Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Соотечественники

ВЫКЛЮЧАЕМ ТЕЛЕВИЗОР - ВКЛЮЧАЕМ ГОЛОВУ И СЕРДЦЕ

www.hram-troicy.prihod.ru/users/67/1167/editor_files/image/181539_b.jpg Умер раб Божий Николай, старичок. На похороны собралась вся семья: два сына, конечно, тоже были на кладбище. Один сын жил в одном городе с отцом, в России. Другой брат приехал с Украины. Плакали вместе, вместе провожали в последний путь. Потом, сидя уже за поминальным столом, два брата подрались — в кровь друг друга побили. Один орал что-то про «москалей-оккупантов», другой — про «хохлов-фашистов». Кто братья по национальности — русские или украинцы, так никто и не разобрался, да и неважно это. Важно то, что один смотрел новости по одну сторону границы, другой по другую.

Такой вот милый эпизод из жизни провинциального города. Тяжело на душе от таких известий. Ненависть просто хлещет — сначала из экрана, а потом уж из души. Так и загрязняется воздух, так и сходят с ума люди, этим воздухом дышащие.

Мы рассуждаем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного, о том, как можно, и можно ли вообще христианину дышать чистым воздухом — мира и любви. www.hram-troicy.prihod.ru/users/67/1167/editor_files/image/177338_b.jpg
Протоиерей Алексий Сорокин

— Отец Алексий, как выстоять человеку перед агрессивнейшим напором разного рода пропаганды?

— Этот эпизод про двух братьев, поссорившихся на похоронах отца, трагически характерен для людей нашего времени. То, что людей примиряет и устраняет разногласия, и что нужно сохранять, чтобы не было таких дьявольских разделений — в душе, духе и теле единого народа — это молитва и вера. Предстояние пред гробом, прощание с почившим человеком, состояние близости к Богу должно помочь человеку забыть все земные, по сравнению с Вечностью мелкие и очень глупые распри. Все должны были бы быть объединены одним по-настоящему важным и благим делом: молитвой. Как только мы позволяем себе отвлечься от молитвы, без оглядки на Христа увлечься ценностями мира сего, мы сразу же становимся уязвимыми. Вот, пожалуй, и ответ на этот вопрос: «Как выстоять?» Молитва и вера во Христа, следование Его заповедям, которые незыблемы и не подвергаются никакому воздействию СМИ — вот стержень человека, который оценивает события, происходящие вовне, применительно к тому, насколько они соответствуют Евангелию. Вот самый главный критерий независимости человека.

— Почему же тогда получается в большинстве случаев ровно наоборот? Почему мы настолько подвержены этому влиянию извне?

— Потому что мы плохие христиане, вот и все. Потому что для нас на первом месте стоит земная жизнь с ее земными же ценностями, а не искание Царства Небесного. Мне кажется так: если человек живет по заповедям Божиим, как это было в годы гонений, недавних совсем репрессий, лишений, издевательств и т. д., то живя со Христом, он остается подлинно свободным человеком, имея свободу внутри. Вспомните замечательную книгу «Отец Арсений», где рассказывается о гонениях советского времени. Вспомните, как батюшка, будучи свободным в самых стесненных и ужасных условиях, не только помогал заключенным, спасал их жизни, но спасал даже своих мучителей, видя в их исковерканных грехом душах отблеск Творца и помогая им самим увидеть этот отблеск.

Нам, христианам, нужно иметь определенную критичность, уметь смотреть на окружающий мир с долей здорового, благого скепсиса: а как «все это» соотносится с Евангелием? Человек, который имеет внутренний стержень, основанный на заповедях Христа, приучен христианской традицией к такому скепсису.

Удаляет это меня от Христа или же приближает к Нему? Грех это или не грех? Поступок, слово, мысль уже заранее должны подвергаться определенной критике. Человек же, не имеющий такого стержня, конечно, более подвержен любому пагубному влиянию извне: ему не с чем сравнить, не на что опереться — нет у него системы координат, которая помогла бы верно оценить место и достоинство того или иного поступка.

— Почему не только в светских СМИ, но и в «православном сегменте» интернета мы часто сталкиваемся с ненавистью — не только к врагам, мнимым или действительным, но и к просто инакомыслящим? И ненависть эта, честно говоря, напоминает самые настоящие большевистские времена, а то и превосходит их по своей силе.

— Я думаю, что само чувство ненависти легко уводит человека от решения внутренних проблем, имею в виду собственных духовных трудностей. «Я не такой хороший христианин, которым бы я должен быть/стать, потому что есть враг. Мне некогда заниматься собой и бороться с собственными грехами, потому что я чувствую, что есть более важные проблемы на земле, чем моя скромная персона и ее, этой персоны, спасение. Это «они» все виноваты, а не я, что я не обращаю должного внимания на свое спасение». Это — сатанинская уловка, ухищрение: увести человека от пристального внутреннего внимания к себе. Прикрываясь преступным «война все спишет», человек позволяет себе отказаться от духовной жизни, совершать грех, оправдывая себя какими-то внешними обстоятельствами.

Тут речь идет даже не о сражающихся на войне сторонах — пусть их Бог рассудит, — а именно о тех, кто обсуждает, комментирует эти трагедии по всему миру, сидя на диванчике, но усиленно подливая масло ненависти в адский огонь вражды. Вот так, походя, почти шутя, мы и распространяем убийственное зло по миру. Зло с диванчика — диагноз нашего времени. Может ли кто-нибудь из таких «диванных» людей сказать, что он/она искренне молится за спасение, вразумление тех, кого они так яростно критикуют, а если честно — просто ненавидят? Есть же заповедь Христа: «Молитесь о ненавидящих вас» — много ли людей ее исполняет? Думаю, если честно посмотреть на себя, то большинство из нас вынуждено будет признаться: и не молюсь, и не собирался молиться. Не только войну возьмем — посмотрим, а многие ли из нас, христиан, молятся за тех, кто их обидел в ходе очередной какой-нибудь приходской или епархиальной «разборки»? Искренне причем, без фальшивого «смиренничанья». Это — то, что касается бытового уровня, а что уж говорить об уровне глобальном… Признать собственное несовершенство, молиться о вразумлении воюющих сторон, о прекращении братоубийственной бойни, изгнав из своего сердца ненависть — э-э, брат, до такого мы, похоже, не очень-то доросли.

Мне вспоминается один грузинский монах, у которого корреспондент центрального телевидения пытался взять интервью во время войны в Южной Осетии. Наши войска заняли тогда, кажется, Гори или другой грузинский город, где был монастырь. Сидит монах — к нему подбегает корреспондент и скороговоркой спрашивает: «Что вы думаете о происходящих событиях?» или что-то в этом роде. Инок, вздохнув, отвечает: «Все это попущено нам Господом за наши грехи. Мы — великие грешники, и каяться в своих грехах не хотим, не меняем свою жизнь. Вот потому и война, и убийства, и ненависть. Господи, прости нас и спаси».

— Что характеризует независимость человека, его свободу от навязываемого мнения?

— Его способность здраво и критично оценивать действительность в соответствии с критериями евангельской истины.

— Так как же не подпасть под влияние всегда ангажированных СМИ любой направленности?

— Молиться, искренне и с верой молиться. Рецепт простой: выключаем телевизор — включаем голову и сердце, открываем Библию и молитвослов. Думаю, в этом случае подлинная независимость суждений, мыслей, жизни ждать себя долго не заставит. Чтобы занять пустоту души, которая в «обычной» жизни заполняется криком, шумом, какофонией осуждения, гнева, ненависти, тщеславия, нужен мир. А такой мир и достигается при помощи молитвы и чтения Священного Писания — в этом случае действительность нашу мы будем оценивать много разумнее и строже.

— Но гнев-то иногда необходим христианину, не так ли?

— Все так. Только гнев этот, во-первых, должен быть праведным: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26). Во-вторых, направлен на собственную греховную жизнь. Мы многих бы хотели поучить правильной жизни, но давайте попытаемся начать с самих себя. Ну, говорит же, кричит буквально святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош он или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать перед Богом, — себя». Грех применим ко греху, в первую очередь, — к своему собственному. Думаю, нет, даже уверен, что, исполняй мы, православные христиане, это простое правило, жизнь наших народов была бы куда более достойной. Да и от войн мы во многих случаях смогли бы уберечься. Правило-то простое, понятное. Но одно дело — понимать, совсем другое — жить по этому правилу.

С протоиереем Алексием Сорокиным
беседовал Петр Давыдов

Православие.ru