Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Бог каждого из нас призывает к святости...

Безобразная молитва и образы внимания в молитве.

У Симеона Нового Богослова есть труд, где говорится об образах внимательной молитвы. И, хотя слово "образ" - одно, но говоря о трёх образах внимания и говоря о безобразной молитве, мы говорим о разных совершенно вещах.

Образы внимания в молитве - это классификация того состоянияя внимания, что наблюдается у всех молящихся со вниманием. А безобразная молитва - это молитва, в которой человек не соединяет со словами и смыслами молитвы никакие видимые (нарисованные как на картинке, фото и т.д.) образы. Фактически, образы внимания - это то или иное состояние внимания ума к словам молитвы. А образная (безобразная) молитва - это молитва где к словам и смыслам человек добавляет (или наоборот не добавляет) нарисованные картинки (как художником) в своём уме.

Молиться "без применения образов внимания" = молиться невнимательно.
Молиться же безобразно = не сочинять в своём уме картинки относительно и смыслов и отдельных личностей молитвы.

Если ты молишься внимательно, то твоя молитва "подпадает" под тот или иной образ внимания. Точно так же как если ты двигаешься, то либо "по образу" такого движения как :идёшь, либо ложишься, либо приседаешь, либо бежишь и т.д.. Может ли кто то "просто" двигаться и при этом не подпадать под "образ определённого движения"?

Молиться "без образно" и молиться соответственно одному из трех образов внимания, согласно св. Симеону Новому Богослову, это совершенно разные понятия. "Без образная молитва" - это молитва, в которой человек не представляет себе никаких видимых и невидимых образов. Если же его внимание обращается к таким образам, то это первый образ внимания в молитве (согласно св. Симеону). Слово образ - омоним. В одном случае оно употреблено святым как тип внимательной молитвы (образ внимания в молитве), а в другом - как образность, воображение ума, создание в уме неких мысленных образов от внешних вещей (небо, икона, смыслы текстов...)

***О первом образе внимания (первый смысл слова омонима "образ") и молитвы
   Отличительные свойства первого образа(1-ый смысл) таковы: когда кто, стоя на молитве и воздевая на небо руки свои и очи свои, и ум свой, держит в уме божественные помышления, воображает (2-ой смысл омонима "образ") блага небесные, чины Ангелов и обители святых, и кратко все, слышанное в Божественных Писаниях, собирает в ум свой, и рассуждает о том тогда – во время молитвы, зря на небо, и подвигает тем душу свою к вожделению в любви Божией, а иной раз извлекает даже слезы и плачет (то это будет первый образ внимания (1-ый смысл) и молитвы).

Разнообразные молитвы и "образ внимания" в любой молитве - это разные категории. Во всякой молитве, что в 50 псалме, что в Иисусовой молитве, что в молитвах после Причастия и т.д. - во всех них, молящийся внимательно, молиться одним из трёх типов (образов) внимания в молитве.

И св.Симеон говорит что все три типа (образа) внимания могут быть полезны, но при условии, что они правильно употребляются в своё время.

***Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает или низвергается и гибнет. Кто эти три образа употребляет в свое время и как следует, тот преуспевает, а кто употребляет их неразумно и не вовремя, тот низвергается.

Когда же и как полезно молиться первыми двумя типами (образами) внимания? Симеон отвечает - в своё время - после уже того как сердце очистилось через внимательную молитву третьего типа. Тогда ум, находясь в сердце чистом от страстей, как из укрепления ведёт борьбу с бесами через первый и второй тип внимания. До этого же, первый и второй тип внимания в молитве не ведут к преуспеянию, к очищению сердца, но или безплодны, либо даже вводят в прелесть.

В ссылке выделены соответствующие цитаты:

https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/68#sel=22:1, 22:74;23:31, 23:72;24:1, 24:26;27:1, 28:36;30:190, 30:271;41:1, 42:149;44:1, 45:17;45:34, 45:176

Суть всей этой небольшой главы святого - правильное молитвенное делание - положить в основание третий тип внимательной молитвы (молиться третьим образом внимания), а потом, когда через этот тип внимания очистилось сердце и ум соединился с сердцем - возможно и от первых двух получить пользу и преуспеяние дальнейшее в молитве.

*** Бог одного от нас требует, того, чтоб сердце наше было очищаемо посредством внимания. А затем будет, по слову Апостола: «если корень свят, то явно святы и ветви, и плод» (Рим.11:16). Если же кто не в таком порядке, как мы сказали, станет возводить очи свои и ум свой на небо и воображать что-либо мысленное, то он увидит мечтания, что-нибудь ложное, а не истинное, по той причине, что сердце его нечисто. Так первый и второй образ внимания и молитвы, как мы не раз говорили, не приводят человека в преуспеяние. Почему как, желая построить дом, мы не кровлю прежде возлагаем, а после полагаем основание, потому что так нельзя, но прежде кладем основание, потом строим дом и тогда уже возлагаем кровлю; так надлежит нам поступать и в отношении к духовному: прежде положим основание, то есть станем хранить сердце и изгоним из него страсти,

18 июня 2019 в 13:29

Вопрос стяжания духовной молитвы, не удовлетворяясь душевной и не останавливаясь в движении к Богу (в такой остановке есть некая смерть духовная, холодность к Богу), это вопрос стяжания бесстрастия и сердечной чистоты. А это, в свою очередь, достигается вниманием ко всему происходящему внутри нас...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: