- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 3623
- |
- Видео 2110
- |
- Мероприятия 1
Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 8/3
КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.
VIII. Путь человека к Богу. Грех и добродетель.
VIII.III О добродетелях - образах истинной христианской жизни.
1. Уникальная и неповторимая Божественная полнота христианского - Нового и последнего Завета, объясняется тем, что он дан людям через Бога и Сына Божия - Господа Иисуса Христа, с целью сформировать в людях совершенный «богочеловеческий характер». Все христиане призываются с благодатной помощью Божественного знания и силы стать «новыми людьми» и «чадами» Божиими, «богочеловеками», подобными Христу, которые призваны унаследовать Царство Небесное.
Христианский характер спасительно развивается из евангельских добродетелей через смиренное послушание Христу и Его Церкви, через личные старания преуспеть в добродетели, через особое вдохновение Божественной энергии-благодати Святого Духа, получаемой через церковные Таинства.
Наиболее важные христианские добродетели - вера, надежда и любовь, образуются в душе христианина в течение всей жизни. Христианин постепенно достигает благодатного просветления душевно-телесного естества через правильное мышление, даруемое верой во Христа, через целомудренные чувства, учащие нас уповать на Христа, отрекаясь от грешной жизни, через добродетельную праведную жизнь, возможную только по искренней любви ко Христу.
Существует множество христианских добродетелей, «дополнительных» к вере, надежде и любви - смирение, кротость, милосердие, ревность в вере, щедрость, моральная чистота, сдержанность. Эти и многие другие добродетели достигаются «упорным повторением» до тех пор, пока они не станут для нас естественными как дыхание. «Тренировка» христианских добродетелей и выработка характера, как и любое полезное творчество, требуют от нас терпения и постоянства, самоотверженного труда и целомудренной жизнью по примеру святых Христианской Церкви.
2. Греховное падение человечества началось с самовольного непослушания Богу, с нежелания следовать благим советам и спасительным заповедям Творца, с поиска «быстрого и легкого» пути духовного развития. «Красивое» с виду стремление к абсолютной свободе и желание «стать как боги» не потрудившись, привело к духовному падению первозданного человека. Так в результате происков сил зла человечество было обречено на тяжелый труд и страдания, болезни и физическую смерть. Естество земного человека исказилось через первородный грех и стало всё больше подвергаться губительному влиянию душевных и телесных страстей.
Но любящий Господь никогда не оставляет Свое создание. Следуя заповедям Творца для своей же пользы, любой человек с Божественной помощью может вернуть первозданную чистоту, вновь стать богоподобным сыном Божиим, который благодатно обожает свою бессмертную личность. Для обретения спасительной Божественной силы и знания, христианин ведет борьбу с телесными и душевными страстями, стремясь как можно более полноценно воплотить в жизнь восемь главных добродетелей истинной православной веры.
Путь христианских добродетелей, путь бескомпромиссной борьбы с телесными и душевными страстями, требует не только поста и молитвы. Здесь необходимы такие специфические средства христианского духовного делания, как смертная память - постоянное напоминание о кратковременности земной жизни, неминуемо заканчивающейся смертью тела и крушением всех земных замыслов и планов; сокрушенное сердечное памятование о своих грехах; молитвенное оплакивание сотворенного нами зла; размышления в страхе Божием о суде вечности и адских мучениях, которые грешники сами подготавливают себе своими грехами.
3. Восьми смертным грехам противостоят восемь ведущих христианских добродетелей: чревоугодию - воздержание, любодеянию - целомудрие, сребролюбию - нестяжание, гневу - кротость, печали - покаяние, унынию - трезвение, тщеславию - смирение, гордости - любовь.
3.1 Добродетель воздержания противостоит страсти объядения-чревоугодия и вообще любым телесным излишествам.
Воздержание удерживает человека от излишнего употребления пищи и прочих телесных страстей, таких как любодеяние, сребролюбие, пристрастие к мирским благам - одежде, украшениям, сну, развлечениям и так далее. Воздержание учит всесторонне обуздывать плоть умеренным и размеренным употреблением пищи и материальных благ, необходимых для жизнедеятельности тела.
Установленные Церковью посты являются основной формой христианского воздержания и аскетической дисциплины. Естественно, что аскетическое обуздание страстей, мешающих нашему очищению, духовному развитию и творению воли Божией, необходимо применять не только во время поста, а всегда и везде, в любое время и в любой обстановке.
Воздержание в пище это только начальная ступень данной добродетели. Далее следует всестороннее воздержание в одежде и различных удовольствиях, в сфере физического размножения, в обретении земных благ и материальном обеспечении семьи, которое правильно воспитывает наше душевно-телесное естество. Воздержание направляет человека на путь духовной дисциплины, содействуя духовному контролю, ослабляя, подчиняя и изгоняя из человека губительные греховные страсти.
Смысл воздержания заключается в том, что оно искореняет самолюбие, требующее бесконечного, бессмысленного и бесконтрольного удовлетворении плотских и душевных страстей. Полноценное воздержание служит очищению человека от власти телесных страстей и обузданию страстей душевных, основанных на гордости и эгоизме. Воздержание есть начало познания Истины, открывающее христианину «бессмертный смысл» высших духовных ценностей, являющихся настоящей целью сотворенного Богом разумного человека.
3.2 Целомудрие учит верующего соблюдать «целостную» чистоту тела и души, сердца и разума, уклоняясь и отрекаясь от всякого рода блудных, сексуальных страстей. Целомудрие касается не только чистоты телесной жизни, но изгоняет любые сладострастные мысли и слова, сохраняя в чистоте от греховных стремлений всего человека.
Целомудрие ведет борьбу не только с сексуальными страстями, которые представляют удовлетворение плотских грехов и удовольствий как основную цель человеческой жизни. Целомудрие воспитывает в человеке искреннюю скромность, постоянный самоконтроль мыслей, слов и дел, направленный на достижение смиренномудрого неосуждения и безгневия в отношении окружающих. Слово «целомудрие» означает цельную, полноценную «духовно-душевно-телесную» мудрость, учащую «сначала молчать и думать, а потом уже говорить и делать».
Благодатная мудрость целомудрия приходит к человеку с момента сознательного отречения от греховной жизни во имя праведной жизни и спасения души. По сути дела смиренное целомудрие означает всесторонний отказ от телесных и душевных грехов. Сначала целомудрие учит верующего ограничивать и изгонять телесные страсти с помощью поста и аскетической дисциплины. Одновременно целомудрие заботится о воспитании и очищении нашего сознания и наших чувств, ума и сердца.
Верующий не имеет права останавливаться на стадии принудительного и временного телесного очищения. Христианин обязан постоянно и добровольно содержать свой ум в целомудренной чистоте от плотских искушений и блудных соблазнов, материальных забот и суеты, мечтаний и помыслов, гнева и осуждения, гордости и высокомерия. Такое сочетание телесной и душевной чистоты приводит христианина к совершенству целомудрия - к благодатному очищению и преображению нашего душевно-телесного естества.
Обретение истинной христианской православной веры благодатного богопообщения и богопознания становится невозможным без «комплексного» телесно-душевного целомудрия. Фактически целомудрие равнозначно праведной христианской жизни, которая учит нас отвергать «скверну греха и зла», самоотверженно служа Богу и людям делами святости, милосердия и любви. Пока человек находится в подчинении телесных и душевных страстей, он не видит и не понимает смысла и цели своего бытия, направленного в вечность, где праведников ожидает богоподобная бессмертная жизнь, а грешники обретают «духовную смерть» и ад, как закономерный итог тлетворных земных страстей.
3.3 Добродетель нестяжания противоположна сребролюбию и любому излишнему пристрастию к материальному богатству и земным благам.
Христианское нестяжание не требует предельной материальной бедности и тем более нищеты. Такой подвиг по силам лишь монахам и особо избранным праведникам. Нестяжание, обязательное для всех верующих, учит нас отказываться от излишеств и развращающей материальной роскоши, довольствуясь необходимым для обеспечения земной жизни. При наличии лишних материальных благ нестяжание обязывает христианина добровольно и искренне проявлять милосердие, материально помогая бедным и больным людям, которые сами не могут обеспечить себя. Христианское нестяжание учит верующего заботится не только о личном спасении, наставляя нас проявлять по отношению к людям милосердную любовь, выраженную в чистосердечной материальной и духовной помощи всем нуждающимся.
Наравне с воздержанием и целомудрием, нестяжание воспитывает в христианине евангельскую «духовную нищету», сознательно отрекающуюся от самовольной гордости и смиренно уповающую на благой и милосердный Промысел Творца. Воздержанный и целомудренный христианин-нестяжатель понимает глупость упования на свои силы и знание, когда человек воображает себя «творцом своей судьбы». Однако он вовсе не является лентяем и бездельником.
Нормальный верующий честно и добросовестно трудится для собственного пропитания, обеспечения семьи и посильной помощи людям. В тоже время он ясно понимает высшую мудрость нестяжания, показывающую бессмысленность чрезмерной заботы о тленном материальном богатстве и пустоту временных земных проблем. Нестяжание земных благ и удовольствий приводит верующего к осознанию того, что именно путь веры, путь благодатного духовного развития, является главной целью и смыслом человеческого бытия.
Полноценное нестяжание заключается не только в умеренном использовании материальных благ и обязательно касается таких «духовных» ценностей как земная слава и власть, уча нас борьбе со всеми проявлениями гордости и самолюбия. Всестороннее нестяжание воспитывает в человеке телесно-душевную умеренность, дающую возможность воплощать христианские заповеди на практике. В итоге нестяжание очищает всё человеческое естество, помогая обрести спокойствие души и подлинную духовную свободу.
3.4. Добродетель кротости учит нас побеждать гнев, изначально изгоняя раздраженные помыслы, направленные против людей, которые развиваясь, приводят сердце человека в неконтролируемое яростное возмущение.
Рассерженный и раздраженный до ярости человек может сотворить любое зло, на которое он никогда не решился бы в спокойном состоянии. Кротость означает не просто выдержанное, терпеливое отношение к возмущающим нас людям, но общую способность трезвого самоконтроля над своими мыслями, делами и поступками.
Воспитание кротости, учащей верующего не творить людям зла мыслью, словом и делом, необходимо, прежде всего, для личного спасения человека. Но со временем христианин понимает, что кротость означает не только терпеливое несение личного креста. Высшая кротость призывает верующего сознательно следовать Христу, по мере сил разделяя с Сыном Божиим Крест любви во имя спасение ближних и всего мира.
Гнев является основной причиной эгоистичного, гордого и жестокого отношения к окружающим. Кротость очищает нас от самолюбия, развивает в человеке искреннюю любовь к Богу и людям, приносит сердечный мир, тишину и ясность ума.
Христианская кротость никогда не означает бессмысленного терпения «неразумного, забитого и глупого» существа. Христианская кротость неотделима от сознательной твердости и самоотверженного мужества, не боящихся испытаний и скорбей. Кротость учит христианин не просто терпеть человеческое зло. Кроткий верующий искренне любит людей и сознательно отказывается реагировать на человеческое зло. Поэтому он действительно не ощущает оскорблений и, подражая любви Бога к людям, обретает богоподобное незлобие, умеющее отвечать добром на зло.
3.5 Покаяние, противоположное «беспросветной печали», равнозначно искреннему признанию отдельных грехов и греховности всего человека в целом. Печаль уверяет нас в невозможности исправить падшего человека. Покаяние жёстко «высвечивает» греховность человека и вместе с тем показывает, что с Божией помощью всегда можно найти выход в любой ситуации.
Христианское покаяние неотделимо от реального ощущения предельного греховного падения, общего для всего человечества. Но в отличие от греховной печали и уныния, ведущих к отчаянию, к ложной невозможности исправить положение, покаяние рождает трезвое ощущение собственной духовной нищеты, в любом случае исправляемой с Божией помощью.
Соединяя благодатную помощь свыше и личные усилия, смиренный и кроткий кающийся грешник искренне оплакивает свои грехи, просит прощения у Бога и людей. Только так человек может деятельно осознавать и исправлять греховные ошибки и падения. Покаянный плач ума и сокрушение сердца о грехах, приводят человека к всестороннему изменению земного бытия, проявляясь в добровольной праведной жизни, в активном творчестве бескорыстного добра и самоотверженной любви.
Покаяние изгоняет самолюбивую, бесплодную и бессмысленную печаль, благодатно рождая в душе легкость совести, очищенной от власти зла. Покаяние не избавляет нас от тяжелой, упорной и длительной борьбы с грехом. Но оно приносит христианину Божественную поддержку, утешение и радость благодатного богообщения. В результате сознательного покаяния христианин освобождается от власти греха и зла, получает благодатную помощь Святого Духа и становится способным исполнять Божественные заповеди.
Покаяние начинается признанием человеческой греховности и продолжается исправлением человеческого естества через ограничение, подчинение и изгнание душевно-телесных страстей Покаяние неотделимо от самоотречения, призывающего нас жить праведно не только для личного спасения, но также для духовной и материальной помощи людям.
*******
Понятно, что настоящее покаяние требует решительного исправления зла, сотворенного людям нашими грехами. То есть покаяние невозможно без творчества бескорыстной любви по отношению к Богу и людям. Только такое покаяние действительно очищает человека от власти греха и зла, уничтожая его прошлые ошибки, и дает возможность воспринимать спасительную благодать Святого Духа, необходимую для творения воли Божией.
В случае любой - незаслуженной или заслуженной обиды, кающийся грешник помнит о личной греховности и благодарит Бога за испытания и скорби, спокойно преодолевая искушения человеческого зла, понимая их как следствие множества наших неосознанных грехов. Искренне кающийся человек по мере сил уподобляется Святости и Любви Всеблаго Творца. Поэтому покаяние, сопряженное с делами праведной жизни и бескорыстного добра, рождает в душе христианина несокрушимую надежду на спасительное милосердие Божие, открывая нам абсолютную высоту Божественной Любви.
Покаяние вмещает в себя все практические добродетели - воздержание и нестяжание, целомудрие и кротость. Покаяние, как перемена сознания и поведения человека, как реальное исповедание и исправление своих грехов, подготавливает христианина для новой одухотворенной жизни, движимой Божественной благодатью Святого Духа. Через покаянный труд над собой, через решительное очищение тела от власти телесных страстей, а ума и сердца от эгоизма и гордости, христианин телесно и душевно умирает для греховной и злой жизни, духовно воскресая для прохождения пути благодатного преображения и обожения личности.
3.6 Трезвение, изгоняющее уныние, можно назвать добродетелью сознательного терпения, без которого одинаково невозможно достичь серьезных результатов в материальной и духовной сфере жизни.
Естественно, что понятие христианского трезвения широко охватывает всю деятельность человека - его телесную, душевную и духовную жизнь. С помощью серьезного осмысления греховного несовершенства земного человека, терпеливое трезвение освобождает верующего от «бесплодного» уныния, направляя его энергию и деятельность от бесполезного самосожаления на праведную жизнь, на усердие ко всякому доброму делу по отношению к Богу и людям.
Трезвение требует от человека не лениться в делах, касающихся духовного развития, учит тщательному исполнению правил христианского поведения - внимательной молитве и строгому посту, тщательному наблюдению за своими поступками, словами и помышлениями, церковной дисциплине и аскетическому самоконтролю за всеми сферами жизни.
Трезвение наставляет христианина смиренно проверять личные чувства и знания «со стороны», создавая лучшую преграду для самолюбия и гордости. Духовно трезвый и мудрый христианин смиренно учится у других верующих, слушается учения Церкви и обязательно контролирует личный духовный опыт в общении с окружающими, которым хорошо видны наши недостатки.
Трезвение воспитывает благоговейное отношение к духовному смыслу и цели жизни, в результате чего верующий предельно серьезно относится к познанию духовной Истины и творению воли Божией. Из терпеливого трезвения рождается полноценный аскетизм, который всестороннее очищает душевно-телесное естество человека от власти греха и зла, сочетая благодатное просветление тела и души.
Трезвение учит христианина не только пассивно сохранять себя от телесных и душевных грехов, но деятельно изгонять их с помощью молитвы, познания Слова Божия, праведной жизни, творчества добрых дел и христианской любви, непрестанное пребывая в бодрствовании над личным духовным совершенствованием.
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Священник