Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Служение

Подготовка к Таинствам

Таинства Крещения и Миропомазания (часть 1)

Игумен Петр Мещеринов.
Таинства Крещения и Миропомазания
Мы подробно остановились на Таинстве священства. Мы начали рассматривать Таинства именно с него, потому что через священство совершаются в Церкви все другие Таинства, и для Церкви Таинство священства является некоей скрепой, на которой она держится. А сегодня мы поговорим о двух Таинствах, которыми, как дверьми, каждый человек входит в Церковь, получая от нее все обилие благодатных даров. И начнем мы с Таинства Крещения.
Обратимся к Священному Писанию. В беседе с Никодимом Господь говорит: Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (Ин. 3, 3-7). И вот именно это рождение свыше, о котором говорит Господь, и есть Крещение. После Своего воскресения Господь обозначает важность крещения так: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Наконец, посылая Своих учеников после Воскресения в мир возвещать Евангелие, Господь прямо установил это Таинство: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до окончания века. Аминь. (Мф. 28, 19-20).
С самого начала бытия Церкви мы видим, что вход в Церковь совершается именно и только через Крещение. Вся книга Деяний Апостольских полна указаний на это, поэтому я не буду приводить цитат, по многочисленности их. Внутренний смысл этого Таинства раскрывается в Апостольских посланиях. Вот что пишет Ап. Павел: Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы, почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 6, 3-11).
Апостол поставляет здесь крещение в теснейшую связь с величайшим событием нашей веры - с Воскресением Христа из мертвых. Принятием крещения мы приобщаемся Христовой смерти - но, главное, тому, что было после Его смерти: воскресению из мертвых.
Здесь нужно отметить, что русский и славянский языки подчеркивают именно этот момент таинства. Крещение на всех европейских языках - «Baptisto», т.е. погружение в воду; и Апостол проводит аналогию между этим погружением и погребением Христа; наш же язык оттеняет больше сораспятие Христу. Надо сказать, что крещение, как омовение в воде, погружение в воду, не было чем-то принципиально новым: мы знаем Иоанново крещение - когда св. Иоанн Креститель крестил в покаяние. Это было такое действие, больше символическое, когда погружение человека в воду символизировало очищение его от грехов, в которых он каялся и к которым обещал не возвращаться. В Ветхом Завете мы видим частые омовения как очищение от разной нечистоты.
Но в христианстве прежде существовавшая форма некоего символического священнодействия приобрела абсолютно реальное онтологическое содержание Таинства - от того, что с водою повелением Божиим сочетается Дух Святой (см. Ин. 3, 3-7), и Он усвояет Христа принимающему Таинство человеку, так что Апостол пишет: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27).
Как и любое Таинство, Крещение служит не только личному, индивидуальному оправданию и освящению каждого человека, но и объединяет приобщившихся Христу людей в единый организм - Церковь, Тело Христово; через наше крещение созидается Церковь. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною (погружением, омытием водой, т.е. Крещением) посредством слова (Еф. 5, 25), пишет Апостол. Так же, как теснейшую связь таинства Крещения с Воскресением Христовым, Апостол подчеркивает и связь Крещения с нашим спасением, как даром от Бога, проявлением деятельной любви Божией к падшему человеку. «(Бог) спас нас не по делам праведности, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3, 5). Вы «омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего: (1 Кор. 6, 11). Наконец, чтобы завершить ряд цитат из Писания, приведу отрывок из 1 Поcл. Ап. Петра, который как бы подытоживает сказанное выше. Нас, пишет он, крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасет воскресением Иисуса Христа (1 Петр. 3, 21). То есть: крещение не есть нечто символическое, омытие лишь плотской нечистоты; крещение - под условием нашей жизни по Богу (обещание Богу доброй совести) - усвояет нам спасение и приобщает Воскресению Христа Господа.
Итак, на основании этих свидетельств Св. Писания можно дать такое определение: Крещение - это Таинство, в котором совершается новое рождение - свыше, от воды и Духа, для спасения и воскресения; оно есть приобщение Христу и Его Церкви; в Крещении мы возрождаемся, очищаемся от греха, оправдываемся перед Богом, чтобы ходить в обновлении жизни. Обещаем мы, со своей стороны, Богу добрую совесть, т.е. обещаем проводить жизнь по воле Божией, и вступаем, таким образом, с Богом в Новый Завет. Очень важно подчеркнуть, что Крещение есть начало новой жизни, и дается нам как семя, как залог, как задание, чтобы мы, трудясь над взращиванием этого семени, все более и более раскрывали в себе полученную благодать Божию.
Вот что пишет о Крещении Свт. Феофан Затворник: Крещение дает нам то, что ничто другое на земле, кроме его, дать нам не может. Оно сочетавает и срастворяет с естеством нашим Божественную благодать, так что из купели Крещения человек выходит таким, каким выходит из мастерской какое-либо изделие, напр. колокольчик, в коем к меди прилито серебро. Подобный ему медный колокольчик без серебра на вид таков же, как и этот с серебром; но состав их разный, разный у них звук, разны и честь им, и цена. Так разнится и человек крещеный и некрещеный. Разность сию составляет то, что с крещеным сочетавается благодать Св. Духа, так как крещаемый водою крестится вместе с тем и Духом Святым. На вид и он такой же человек, как и некрещеный, а на деле - в составе своем - они разны, - и очень. Так во Св. Крещении к естественному (поврежденному в падении) составу нашему приливается новая стихия, сверхъестественная, и остается в нас сокрытою и сокровенно действующею (Что есть, письмо 25). И далее Свт. Феофан раскрывает в подробности, как мы должны жить и действовать, чтобы эта благодать сокрытая и сокровенно действующая стала для нас явною и действующею со всею силою во всей нашей жизни.
Я напомню вам, что в этом и есть суть нашего Завета; мы говорили об этом, когда начали рассматривать вообще, что есть Таинства Церкви. В Крещении мы приносим Богу обеты и вступаем с Ним в Завет, - т.е. договор (не в формальном, разумеется, смысле): Бог нам приготовил Царство Божие, или, можно сказать так: Бог нам дает Себя, всего, - насколько человек может вместить; а мы обязуемся жить по Евангелию, или, другими словами говоря, приняв от Бога дар благодати, употребить все свои усилия, чтобы с помощью Св. Духа уврачевать повреждение нашей природы и соделаться жилищем Богу. Поэтому все великие дары Божий, которые мы перечислили - оправдание, освящение, со-воскресение - даются нам в Таинстве Крещения не как окончательный, актуализированный и пребывающий дар, а именно как задание, как потенция, как возможность.
Здесь отличие Православия от протестантизма; последние считают именно, что крестился - и всё, точка, всё получил. Не так учит Церковь. Чем отличается, продолжим мысль Свт. Феофана, крещеный человек от некрещеного? Тем, что как бы не стремился некрещеный к освящению, очищению, соединению с Богом, какую бы праведную жизнь не стремился проводить - не получится это у него, не хватит своих сил: где-то обязательно вылезет повреждение падшей природы. А крещеный получает именно эту силу. Он не выходит из купели бессмертный, бесстрастный, не способный болеть, изменяться; но к его естеству прививается именно эта сила Божия, которая, если человек захочет, поможет ему одолеть грех, живущий в нем. Для этого христианин, вошедший крещением в Церковь, должен устроить свою жизнь, и внешнюю, и внутреннюю, так, чтобы вся она проникалась освятительной силой Церкви, - т.е. выстроить всю жизнь по началам Евангелия. Крещение здесь - начало этой жизни; а сама эта жизнь и есть исполнение и раскрытие обетов, которые мы (или - за нас, если мы крещены в младенчестве) принесли Богу. И это именно вся жизнь, без перерывов, во всем своем объеме. Поэтому, собственно говоря, Таинство Крещения не есть одномоментный акт - крестился, и всё; а распространяет свое действие на всю человеческую жизнь. Крещение поэтому - неповторяемое Таинство: мы исповедуем (в Символе Веры) едино крещение во оставление грехов.
Это - учение Церкви, теория, так скажем. На практике Таинство Крещения очень часто профанируется. Это происходит по двум причинам.
Первое - исполнение заповеди о Крещении только наполовину. Напомню, что сказал Господь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19). То есть сначала должно быть научение, затем собственно Таинство, и затем - соблюдение его. Вот с научением у нас очень плохо. У нас такая установка: крестить любой ценой, - в уже знакомой надежде, что благодать окажет автоматическое воздействие. То правда, что бывают случаи, когда человек крестится так, полусознательно, а потом приходит к вере. Но это - какой-то особый Промысл Божий о конкретном человеке, не таково общее устроение Церкви. Вспомним слова Христа: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Смысл здесь не такой: кто не будет креститься, будет осужден, - а такой, что кто при крещении не будет иметь веру, тот осужден будет. И Церковь всегда очень серьезно к этому относилась: сначала - научение вере, затем - принятие Таинства, чтобы крещение без веры не послужило человеку в суд и осуждение, как недостойно принятое Таинство, остающееся без должного возделывания.
Если мы возьмем древнюю Церковь, то увидим, что доступ в нее был весьма строг. Люди долго научались истинам веры (они назывались «оглашенными» - от «оглашать» слух истинами веры), и только потом, очень торжественно, крестились. Это был праздник всей Церкви, приурочивалось крещение обычно к Пасхе, Троице или Богоявлению. До сих пор церковные чины содержат все эти требования (ектенья об оглашенных, и проч.). Человек поэтому становился сознательным христианином.
У нас в Церкви, несмотря на постоянные напоминания Священноначалия, оглашения и катехизации практически нет, как церковного института, а если есть, то они могут принимать самые неожиданные формы. Отсюда выходит, что крещаемые часто не знают, что с ними произошло - в Кого они крестились, Кому сочетались, от кого отреклись, и что теперь от них требуется. А если бы они в точности узнали это заранее, то некоторые, может быть, и не захотели бы креститься.
В самом деле, христианину нужно стараться быть кротким, смиренным, милостивым, добрым, нельзя блудить, обманывать, быть жестоким к другим - собственно, это то, что мы Богу обещаем. Некоторым это явно не может нравиться - нужно наоборот, идти по жизни гордо, брать от нее всё, не обращать внимания на других. И такой человек не научен смыслу христианства, он крестится из суеверных соображений - чтоб не сглазили - и потому принятое Таинство становится ему судом и осуждением.
Также и после крещения - полученную благодать нужно соблюсти и приумножить, а для этого окружить себя церковным строем жизни. В наше время это также затруднительно, потому что церковная жизнь сейчас как-то съехала на рельсы индивидуального спасения, а человек не может быть один, тем более в Церкви. Обязательно нужна общинная жизнь, чтобы приход был живым организмом, Церковью в собственном смысле слова, чтобы человек, пришедший в Церковь, получал там любовь и поддержку на всех путях своей жизни - а не просто пришел в храм, отстоял службу, и ушел к себе, никому не нужный.
Собственно, община - это исконное устроение Церкви; только в нашей жизни оно как-то не реализуется.
Так что вот, чего требует заповедь о крещении - и до, и после; и вот какие связаны с этим проблемы, которыми - увы - занимаются только энтузиасты, на личном, так сказать уровне, - но не на уровне Церкви.
Вторая причина профанации Таинства - проблемы, бывающие при крещении детей. Крещение детей - давняя церковная традиции, связанная, однако, с определенными, весьма строгими, условиями. Дело в том, что по устроению Церкви Таинства должны приниматься человеком свободно, сознательно и осмысленно. Младенец лишен всех этих качеств, и, формально рассуждая, крещение нужно откладывать на сознательный возраст. Церковь, однако, не мыслит формально: все ее действия есть выражение любви к людям, доверия к ним, уважения. Чтобы семья, в которой рождаются дети, могла быть совершенной домашней церковью - а именно такой должна быть христианская семья, - чтобы не было так, что родители - члены Церкви, христиане, а дети - вне Церкви, дожидаются своего возраста, - Церковь дозволяет крестить детей - именно, чтобы не лишать целости домашнюю христианскую общину. Но делает это Церковь под одним условием: чтобы дети, быв крещены, созревали и воспитывались обязательно как христиане, в церковной среде. Для этого существуют воспреемники, крестные - люди, произносящие за младенца обеты крещения и обязующиеся перед Церковью, совместно с родителями, воспитать дитя так, чтобы, придя в возраст, оно восприняло обеты крещения как свои.
Следовательно, только в том случае можно крестить детей, если после принятия этого Таинства дети будут помещены в имеющуюся в семье церковную атмосферу и будут воспитываться родителями и крестными как православные христиане. Все остальное, ради чего предпринимается крещение - а это, как правило, соображения или магического порядка - чтобы не болели, чтоб не сглазили, бабка грыжу должна заговорить, а некрещеных она не берет, - или некоей национальной самоидентификации: мы же русские - значит надо креститься, - всё это является профанацией Таинства, оскорблением, попранием благодати Божией, и главное, с самого входа в Церковь воспитывает в людях потребительское и неверное отношение к Таинствам и к Церкви вообще. Опять же, Человеколюбец Господь Своим промыслом может обратить человека, крещеного в детстве «просто так» и не получившего развития этого благодатного семени - к Себе, к вере, к Церкви; но это всё же особое, частное промыслительное действие Божие, а мы говорим об общем церковном чине.