Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вера православная

Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 9/1

КАТЕХИЗИС
Христианской - Восточной Православной Церкви.

IX. О средствах преодоления зла и обретения благодатной жизни.
IX.I «Внешнее и внутренне» преображение христианина.

1. Спасительное всестороннее благодатное очищение, освобождение и преображение душевно-телесного естества христианина от демонической власти греха и зла, соединение бессмертной человеческой личности с Богом, достигается несколькими основными «традиционно-религиозными» методами, менять и отменять которые бессмысленно, бесполезно и духовно опасно.
Во-первых, верующему необходимо принять христианское учение - догматы и каноны истинной православной веры, основанные на Божественных заповедях и религиозном опыте Ветхого и Нового Завета. И не просто признать христианское учение «на словах», но обязательно исповедать его «на деле» в личной практике праведной жизни.
Во-вторых, спасение и духовное развитие любого человека невозможно без постоянной жизни в Церкви Христовой, где нам дается наилучшая возможность воспринимать благодатную помощь церковных Таинств, принося Покаяние и принимая Причастие Тела и Крови Спасителя мира - Сына Божия Господа Иисуса Христа.
И, в-третьих, от христианина требуется повседневный личный подвиг «несения креста христианской жизни», включающий жесткий контроль над собой, беспощадную личную борьбу с телесными и душевными страстями, максимальное «недопущение» повторения греховных падений. Для чего незаменимы такие традиционные «средства духовной жизни» как пост и молитва. Естественно, что борьба с грехом неразрывно связана с совершенствованием в христианских добродетелях, с деятельным стремлением к добру и святости истинно-православной жизни.

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную… Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Мф 19 (16-19)

2. Только такой единственно верный и спасительный - «узкий» путь традиционной праведной жизни благодатно соединяет верующего с Богом и спасает его душу, принося пользу человеку и всему нашему миру.
Изменение человека «от зла к добру, от греха к праведности» начинается с телесного аскетизма, который регулирует инстинкты физического размножения и питания, гармонично поддерживая существование нашего земного естества. Телесное аскетическое воздержание весьма важно, но верующему нельзя останавливаться на данной ступени духовного развития. Очищение тела ни в коем случае не должно затмевать собой освобождение души от власти душевных страстей.
Для полноценного исполнения христианского учения Господь призывает верующего победить душевные страсти, освободив душу от гордости и себялюбия. И тогда, правильно сочетая телесный аскетизм с очищением души, христианин обретает смиренную любовь к Богу и людям, получает благодатную помощь Святого Духа, может реально исповедать истинную православную веру в делах святости, добра и любви.

*******
Верующие люди нередко совершают основную «религиозную ошибку» выбирая «широкий путь» сложных обрядовых правил, касающиеся поведения человека в обществе и храме, ограничений в одежде, в еде и так далее. Поборники обрядоверия считают, что именно тщательное, буквальное соблюдение обрядового закона является исполнением воли Бога, которое предохраняет верующего от духовного осквернения, очищает от грехов и дает «гарантию» спасения бессмертной души.
Воцерковление, каноническая дисциплина, богословское изучение догматов, аскетические правила для тела, обрядовое благочестие и общепринятые «национально-обрядовые религиозные установления», участие в жизни земной Церкви, приносят верующему несомненную духовную пользу, приучая нас к порядку и самоконтролю. Одновременно обрядовый закон не имеет права подменять собой высшую ценность христианской святости, которая рождается через сознательное очищение души от власти эгоизма и гордости.
Иначе из непонимания и отрицания первичной важности душевного очищения, возникает «традиционно-противоестественное» для религии явление фарисейства, когда верующий ревностно исполняет обряды, но при этом постоянно грешит телесно и душевно, не имея искренней любви к Богу и людям. Гордый и самолюбивый человек может «запросто» творить грех и зло, лицемерно принадлежа к церковному сообществу, потому что формальные «человеческие установления» никогда не заменят исполнение Божественных заповедей.
Подтверждая свою веру, православный верующий принимает Таинство Крещения и признает православные догматы, ходит в храм, участвует в церковной жизни и приобщается благодатных церковных Таинств. Однако веру христианина показывает и доказывает его праведная жизнь, решительное бескомпромиссное отречение от греха и сознательное развитие личных добродетелей. Неудивительно, что верующий не сразу становится «реальным» христианином, который правильно - смиренно и с любовью творит волю Божию.
В Церкви Господь дает нам все благодатные возможности для того, чтобы стать христианином, постоянно трудясь над собой. Процесс очищения-освобождения тела и души христианина от власти греха и зла, процесс благодатного просветления верующего энергией Святого Духа, занимает всю земную жизнь и продолжается в вечности. Христианин не имеет права ни на шаг останавливаться на пути личного благодатного преображения. В ином случае Божественные таланты и благодатные дары, данные свыше начинающему христианину, становятся недейственными или вообще забираются Богом, оставляя от подлинной веры одно бесполезное «внешнее» обрядоверие.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. 15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16 По плодам их узнаете их.. 21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Мф 7 (13-23)

3. Правильное духовно-религиозное творчество христианской жизни требует от православного верующего гармоничного сочетания телесного и душевного преображения, добровольного отречения от телесных и душевных страстей во имя любви к Богу и людям. Иначе церковная жизнь перестает приносить спасительную пользу и под влиянием гордости становится «антидуховным» средством «духовной» погибели.
По своей лени многие верующие пытаются заменять «узкий и трудный» путь «простого» исполнения Божественных заповедей, борьбы со страстями и воспитания добродетелей «широким и легким» путем «сложного» обрядоверия. Такие люди или не понимают или не хотят понимать, что Господь ценит в нас искреннее стремление к святости и смиренной любви, а не суровые аскетические подвиги и тем более формальное притворное «благочестие». Поэтому Господь Иисус Христос так беспощадно обличает подобное фарисейство, ставящее спасение души в зависимости от бессмысленных «преданий старцев».

*******
Фарисей только создает вид праведного поведения, целенаправленно отказываясь очищать свое естество от власти телесных и душевных грехов. Если верующий человек не желает отрекаться от телесных страстей, гордости и себялюбия, принимая практику праведной христианской жизни, темные силы рано или поздно подчиняют его, заставляя творить зло по своему усмотрению вне желания человека. В итоге любой грех приводит человека к вольному или невольному отречению от творения воли Божией, к отказу от собственного спасения, к буквальной «продаже» бессмертной души демоническим силам за ничтожные земные удовольствия.
Освобождение души начинается с обязательного телесного очищения, и вместе с тем одностороннее телесное очищение не имеет смысла без последующего очищения души. Добиться телесной дисциплины довольно просто, но остановка на данной ступени грозит зарождением «духовного» эгоизма и «религиозной» гордости, которые снова приводят человека к падению в пропасть греховной жизни.
Христианская жизнь невозможна без непримиримой борьбы против гордости и эгоизма, являющихся основой всех телесных и душевных страстей, неразрывно взаимосвязанных и не существующих друг без друга. В первую очередь Бог ожидает от нас жертвы сознательной святости и самоотверженной любви. Для этого Всеблагой Творец призывает нас «бросить все земное» во имя спасения души и помощи погибающему миру, осуществляя личное духовное предназначение в творчестве праведной жизни.
Смиренно не забывая о греховности земного человека, христианин призван постоянно трудится над собой с предельным напряжением сил. Учитывая слабость человеческих возможностей перед духовным миром, Господь дает все нам необходимые благодатные дары - силу и знание Святого Духа. Главная «проблема православной веры» заключается в том, чтобы все христиане - простые верующие, монахи и священнослужители, искренне проявляли себя в творчестве праведной жизни и христианской любви, применяя Божественные таланты.

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. 3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? … 7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Мф 15 (1-9)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности