Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вера православная

Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 8/3 (продолжение)

КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.

VIII. Путь человека к Богу. Грех и добродетель.
VIII.III О добродетелях - образах истинной христианской жизни.

3.7 Смирение противоположно самолюбивому тщеславию, которое бесконечно возвеличивает грешного и несовершенного земного человека, «разрешая» ему неограниченное удовлетворение телесных и душевных страстей. Смирение ясно показывает человеку ужасающую глубину нашего греховного падения и учит христианина подлинному «страху Божию».
Христианский страх Божий не имеет ничего общего с тем явлением, когда верующий боится Бога, как высшее «духовное начальство», наказывающее нас за непослушание земными страданиями и вечными адскими мучениями. Подлинный страх Божий нисколько не похож на страх виноватого в преступлении человека, который стоит перед земным человеческим правосудием. Подобный «неправильный» страх только заставляет людей притворяться хорошими, не делая ничего для реального исправления. В «лучшем» случае он учит преступников человеческих и Божественных законов лицемерно признавать свою вину без покаяния. А верующих бессмысленно «защищать» себя с помощью формального обрядоверия во избежание заслуженного наказания за грехи.
Подлинный и полезный страх Божий рождается из искренней любви к Богу и людям в очищенном от самолюбия сердце. Это особый духовный страх, когда верующий боится грешить, страшась обидеть милосердного и любящего Творца, когда верующий сознательно отрекается от греховной жизни, потому что наши грехи несут человечеству неисчислимое зло.
Совместно со смиренным покаянием страх Божий «высвечивает» грехи человека, который понимает, что никакое личное усилие и Божественное наказание не оправдает и не исправит его зла. Человеческое зло прощается и исправляется только милосердием Творца, конечно, при обязательной посильной помощи с нашей стороны, когда мы живем праведно, от души прощаем людей и деятельно творим добро.

*******
Соединяясь с Богом в молитве самоотверженной любви, свободной от самолюбия, верующий ясно ощущает присутствие и величие Творца, познает непредставимое Божественное милосердие и абсолютную Любовь Бога к людям. Одновременно смиренный человек до последней глубины познает греховное ничтожество злой и гордой души, удаленной от Бога и служащей силам тьмы. Поэтому смиренный христианин так бескорыстно любит Творца и все Божественное творение, перестает грешить и творить людям зло, не желая обижать Господа и окружающих.
Искреннее смирение никогда не унижает человека перед Всемогущим Богом. Изгоняя «слепую» гордость, «пустое» самолюбие и «глупое» эгоистическое самомнение, смирение дает верующему неискаженную оценку личных грехов и ошибок, учит человека реально исправлять самого себя.
Смирение чудесно и мудро изменяет наш эгоистичный взгляд на ближних так, что окружающие люди без всякого принуждения видятся смиренному человеку лучше его самого во всех отношениях. Только смирение может принести нам благодатное озарение, силу и знание Святого Духа, потому что смиренный человек действительно хочет видеть и исправлять свои греховные недостатки, стремится жить праведно и самоотверженно творить людям добро.

*******
Наравне с ясным видением личных грехов, сознанию смиренного человека открывается видение лучших качеств окружающих. Смирение учит христианина исправлять, прежде всего, самого себя, не замечая грехов и зла других людей. Благодатное воздействие смирения очищает душу верующего от влияния самолюбивой гордости, так что смиренный христианин получает возможность смотреть на мир глазами человека, свободного от власти зла. Смирение учит верующего обвинять, первым делом, самого себя, воспитывая честный и прямой характер, беспристрастный по отношению ко всем людям. Так смирение, в виде активного отречения от себялюбия, открывает христианину путь «живой веры», на котором он спасает свою душу и собственным примером приводит к спасению окружающих грешников.
Смирение рождает в человеке праведное отвращение и «чистую» ненависть к «пустому» тщеславию и вредной земной славе, которой так усиленно добиваются гордые эгоисты. Смирение противоположно влиянию самолюбивой гордости, духовно ослепляющей человека, заставляющей его творить зло и не дающей ему видеть собственные грехи. Себялюбие притягивает к человеку все грехи, в то время как смирение учит нас не реагировать на соблазны, сознательно отвергая искушения греховного мира.
Обычно гордые эгоисты утверждают, что смиренное поведение якобы принижает человека-праведника, лишает его «свободного духовного опыта и понимания жизни в целом». В переводе это означает, что для «познания смысла жизни» человек имеет право и должен пройти через всевозможные, в том числе самые низменные грехи. Подобные доводы специально создаются для оправдания лени и самолюбия грешного человечества, не желающего исправляться и развиваться в творчестве праведной жизни и бескорыстного добра.
Подлинное смирение не может никого унизить, потому что оно учит нас творчеству богоподобной святости и любви, возводя на высшие ступени духовного познания мира. Только смиренный человек может реально отречься от грешной жизни, получить благодатную помощь свыше, прекратить творить зло и начать творить добро.

*******
Сознательное изучение и смиренное претворение в жизнь православного учения Христианской Церкви, имеет целью благодатное соединение человека с Богом. Мистическое Таинство восприятия благодати Святого Духа совершается христианином через смиренное, самоотверженное несение личного креста христианской жизни во имя личного спасения. А завершается благодатное просветление через посильное разделение Креста Христова, когда верующий буквально распинает в себе греховные страсти во имя жертвенной любви к погибающему человечеству.
Смиренный человек искренне хочет видеть свои грехи и потому может трезво оценивать личное духовное состояние. Смиренная самооценка жизненно необходима для полноценного очищения от телесных и душевных грехов, для настоящего освобождения от власти зла. Только смирение дает нам возможность видеть и исправлять личные греховные ошибки, преображая свое естество с помощью благодати Святого Духа.
Смирение решительно, с непритворной скромностью отвергает любую лесть и самовозвеличивание, жестко обличая лукавое притворство, не дающее нам говорить правду и называть вещи своими именами. Смиренный верующий безбоязненно называет грех злом, а праведность добром. Смиренный евангельский взгляд на жизнь учит верующего мудро отвергать лукавую земную премудрость, которая дает людям возможность быстро менять правильное видение мира на «удобное и легкое» мировоззрение, приятное злому и гордому грешнику.

*******
Смирение рождает в христианине искреннее отвращение не к грешным людям, но к самому греху, ко всем греховным страстям и «удовольствиям», которые так высоко ценятся в нашем извращенном и злом мире, но на самом деле являются «высшей духовной мерзостью».
Смирение требует от нас личного духовного освобождения от власти греха и зла, но никогда не замыкается в эгоистичном желании личного спасения. Смиренный человек искренне любит людей и всегда готов служить спасению человечества. Поэтому он не жалеет и не оправдывает себя даже в случае незаслуженной обиды.
Смиренный верующий сносит человеческую несправедливость и зло вовсе не потому, что он является духовно и физически слабым человеком. Христианин ясно знает, что реальная, полноценная победа над злом совершается только действием смиренной, самоотверженной любви, которая требует полного отказа от себя во имя любви к Богу и людям.
Смиренное сочетание духовной дисциплины, строгого самоосознания и стремления трудится над собственным исправлением, рождает в христианине добродетель богоподобного смиренномудрия. Смиренномудрие можно назвать духовной мудростью «высшей пробы», дающей христианину благодатную способность правильно видеть мироздание, неискаженно понимая смысл и цель человеческого бытия.
Смиренномудрие сознательно противостоит силам зла и добровольно примыкает к силам Света, соединяя человека с Богом и ниспосылая христианину богоподобную силу Святого Духа, с помощью которой верующий правильно реализует личный духовный потенциал, спасает свою душу и помогает спасению нашего мира от власти зла.

3.8 Самоотверженная и бескорыстная любовь, изгоняющая эгоизм и гордость, есть высшая христианская добродетель. «Личная мера» такой любви соответствует ступеням восхождения православного христианина к состоянию просветленного богочеловечества.
Естество земного человека, благодатно преображенное духом смиренной любви, уподобляется безгрешному и совершенному естеству Сына Божия и Богочеловека Господа Иисуса Христа. Можно сказать, что именно любовь равнозначна подлинной праведной и святости, поскольку она взаимно соединяет христианина с Богом, приводя несовершенного земного человека к богообщению и богопознанию истинной христианской православной веры.
Человек, искренне любящий Бога и людей, становится подобен Всеблагому Творцу. Сначала он, в той или иной мере, перестает грешить и творить зло, потом с Божией помощью научается жить праведно и искренне творить добро. Гордый и себялюбивый человек наоборот, как бы он себя не ценил и не возвеличивал, добровольно бросается в пропасть поистине демонического зла, уподобляясь падшим ангелам.
Подражая Господу в Его абсолютной Святости и Любви, праведный, смиренный и добрый христианин перестает нести зло в наш мир, реально исправляя себя и окружающих. Человек, чистосердечно любящий Бога и ближних, осуществляет практику христианской жизни, недостижимую для любых «умных и знающих» грешников, направляясь к высшему состоянию благодатного обожения человеческой личности. Это единственный - простой и естественный путь, с помощью которого верующий преображается в богочеловека и сына Божия.
Любящий человек видит во всех - ближних и дальних людях, даже если они грешат, образ Творца, образ Сына Божия и Богочеловека Иисуса Христа. Из духовной чистоты, ясности и мудрости самоотверженной любви возникает полное отрицание себялюбия и победа над гордостью, появляется добровольное, смиренномудрое видение людей как своих братьев и сестер. Любовь не может грешить и творить зло, потому что она готова на все ради любви к Богу и благоговейно почитает каждого человека, как образ любящего нас Творца.

*******
По мере добровольного очищения от власти телесных и душевных страстей, по мере решительного изгнания эгоизма и гордости, христианин все сильнее и сильнее познает Любовь Господа, отвечая на нее взаимной любовью. Любовь к Богу является скрытым, глубоко мистическим и личным чувством, но его легко можно увидеть на примере искренней братской любви христианина по отношению к окружающим. Всеблагой Творец одинаково любит всех Своих детей, всё человечество. Бескорыстная христианская любовь также одинаково чиста и ровна, беспристрастна и радостна по отношению к друзьям и врагам, верующим и неверующим, хорошим и плохим людям, православным христианам и иноверующим.
Христианская любовь это не просто добропорядочное, вежливое и культурное поведение, ни к чему особенному не обязывающее и не ущемляющее наше себялюбие. Подлинная любовь не обращает внимания на грехи и видит в людях самое лучшее, стремясь поддержать и развить его для спасения человека. «Единственно настоящая» любовь является жертвенным самоотречением от греховного и гордого самоволия во имя любви к Богу и людям.
По мере своего духовного развития и созревания, сознательная любовь органично заменяет в душе верующего чувство неправильно понятого страха Божия, когда человек боится творить зло из-за наказания за грехи. Сознательная любовь к Богу учит верующего искренне любить Господа и добровольно творить Его волю, искренне отрекаясь от грешной и злой жизни. Одновременно христианская любовь проявляется не только в личной праведной жизни, но обязательно в творчестве добрых дел, в духовной и материальной помощи нуждающимся людям. Подлинная любовь отличается особым отношением христианина к Богу и людям. Когда христианин действительно любит Бога, он перестает грешить. Когда верующий искренне любит людей, он по мере сил стремится помогать им духовно и материально. Следуя данным путем, христианин воистину уподобляется Святости и Любви Творца, по мере сил соработая Господу в деле спасения нашего мира от власти зла.
Отсутствие бескорыстной любви к Богу и людям, делает из верующего «боязливого раба», боящегося Творца как высшую власть, или корыстного фарисея-«наемника», требующего «заслуженной» награды за праведную жизнь. Только самоотверженная любовь к Богу и людям, совершаемая во имя бескорыстного торжества святости и добра, преображает христианина в любящего сына Божия, который доказывает свою верность Господу добровольным отвержением всякого греховного помысла и дела.

*******
Для самого христианина Любовь Божия есть невыразимое благодатное состояние присутствия Святого Духа, несказанно сладостное влечение человека любовью к Господу Иисусу Христу и Святой Троице. Любовь к Богу непредставимо и неописуемо восхищает всего человека, его ум и сердце, в молитву благодатного богообщения и богопознания, в результате чего меняется и просветляется даже физическое тело верующего.
Через стяжание благодатного духа сознательной святости и бескорыстной любви, христианин возвращается в изначальное богочеловеческое состояние, переживая утраченное райское - безгрешное состояние тела и души. Чувства и мысли человека, просветленного духом Божественной Любви, невозможно передать словами. В нем бездействуют обычные телесные ощущения, и даже мысленная молитва прекращается от неизреченной духовной сладости. При восхищении любви молчит наш несовершенный и гордый ум, а действие Божественной энергии-благодати чудесно меняет душу и тело, просветляя ум и сердце христианина.
Благодатный дух Божественной Святости и Любви есть энергия Самого Бога, дарующая верующему богоподобную силу и знание, необходимые для победы над властью греха и зла в душе самого человеке и окружающем его мире. Приобщение Божественной энергии Святого Духа есть величайшее чудо, совершаемое самым простым и доступным для всех путем - через смиренное покаяние, личную праведную жизнь, творчество бескорыстного добра и самоотверженной любви.
Через воспитание любви к Богу и людям в естество христианина сходит неизреченный мир Христов и от человека, преображенного благодатью Святого Духа, сами собой отступают все страсти. Зло просто не может войти в ум и сердце доброго и любящего богочеловека, который соединяется с Небесным Отцом в Духе Любви, неограниченно получая свыше вразумление и утешение благодатной помощи. Неудивительно, что христианские праведники и святые подобно Господу творят чудеса и спасают людей, не теряя веру и надежду при любых скорбях и испытаниях.

*******
Сознание праведного и любящего человека является сознанием богочеловека, который подобно Господу Иисусу Христу, приносит свою жизнь в жертву любви за спасение человечества. Уподобляясь Спасителю мира в любви к Единому Богу Творцу и Его творению, христианин становится сопричастником Божественного Разума и сознательным помощником спасительного Промысла Божия.
Любовь полноценно соединяет человека с Богом, открывая ему подлинное видение человеческих устроений и тайны духовного мира. Вне зависимости от уровня интеллекта, научного и богословского образования смиренная любовь прямым путем приводит праведного христианина к обретению высшего Божественного знания.
По сути дела практика христианской святости и любви представляет собой единственно правильное и необходимое богословие, которое богооткровенно раскрывает перед нами смысл и цель человеческого бытия, показывая людям прямой путь, ведущий к спасению мира и человека.

«Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне». Лк 16 (13)

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Мф 5 (43-48)