Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вера православная

Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 13/1

КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.

XIII. Христианство и окружающий мир.
XIII.I Человек и общество.

1. Несмотря на научно-техническое могущество современной цивилизации и идеи гуманизма, человеческое зло и социальная несправедливость никуда не исчезают. Человечество продолжает жить по «диким», лицемерно «приукрашенным» понятиям первобытного мира. Социальное зло возрастает ужасающими темпами, а за красивыми словами о «свободе, равенстве, братстве» по прежнему скрывается торжество грубой силы, когда правым всегда оказывается более сильный, богатый и имеющий власть человек.
По сравнению с дохристианским миром в современном обществе наблюдаются явные улучшения социальных отношений. Это заслуга христианской цивилизации, кардинально изменившей мир богочеловеческим учением Нового Завета. И одновременно, несмотря на внешнее благополучие, отношения между людьми на государственном, коллективном и бытовом уровне, мало отличаются от порядков, царивших во времена ветхозаветных цивилизаций.
С первого взгляда современное человечество образует вполне культурное мировое сообщество. Тем не менее, на земле не прекращаются голод, эпидемии и войны, самые страшные и разрушительные из них провоцируются и создаются наиболее технически развитыми и «культурными» нациями. Вежливые манеры и поверхностная культура продолжают скрывать зло грешного - искаженного и падшего человечества, лишь немного "исправленного" христианским творчеством праведной жизни, бескорыстного добра и самоотверженной любви.
Из-за гордой греховности человечества, не желающего жить по заповедям Творца, в наше время большинство людей по-прежнему "искренне" считает, что сильный, богатый и знатный человек всегда прав. Естественно, что грешники относят к правым, прежде всего, себя самих. Как и несколько тысяч лет назад, люди продолжают с «удовольствием» подавлять и подчинять, мучить и уничтожать друг друга всеми возможными способами - с помощью войн и тоталитарных государственных режимов, науки и техники, насилия и обмана, лжи и предательства.

*******
В «библейские» времена, при возникновении первых государств и формировании законов организованного общества никто не удивлялся, если сильный и богатый человек без смущения подчинял окружающих. Поэтому для своего времени ветхозаветный закон «око за око, зуб за зуб», который утверждал право справедливого наказания за зло, отстаивал равенство людей перед законом независимо от личности человека, был подлинной "вершиной" социальной справедливости.
Время Ветхого Завета давно ушло, но, несмотря на преображающее действие законов Нового Завета, нравы греховного человечества во многом продолжают оставаться прежними. В лучшем случае люди сохраняют между собой «вооруженный нейтралитет», основанный на правиле «не трогай меня, и я не трону тебя». Когда кто-то первым нарушает «перемирие» и наносит обиду, обиженный при возможности обязательно стремится отомстить, считая правило «око за око, зуб за зуб» естественным законом межчеловеческих отношений и своим «заслуженным» правом.
Современные - образованные и якобы культурные люди на удивление быстро «забывают» зло, которое мы творим окружающим, и начинают требовать справедливости лишь тогда, когда дело касается их личных обид. Если говорить о злых порядках, царящих в нашем искаженном мире, особенно среди животных, месть за незаслуженную обиду вполне справедлива. Впрочем, животное не столько мстит, сколько защищает свою жизнь. Понятно, что "правило мести" принципиально не подходит высокоразвитому разумному существу, каким является человек.
Божественное откровение Нового Завета явило человечеству полноту духовной Истины, впервые показало миру подлинный смысл и настоящую цель богочеловеческого бытия. Хотя греховность человека толкает нас на зло, эгоистично не давая забывать обиды, каждый разумный человек обязан жить по Божественным законам любви и всепрощения, по возможности не отвечая ударом на удар, прощая зло и помогая окружающим - "близким и дальним".

"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Мф 5 (38-42)

Новозаветное неотомщение и всепрощение обид в личной и общественной жизни, в сфере политических отношений между народами и государствами, представляет единственное средство для установления подлинного мира на нашей планете. Но только малая часть человечества следует данному правилу и в результате земная цивилизация «успешно» склоняется на погибельный путь "личного и общественного" зла, государственной тирании, природных и социальных катастроф. Не обращая внимания на призыв Спасителя мира Господа Иисуса Христа, современный - цивилизованный, научно и технически развитый мир продолжает жить по «закону джунглей», быстро двигаясь к закономерному самоуничтожению.
Естественно, что правило христианского всепрощения и неотомщения нельзя понимать буквально, доводя ситуацию до абсурда. В жизни отдельных людей и коллективов, народов и государства, часто возникают экстремальные ситуации, когда мирные люди вынуждены защищать себя от грубого насилия с помощью оружия и ответных ударов, даже если это приводит к гибели нападающего. Государственная власть и закон, полиция и армия жизненно необходимы для сохранения общества от разгула анархии и произвола грубой силы.
В личной жизни каждый человек, которому грозит реальная опасность, имеет полное право защищать себя и свою семью с применением силы. Конечно при условии соблюдений пределов необходимой самообороны, не разрешая овладеть собой мстительным чувствам, приводящим к ответному неконтролируемому насилию.
Что же касается повседневных житейских ситуаций, когда люди досаждают друг другу «по мелочам», то здесь не только христианин, но и каждый культурный и воспитанный человек, может и должен руководствоваться принципом прощения и неотомщения личных обид. Христианский принцип «неотомщения» должен применяться нами в подавляющем большинстве ситуаций, потому что правило "справедливой" мести только кажется справедливым самолюбивому и гордому земному человеку.
С первого взгляда незаслуженно обиженный человек, коллектив и целая страна, имеют полное право требовать полного отомщения своих обид. Но для трезвого решения вопроса достаточно вспомнить о собственной греховности, заставляющей нас неограниченно причинять зло окружающим мыслью, словом и делом. Мы «привычно и обычно» творим зло окружающим сами того «не замечая». Наносимые нам обиды фактически являются возвращением долгов и заслуженным, справедливым наказанием, жаловаться на которое глупо и бессмысленно.
Даже в случае действительно незаслуженной обиды человека, никому не сотворившего зла (заметим, что данная ситуация существует скорее теоретически и очень редко встречается на практике), неотомщение и полное прощение представляет лучший способ установления духовного мира для обиженного и лучшую возможность вразумления и исправления для обидчика. Кто-то посмеется над христианским всепрощением, считая его бессмысленной глупостью, кто-то просто его не заметит. А кто-то обязательно задумается о том, почему верующий прощает зло, когда большинство людей стремится отомстить, и в итоге мир и человечество медленно, но верно начинают меняться к лучшему.
Сознательному христианину, подражающему Господу Иисусу Христу, приходится бесконечно страдать и прощать своих обидчиков, потому что это единственный способ, реально уничтожающий в мире власть зла. Творчество христианского всепрощения не ограничивается пассивным прощением обид и обязательно продолжается активным творчеством самоотверженной любви по отношению к людям. В ответ на зло, христианин обязан проявить к обидчику жертвенную братскую любовь, бескорыстно помогая ему материально и духовно, потому что только так можно исправить гордого и самолюбивого грешника, показав ему путь истинного добра.

"И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же". Лк 10 (25-37)

2. Лучшими правилами дохристианского мира были законы «око за око и зуб за зуб», «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Это так сказать «естественные» законы греховного земного человека или «настоящая человеческая» справедливость. Однако разумный человек с бессмертной душой не имеет права останавливаться на данной ступени развития, близкой к животному миру и должен руководствоваться принципами Божественной справедливости, потому что идеалом для нас является Всеблагой - Святой и Любящий Творец Вселенной.
Господь бесконечно прощает Свое заблудшее создание, давая возможность творческой жизни всем людям - добрым и злым, посылая земные блага праведникам и грешникам. Точно также обязан поступать каждый нормальный человек, призванный, подобно Творцу, любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих. Это и есть путь полноценного духовного развития, который благодатно преображает падшего человека в богочеловека и сына Божия, деятельно уничтожая на земле власть зла.
Господь абсолютно справедливо оценивает человека на основании того, как человек оценивает и судит своих братьев. Бог никогда не наказывает нас в смысле принудительного и насильственного воздействия на грешника за совершенное зло. Каждому из нас Он предоставляет свободный выбор добра и зла, который приводит к тому, что человек сам награждает или наказывает себя, выбирая один из двух путей - путь праведной жизни, ведущий к спасению бессмертной души или путь жизни греховной, приводящий к погибели.
Сознательное подражание Всеблагому Творцу и патологическая греховность земного человека делают христианский принцип неотомщения и всепрощения незаменимым. В большинстве случаев люди хорошо "видят" чужие грехи, дающие пищу для удовлетворения мнимых и действительных обид, но зато "не замечают" собственного зла, наносимого окружающим. Самолюбивый эгоист уже не может или вернее не хочет исправляться в лучшую сторону и несет людям одно зло. В итоге человеческая «справедливость» закономерно превращается в жестокосердое удовлетворение нашей гордости в личных и общечеловеческих масштабах.

"Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". Мф 18 (23-35)

3. Принцип христианской "доброты" необходимо применять не только на уровне отдельной личности, семьи или коллектива, но обязательно в общественных и государственных масштабах. Вопросы социальной несправедливости и человеческого зла, преступления и наказания, особенно болезненно проявляются в общественной жизни, которая как "большая река" формируется из "малых ручейков" личных жизней.
Из-за греховной несознательности человечества, «государственная машина» в большинстве случаев вынуждена поддерживать общественный порядок с помощью "твердых" законов и вооруженной силы. Мы сами отказываемся добровольно следовать требованиям общечеловеческой нравственности и законам духовно-религиозного развития. Люди по своей же вине не могут обойтись без жёсткого государственного контроля и обязательного наказания преступников. Отрезвить гордого эгоиста, сознательно творящего зло, способно только принуждение и наказание, да и то не всегда. Естественно, что наша "болезненная" греховность никоим образом не оправдывает факты ненужной, излишней жестокости, когда в ответ на насилие правосудие переходит дозволенные границы, когда человек не может остановиться в мщении, когда вместо перевоспитания преступника государство в буквальном смысле занимается его мучением.

*******
В нашем ненормальном искаженном мире государственной власти не остается ничего лучшего, как только жестко, но не жестоко, наводить общественный порядок, силой изолируя своих опасных членов. Преступник должен ответить за преступление, но суд и наказание необходимо основывать на принципах беспристрастной оценки и христианского милосердия. "Формально карающий" гнев, не учитывающий внутренние, духовные причины преступления, является плохим средством для исправления любого преступника.
Никто не спорит с тем, что существуют практически неисправимые люди, которые буквально любят творить зло, не желают исправляться и смеются над проявлениями христианского всепрощения. Однако в большинстве случаев возможность духовного перевоспитания преступника сохраняется, а вернуть человеку человеческий облик можно лишь при условии христианского прощения его злых дел, что естественным образом приводит к сознательному исправлению грешника-эгоиста.
Только нелицеприятная, бескорыстная христианская любовь может разумно сочетать меру действенного прощения и обязательного наказания. Данное правило одинаково относится к личной и общественной жизни. Любое, самое справедливое наказание, совершенное без любви по «букве закона», фактически не исправляет преступника. "Наказующее воздействие" христианского милосердия есть единственное средство, которое может перевернуть внутренний мир человека, дав ему понять ужасающий мрак зла, совершенного им по отношению к людям.
При всей своей "мягкости", христианское неотомщение вовсе не означает допущения вседозволенности зла и неразборчивого всепрощения любых грехов. Злой - экономический и политический, нравственный и "религиозный" преступник должен быть строго обличен, и при необходимости справедливо, даже сурово наказан для общественной и его же личной пользы. Но первым инструментом наказания является благодатное воздействие искреннего прощения бескорыстной любви.
Только на примере простого доброго отношения злой человек может понять, что духовной основой человеческой жизни являются любовь и добро, а не грубая сила, власть и богатство. Естественно, что человек, получающий право суда и наказания людей в семье, коллективе и обществе, строже всего обязан контролировать и судить самого себя. Тогда наказание принесет реальную пользу и не превратиться в бесконтрольное зло, в безнаказанное издевательство над грешником, преступником или просто беззащитным и невинным человеком.

"Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной". Мф 5 (14-23)

"Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего". Мф 7 (1-5)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности