учились. Ты, может, меня и помнить не хочешь, но я над тобой издевался, я тебя дразнил!» Вот подойди и отдай. Отдай то, что ты должен. Не храни это – оно тебя погубит! Тебя раздавит этот грех!

И Закхей говорит это. Мы разные – мы высокие и низкие, мы полные и худые, мы вспыльчивые и спокойные. Мы разные – мы трусливые и смелые. Мы совершенно разные! Но всех нас зовет, всех нас Господь зовет, чтоб место для Него было в нашем сердце. Он зовет: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и несите, и обретете покой душам вашим». Иго – это Его любовь, иго – это то, что мы должны возрадоваться. Это то, что приносит настоящую радость: заботы о другом, жизнь для другого, жизнь во Христе, жизнь со Христом – это когда уже не на себя, как Закхей, а от себя, как покаявшийся Закхей, как преобразившийся, как выросший Закхей!

Вот мы сейчас начинаем готовиться к Великому Посту, родные. И эта притча, вот этот рассказ, эта история о той встрече, простой встрече, казалось бы, человека, который богат, у которого есть всё – происходит его встреча со Христом. Это важно. Да, легче покаяться, когда тебя уже вот так вот жизнь придавила. Когда ты понимаешь, когда ты трепещешь и говоришь: «Дальше так жить нельзя, погибну, просто погибну!» - легче тогда покаяться. Но давайте просто услышим, что есть правда, что есть честь, что есть достоинство человеческое, что есть покаяние, есть прощение, есть любовь – услышав это и сказав: «Кто Источник всего этого?», ответить самому себе: «Он, Христос Бог наш». И постараться прийти к Нему, и побежать к Нему, если надо - на дерево вылезти, а если надо – через яму перелезть, а если надо – и через холод пройти! Идти ко Христу. Идти ко Христу в больницу, идти к той главной иконе – к тому больному, который погибает, идти к тому, кто в заблуждении находится, идти к нему. И говорить: «Я с Богом» - поэтому должен не отнимать, а я должен отдавать. Аминь.

Протоиерей Владимир Астахов. Проповеди

Комментарии отключены и скрыты

Рекомендуем

prodobroe.ru

Сообщество