Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Подборка из VK

Как подвигнуть человека к исканию смысла жизни?

- Как подвигнуть таких людей, у которых «все хорошо» изменить свою жизнь? И надо ли им изменять свою жизнь? Мы же знаем, что богоискательство и обращение к Богу оно иногда не очень гармонично проходит. И как бы внешне гармоничная жизнь изначально она вдруг приходит в дисгармонию. Как тут быть?

- Вы знаете, когда проповедовал Сам Христос, то далеко, далеко не все слушали Его, шли за Ним, и тем более соглашались с Ним. Так что рассчитывать на то, что каждый человек заинтересуется этим основным вопросом нашей жизни «зачем я живу?», без которого невозможно ответить на вопрос «если мне хорошо сейчас, то зачем мне что-то другое искать?», так вот, если этого вопроса для человека не существует, то очень трудно его подвигнуть к какому-то исканию, какому-то чтению, интересу.

Но если у человека что-то все-таки шевелиться внутри, в душе, то поговорить об этом, наверное, стоило бы. И стоило бы поговорить, наверное, с таких позиций. Он говорит, что сейчас у меня все хорошо. Но он же знает, что каждый рожденный приговорен к смерти.

Во-вторых, он знает, что никто не знает, к какой смерти.

Третье, когда он говорит, что меня устраивает моя семья, или, как многие говорят, что смысл жизни моей в детях, то приходится невольно задать им вопрос, какое страшное слово вы произнесли, как бы вы назвали того человека, который бы говорил, пламенно говорил, что он любит своих детей и послал бы их на верную, неминуемую смерть, что бы вы сказали тогда об этом человеке? Он бы наверное отшатнулся в ужасе.

А на самом деле — что такое смысл жизни в моих детях, например? Ты разве не знал, что рождая ребенка, ты приговорил его к смерти? И это ты называешь любовью? Это называешь смыслом жизни? Вот это одно из таких очень важных положений, которое должно заставить задуматься человека, можно ли назвать, я назвал самое главное, мой смысл жизни в моих детях?

Для тех же людей, которые просто удовлетворены своим настоящим состоянием, здоровьем, материальным положением, социальным, то неужели не хватает ума у человека понять, что во мгновение ока, неизвестно по каким причинам все это может измениться? Один сосудик лопнул и... Что все твое благополучие? Будь ты каким угодно миллиардером, будь какая угодно у тебя семья, а ты лежишь в парличе. Как-то прочитал, один миллиардер, он бедный болен раком горла, и его питают жиденькой пищей ложечкой, ох, какой замечательный смысл жизни. И никто не застрахован ни от каких болезней, ни от каких несчастий, и вообще, ни от каких треволнений этой жизни. Поэтому когда слышишь такие вот заявления, о том, что у меня все хорошо и мне больше ничего не надо, то смотришь на него: он в своем уме или нет? Что за странность? Ты разве знаешь, сейчас лег здоровым, ты уверен, что ты проснешься таковым же, ты пошел на работу, ты уверен, что ты вернешься с нее? И так далее.

Этот взгляд на жизнь не только примитивный, это какой-то слепой, неразумный, рискую сказать — безумный. Поэтому главный вопрос, без решения которого человек никогда не может сказать, что я удовлетворен и больше мне ничего на свете не надо, это вопрос, на который надо ответить: зачем я живу, зачем мы живем, зачем живет все человечество, каков смысл этой жизни, если эта жизнь кончается смертью? И здесь принципиально два ответа. Принципиальных, в которых есть нюансы, но ответа только два. Или есть вечность для человеческой личности, то есть есть душа, есть бессмертие, есть Бог, и тогда я понимаю, в чем состоит смысл моей жизни.

Если это, тем более, вечность, которая, как говорит христианская религия, что это не просто вечное какое-то странное бытие, а это бытие благо, бытие такого блаженства, перед которым даже все земное ничто.

Если хотите, можно хотя бы такое сравнение сделать - скажите влюбленному, в чем его счастье, в чем его смысл жизни, что ему нужно, нужно ли ему еще что-нибудь, скажет — ничего, ничего! «Ромео и Джульетта», «Руслан и Людмила», «Князь Серебряный», возьмите А. К. Толстого, вы посмотрите вообще старые романы, они великолепно описывали человеческую любовь и показали, что очень важно, когда в человеческом сердце это есть — все, ему больше ничего не надо.

Так вот христианство говорит о том, что смысл человеческой жизни как раз заключается в том, чтобы достойно войти в ту вечность, где человек будет преисполнен этой любовью. А возьмите противоположный теперь, второй вариант. Нет Бога, нет души, нет вечности, я живу один раз, и моя жена, и дети, и все на свете живут один раз, и все человечество живет один раз, и в конечном счете, как твердо говорит наука, человечество как биологический вид смертно. Скажите тогда, зачем я живу, какой смысл в этой жизни?

- Никакого, просто жить, в самом процессе жизни, говорят такие люди.

- В отношении самого процесса мы поговорили, мы не знаем, что будет в следующую минуту. Если бы мы конечно все время находились в том здоровом благополучии, здоровом и физически, и социально, и материально, то можно было бы как-то говорить. Кто нам гарантирует? Разве мы не видим на своих друзьях, своих знакомых, по прессе, по телевидению, как во мгновение ока все переворачивается, сегодня он в славе, завтра его в землю закапывают. Это же безумие. Если поэтому смысла в этой жизни нет, если это мое благополучие на острие каком-то, которое вот-вот, и я упал неизвестно куда, неужели человек не должен задуматься, тогда зачем же все это существует и какой смысл? Если он задумается, то мы упомянули о богоискателях, действительно, очень многие, кто действительно серьезно задумывался над этим вопросом, они приходили к одному выводу — или есть Бог или бессмыслица.

Кстати, многие, для которых этот вопрос стал ребром, кончали даже жизнь самоубийством, когда они не смогли убедиться в том, что есть Бог. Многие же приходили к убеждению о бытии Бога, и потом на личном религиозном опыте убеждались, что Бог — это реальность, духовный мир — это реальность, и реальность есть преисполненная блага, а не чего-либо другого. Вот так в общих чертах я мог бы сказать об этом и ответить на такой вопрос.

- То есть, если очень обобщить, и сказать одной фразой, то это наверное будет звучать как memento mori, память о смерти?

- Она может быть очень разная. Для одного человека, для неверующего, само воспоминание о смерти это ужас и отчаяние — я все теряю здесь и на веки вечные. Ведь что говорит атеизм: «верь, человек, что вечная смерть тебя ожидает». Изумительно просто! А есть и другое понимание памяти о смерти, когда с точки зрения того, что я смертен, я начинаю уже по существу осмысливать и понимать всю свою жизнь, всю свою деятельность, все свои нравственные и безнравственные поступки. Я начинаю понимать, что советь — это не абстракция, а действительно, голос истины, если хотите, как в народе говорят, голос Божий. Вот так, я полагаю, можно реагировать на подобного рода вопросы.

Беседы с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в эфире телеканала «Союз» orthodox-newspaper.ru/numbers/at50362

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем