Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вера православная

Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 13/2

КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.

XIII. Христианство и окружающий мир.
XIII.II Христианин и Власть.

1. Сознание верующих людей - мирян, священнослужителей и монахов, формируется под воздействием не только духовных факторов - положительного влияния Творца, Сил Света и Церкви; и отрицательного влияния падших ангелов. Христианин не может полностью обособится от общества и государства, семьи и родственников, вольно или невольно общается с окружающим миром, воздействуя на его материальное и духовное состояние.
Праведная христианская жизнь, избранная свободной волей человека, является решающим фактором личного духовного развития и спасения души. Одновременно "христианский образец" общественной, семейной и личной жизни представляет главное и самое сильное средство проповеди христианского учения, несущее миру свет истинной веры, приводящее человечество к познанию Бога и подлинного смысла человеческого бытия.

"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. 14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". Мф 5 (13-16)

В истории Христианства, в отношениях Церкви, христиан и общества, можно выделить основные "духовно-временные" периоды, по разному сочетающие "свободу и принуждение". Преимущественно светская власть занимает по отношению к Православной Церкви или враждебное или слишком «заботливое», в отрицательном смысле, отношение. Периоды реальной симфонии - гармоничных отношений государства и Церкви, немногочисленны и кратки.
В наше время государство и общество современной России относятся к проблеме вероисповедания фактически "нейтрально и безразлично", разрешая людям свободный выбор религии и духовного мировоззрения, если это не задевает корыстные интересы власти. Это лишь "кажущаяся свобода и видимое спокойствие", когда православные христиане при попытках реальной проповеди христианской жизни, постоянно встречают сильное противодействие.
В моду все больше входит пресловутая «европейская толерантность», проповедующая всеобщую веротерпимость, когда каждый выбирает веру сам и не мешает делать это окружающим. В теории все выглядит красиво, но на практике толерантность превращается в весьма агрессивную отрицательную «терпимость ко греху». Телесные и душевные страсти объявляются "нормальным человеческим состоянием", всячески пропагандируются, "насаждаются и утверждаются" властью, в то время как сознательным верующим полностью запрещается критиковать греховную жизнь, дабы не «оскорбить чувства» неверующих грешников. В итоге подобной «веротерпимости» нормальные верующие лишаются права исповедать христианские догматы и "автоматически" превращаются в «неправильных» членов общества. Попутно формируется соответствующее общественное мнение, представляющее христиан «ограниченными фанатиками и религиозными террористами».
Православные христиане согласны с тем положением, что государственная власть в законном порядке имеет право влияния на сферу религиозной жизни. Государство должно разумно контролировать религиозную деятельность, запрещая причинение обществу и людям физического и морального, нравственного и духовного вреда со стороны верующих и церковной организации. Для поддержания "общественного равновесия" власть обязана не допускать превращения религиозных организаций в националистические и политические, тоталитарные и демонические образования, не имеющие с религией ничего общего. Государство также обязано защищать права и свободу нормальных верующих, ограждая их от кощунства, насилия и угнетения со стороны неверующих и атеистического общества.
Для нашего искаженного мира данное положение вещей является наиболее приемлемым, если сравнить его с положением «государственной Церкви», превращающей веру в господствующую идеологию, или угнетенным состоянием Церкви при безбожных тоталитарных режимах, когда вера уничтожается всеми возможными способами. Но, к сожалению, не самым полезным, потому что светская власть находится в руках фактически неверующих людей, далеких от правильного христианского взгляда на мораль, нравственность и духовное развитие общества.

*******
Рассматривая отношения "веры и власти", сначала необходимо сказать несколько слов о «языческой» религии древних славян. Хотя полноценной религии у славян не было, невозможно отрицать, что славянские народы будущей Руси и России, как и все народы мира, имели "духовно положительные" религиозные воззрения. С другой стороны не стоит забывать, что славянское мировоззрение, как и любое язычество, было сильно искажено демоническим влиянием.
"Оформленная" религиозная жизнь начинается для российского государства с принятием Христианства. Православие стало традиционной религией русского народа, которая уже тысячу лет несет людям подлинные, проверенные временем духовно-религиозные ценности. Не стоит повторятся об отношении к Православию и другим религиям безбожной коммунистической власти, решившей полностью искоренить веру в России. В конце XX столетия положение решительно изменилось к лучшему, а Православная Церковь получила реальную свободу действий.
Одновременно, в силу бездуховности мирской власти, ее «нейтральная благожелательность» по отношению к религии в наше время нередко принимает весьма оригинальные "формы и оттенки". Как ни странно, но именно Христианство современная власть фактически отрицает, поддерживая Православную Церковь и православную веру или "пустыми" словесными обещаниями, или наоборот "грубыми" полицейскими мерами, что вредит проповеди Православия возможно больше коммунистических гонений.
Причина подобных проблем заключается в том, что истинная вера мешает власти гордых и богатых, самолюбивых и тщеславных «правителей мира сего», которые по внушению сил зла делают все возможное для того, чтобы полезное, спасительное религиозное знание не дошло до сознания людей. Неудивительно, что в православной России нашего времени искаженные виды Христианства, различные тоталитарные культы и духовно опасные секты, приносящие обществу несомненный вред, пользуются свободой и даже явным покровительством мирской власти.
В идеальном варианте Церковь и Государство, духовно-религиозная и мирская власть, призванные заботиться о духовно-нравственном и материальном благополучии общества, должны быть единым организмом. Гармоничный образ сочетания обоих видов власти мы видим на примере Первохристианской Церкви. В начале становления Церкви, святые апостолы естественным образом соединяли материальную и духовную заботу о людях. В дальнейшем Православие пыталось воплотить данную идею в виде симфонии Христианской Церкви и государственной монархической власти, когда правитель является сознательным помазанником Божиим.
Сначала ветхозаветная, а потом новозаветная история мира и Церкви показывают, что в силу греховности человечества, идеальный вариант совмещения религиозной и мирской власти почти неосуществим. Тем не менее, Церковь в целом, ее служители и простые верующие, призваны стремиться к воплощению идеала богоустановленной христианской власти, построенной на принципах сознательной святости, бескорыстного добра и самоотверженной любви.
В современном российском обществе, где сознательные православные христиане представляют "малое меньшинство" - около 1-2 процентов населения, реально приемлемым вариантом является не слияние, а раздельное существование Церкви и государства, основанное на добровольном сотрудничестве и взаимопонимании. Подобное положение вещей находится далеко от традиционной православной «симфонии» - гармоничного согласия религиозной и мирской власти, которая в различном виде в отдельные времена существовала в дореволюционной православной России. Но ничего лучшего, скорее всего, уже не стоит ожидать, потому что этого не хотят сами люди.

*******
Для осуществления полноценного, полезного взаимодействия с мирской властью, Православная Церковь, оценивающая действия светской власти с христианской точки зрения и дающая ей советы по одухотворенному управлению обществом, должна находиться на "благодатной высоте" Первохристианской Церкви. В свою очередь государством должны управлять верующие, духовно мудрые люди, без чего невозможно правильно контролировать государственные процессы, направляя общество по пути социальной справедливости и духовно-нравственного преображения.
Примеры реального христианского взаимопонимания Церкви и государственной власти, наблюдались в России в отдельные периоды, преимущественно в истории древней Руси, во времена благочестивых правителей - равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги, благоверных князей Бориса и Глеба, Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого, Александра Невского и Дмитрия Донского. Тогда наравне с мирской властью в управлении страной участвовали православные христиане и праведные иерархи Церкви, такие как преподобные Сергий Радонежский и Нил Сорский, московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген.
Понятно, что из-за греховности человечества случаи действительной симфонии религиозной и мирской власти довольно редки. Из-за недостатка "сознательной праведности" самих христиан, идея православной симфонии, как наиболее приемлемый и полезный вид союза Церкви и Государства, на практике в разной мере искажается. Но это вовсе не означает её неосуществимости.
Особенно яркий пример являет правление царя Иоанна Грозного, который по своим задаткам действительно был образцом православного монарха, заботящимся о благе России и русского народа. Несмотря на свой "государственный ум" и благочестивые намерения, принесшие в начальный период его правления ощутимую пользу, Иоанн в дальнейшем не выдержал испытания властью. Царя поработило "примитивное" властолюбие и он попытался единолично заменить собой соборный разум русского народа, не понимая, что праведная жизнь общества может осуществиться только добровольно и сознательно. Демоническое влияние гордой власти сильно исказило деятельность Иоанна и в результате Россия вместо намечавшегося порядка и процветания получила анархию Смутного времени, а династия Рюриковичей прекратила существование.

*******
Обычно в истории наблюдается два основных варианта событий, когда демонические силы целенаправленно искажают природу государственной и религиозной власти. В странах, где утвердилось Западное Христианство-Католичество, церковная власть попыталась взять на себя функции мирской власти, присваивая безбожное право действовать любыми насильственными и обманными методами для утверждения религии и создания внешнего порядка. Организация Западной Католической Церкви сама попыталась стать государством, не изменяя его греховную - гордую и насильственную природу.
В истории Восточного Христианства-Православия церковная власть наоборот нередко подчинялась бездуховной мирской властью, оправдывая своим авторитетом все её действия, как якобы исходящие от Бога. Таким образом, организация Восточной Православной Церкви фактически отказывалась участвовать в реальном управлении обществом, отдавая его на порабощение силам зла. В обоих случаях мы видим демоническое искажение христианского союза духовной и мирской власти, основанное на греховности человеческого естества.
Что касается мирской власти, то во все времена она по сути дела одинаково строится на обмане и насильственном подчинении простого народа. Красивые лозунги «все для блага народа», служат в основном для обмана людей, для лицемерного прикрытия корыстной деятельности гордых и алчных правителей и политиков.
Человеческая гордость всегда стремится к нераздельной абсолютной власти, независимо от её мирского или религиозного типа. Добрый и смиренный праведник, живущий по воле Божией, не станет соперничать за власть с грешниками, применяя любые методы и средства. А силы зла наоборот всеми способами помогают обрести власть своим «темным избранникам», приводя к управлению обществом духовно непросвещенных, гордых и самолюбивых правителей, достигающих цели грубой силой и обманом.

*******
"Гордое искажение" власти относится не только к области безбожной мирской политики и нередко происходит с верующими, когда они забывают о высшей ценности христианской святости и любви. Обладатели богословского образования и священнического сана по праву стоят у кормила Церкви. Оспаривать их власть вредно и бессмысленно. Одновременно нельзя забывать, что для христианина «основным авторитетом» всегда является не просто любой служитель Церкви, а добрый и смиренный праведник, самоотверженно и бескорыстно служащий людям по воле Божией.
Говорить о непонимании земным человеком "правильной природы" власти можно лишь отчасти. Самолюбивый человек хорошо чувствует свою выгоду и только притворяется непонимающим, особенно если требуется пожертвовать чем-то личным ради реального блага людей. Мирская власть почти не скрывает свою лживую и корыстную природу, властолюбивые стремления и равнодушие к простому народу. В отношении религиозной власти все намного сложнее.
Принадлежность к церковной организации, видимое обрядовое благочестие и богословское образование не всегда являются главным фактором в творчестве духовно-религиозной власти. Без следования путем сознательной христианской святости, действия религиозной власти могут приносить духовному развитию человечества несомненный вред. Вспомним католическую «святую инквизицию» и власть римских пап на Западе, а также подчинение Восточной Православной Церкви императорам Византии, в дальнейшем отразившееся на взаимоотношениях Русской Православной Церкви со светской властью Российской империи.
Киевская Русь восприняла византийский вариант союза-симфонии Церкви и государства. В начале государственного становления русской нации, многие представители мирской власти действительно уважали и слушались праведных представителей власти церковной. Среди русских князей было достаточно благочестивых правителей, советовавшихся с духовенством и принимавших христианские решения общественных проблем. Но чем дальше, тем больше побеждала гордыня государственной власти, а правители России переставали слушать и слышать голос Православной Церкви. Праведникам приходилось молчать буквально под угрозой смерти, а обличение общественного зла означало мученическую смерть. Тем временем к церковному управлению при содействии мирской власти нередко приходили люди, готовые служить ей за земные блага «как угодно». В итоге искажение идеи симфонии Церкви и Государства привело русский народ к революции 1917 года. Данный переворот был подготовлен не только безбожной частью общества, но также формальной верой и фарисейством самих православных, которые являлись верующими лишь по названию.
«Новая» безбожная коммунистическая власть решила совсем уничтожить Православную Церковь и русское Христианство-Православие. Впрочем, коммунистические гонения обрушились на настоящих верующих всех религий. Советские гонения на веру повторили начало христианской эры и сделали новомучениками большинство "действительных" православных. Множество "формальных" православных легко отвернулось от веры, в церковную организацию проникли предатели-«обновленцы». На семьдесят лет «государственной религией» России вместо Христианства стал богоборческий атеизм, а искажение подлинной сути христианской власти самими православными чуть не уничтожило земную организацию Церкви.

*******
Несмотря на многочисленные отличия, различные исторические эпохи имеют фактически одинаковую духовную сущность. Еще до Рождества Христова история Ветхозаветной Церкви Израиля показала миру все возможные образы взаимодействия Церкви и государства. В начале патриархи и пророки богоизбранного народа естественным образом соединяли светскую и религиозную власть. В "эпоху судей" у власти действительно стояли праведники, действующие по воле Божией. Потом греховность народа привела к не всегда благочестивому правлению царей, междуусобным войнам, разделению и подчинению Израиля власти языческих империй.
Перед пришествием Христа фарисеи и саддукеи, составлявшие руководство Ветхозаветной Церкви, соединяли функции мирской и духовной власти. Положение было весьма не простым - с одной стороны надо было сохранить самобытность Израиля, с другой им приходилось, так или иначе, подчиняться языческим римским правителям.
Знаменательно, что израильские фарисеи и саддукеи применяли насильственные методы правления и «утверждения» религии, позже присущие Католичеству - "цель оправдывает средства". Причем боролись они не столько с Римом, сколько с мнимыми "угрозами" внутри израильского общества, повторяя ветхозаветные гонения на богоизбранных пророков. Господь Иисус Христос был объявлен главным врагом израильского народа за Свою явную святость и бескомпромиссное правдолюбие. Господь ничем не мешал ни римской, ни израильской власти, но зато решительно обличал лицемерие самих израильтян, которое и являлось подлинной причиной государственного и духовного падения Израиля.

"Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. 48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. 49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. 51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, 52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. 53 С этого дня положили убить Его". Ин 11 (47-53)

"Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. 12 И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. 13 Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? 14 И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. 15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. 16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18 ибо знал, что предали Его из зависти.
19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. 20 Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. 22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. 23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. 24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. 25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. 26 Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие". Мф 27 (11-26)

2. Вышеописанная гибельная ситуация не может быть исправлена никакими «духовными» и социальными революциями, реформами и реформациями до тех пор, пока сами люди не поймут необходимость искреннего отречения от гордости и властолюбия во имя служения спасению мира в духе смиренной любви.
Ветхий Завет дает нам образец правильных взаимоотношений светской и духовной власти, утверждая служение Единому Богу как основу земного бытия любого народа, как его единственную и главную цель. Понятно, что человеческая греховность постоянно искажает правильное сочетание религиозной и государственной власти, требующее бескорыстного служения материальному и духовному благу народа. В итоге власти приходится применять насильственные средства управления обществом, такие как армия, полиция, законы и налоги.
Предводители еврейского народа соединяли в одном лице духовно-религиозную и светскую власть, действующую в интересах народа Израиля. Поэтому вопрос сборщиков храмовой подати - «не заплатит ли ее Христос», "на первый взгляд" не должен был встретить возражения со стороны Спасителя. "Благочестивый" налог на благоустройство и содержание храма, на материальное обеспечение церковных служителей и помощь нуждающимся членам общества, вообще налоги, должные идти на благо общества, есть, несомненно, полезное устроение.
Но уже само понятие «налога или подати на храм», а также "юридических законов" несет в себе глубочайшее противоречие. Вера и реальное служению благу общества является областью духовной свободы, которую нельзя, да и невозможно загнать в рамки внешнего принуждения. Правильное положение дел требует вместо обязательного налога и принудительного влияния законов добровольной "жертвы добра и любви", сознательно совершаемой по мере сил каждого члена общества.
Данный принцип должен действовать в отношении христианина к духовной и светской власти. Вообще любой нормальный - верующий и не верующий человек обязан добровольно взаимодействовать с государственной властью, являясь по отношению к Родине любящим сыном и дочерью, искренне, самоотверженно служа Отечеству и своему народу по доброй воле.
Верующий тем более не имеет права оставаться в своей стране «посторонним» человеком, который трудится и соблюдает законы под принуждением, из-за боязни наказания. Также недопустимо принуждение в области религиозной жизни. Формальное благочестие, когда человек, уподобляясь лицемерным фарисеям приходит в храм под давлением власти и общественного мнения, совсем ненужно Богу.

*******
Сознательный христианин хорошо знает подлинную цену религиозной и государственной власти, основанной на насилии и подчинении личности. Одновременно христианин понимает недопустимость духовной «свободы-анархии», ведущей к всеобщей греховной вседозволенности. Проблема заключается в том, что не все люди являются полноценными, сознательными членами Церкви и общества.
Поэтому во имя сохранения общественного и духовно-нравственного порядка, христианин признает за государством право на твердые законные меры воздействия вплоть до принудительного силового управления, признает авторитет церковной власти и ее право на религиозное, моральное и нравственное воспитание народа. Власть просто необходима падшему человечеству во избежание полного "общественного развала".
Любая форма государственной власти влияет на общественное развитие преимущественно принудительными методами, требуя от людей обязательного подчинения государственным законам. Греховность человечества не оставляет государству иного выбора. Для сохранения общественного спокойствия необходимы структуры государственной власти, армия и полиция, законы и налоги. Другое дело в какой форме, для чего и эти средства применяются.
Ослабление строгости государственной власти напрямую зависит от духовно-нравственного преображения общества в соответствии с христианским учением. Когда люди сознательно учатся праведной жизни и стремятся творить волю Божию, они перестают творить зло и общественный порядок налаживается сам собой. Поэтому Церковь Христова всеми мерами содействует религиозному воспитанию человечества для его же блага.
В отличие от власти мирской, церковная власть не имеет ни малейшего права на принудительную и насильственную проповедь веры. Иначе она лишается благодатной силы Святого Духа, перестает быть властью Христианской Церкви и начинает служить демоническим силам. Добиться положительного действия религиозной власти можно лишь одним способом - праведной жизнью членов Церкви. Иначе, по мере оскудения среди верующих благодатного духа сознательной праведности, земная церковная организация начинает духовно ослабевать и становится неспособной полноценно влиять на воспитание общества.
Трезвое, критическое осознание ненасильственной природы религиозной власти, ни в коем случае не означает отрицания права Церкви на воспитание общества. Несмотря на искажения смысла Христианства самими верующими, на умаление духа благодатной святости нашими грехами, земная Церковь сохраняется Богом в любых испытаниях. Она не может быть разрушена и будет существовать до «конца времен», потому что ее основу составляет не сама церковная организация и храмы, а сознательные последователи Христа.

*******
Фарисеи, ищущие от веры власти, славы и материальной выгоды, по сути дела не являются частью Церкви. Это «инородный вирус», духовная болезнь церковного организма, нападающая извне. Тем не менее, последствия фарисейского искажения церковной власти могут быть поистине ужасающими, что наглядно показывает история России и Русской Православной Церкви XIX-XX века.
В Российской империи большинство русского населения "автоматически" считалось православным. Но это было скорее желательное мнение государства, чем действительное положение вещей. Многие люди ходили в храм «по привычке» - два, три раза в год по большим праздникам. Например, в царской России имела место странная практика, когда государственные чиновники должны были один раз в год обязательно сходить в храм на Исповедь и Причастие, а потом принести на работу справку от священника, подтверждающую, что они действительно исповедались и причастились. Иначе "неблагонадежного" чиновника ждали "неприятности по службе".
Делалось это для доказательства "государственной православности слуг народа", хотя с точки зрения сознательного христианина подобное принудительное благочестие не имеет никакой цены и выглядит скорее кощунственной насмешкой над верой. Неудивительно, что подобные «православные» грешили не «хуже» иноверующих и неверующих людей, сектантов и атеистов. Все это в итоге закономерно привело царскую Россию к духовному, общественному и государственному падению. Причем данные искажения правильного смысла и цели союза-симфонии церковной и государственной власти, встречаются в Православии до сих пор. И вряд ли мы избавится от них до самого преображения Земли и человечества.
Во избежание соблазна для духовно слабых и не понимающих людей, для сохранения общественного и церковного порядка, а главное для реальной проповеди Христианства личным примером праведной жизни, православные христиане, как сознательные "сыны Божии", принимают существующее положение вещей и формы власти. Христианин не может быть «посторонним» для Церкви и своей Родины и потому уважает авторитет земной Церкви и добросовестно подчиняется государственной власти, несмотря на их ошибки и несовершенство.
Христианин самоотверженно служит своей Отчизне, исполняя государственные законы по доброй воле, а вовсе не из-за страха наказания. Еще более сознательно христианин исполняет заповеди Христа, уважая и почитая церковную власть, требования церковного порядка и канонической дисциплины. Так верующий становится сознательным членом общества и духовно свободным сыном Матери-Церкви.
Духовно мудрое послушание фактически безрелигиозной государственной власти, для которой Православие представляет не столько истинную веру, сколько «разновидность национальной идеологии», является для верующего наиболее приемлемым вариантом. Понятно, что христианин почитает и уважает власть сознательно, в соответствии с заповедями Христа, не обманываясь насчет подлинной сущности неверующих мирских правителей, заботящихся в основном о собственном благе.
Для христианина важны не столько «твердая власть» и «сильное государство», сколько духовное, нравственное и социальное процветание его Родины. Для этого христианин целенаправленно показывает миру пример правильного отношения к государственной власти собственной праведной жизнью, призывая окружающих не соблазняться даже в том случае, если представители мирской и духовной власти искажают её христианское предназначение в угоду личному властолюбию.

"Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? 25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? 26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; 27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя". Мф 17 (24-27)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы.Записки

    Сообщество

    ЕлицыМедиа

    Сообщество