Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вера православная

Современное осознание традиционного православного катехизиса. Часть 8/2 (продолжение)

КАТЕХИЗИС Христианской - Восточной Православной Церкви.
VIII. Путь человека к Богу. Грех и добродетель.
VIII.II Грех - главное препятствие на пути праведной жизни.

*******
За телесными грехами следуют основные душевные страсти, которые не являются особыми «отдельными» грехами. Нельзя думать, что человек может грешить телесно и не грешить душевно, и наоборот грешить душевно и не грешить телесно. Грехи тела и души напрямую взаимосвязаны в «плоти» - нашем земном естестве и не существуют друг без друга.
Главные душевные страсти включают следующие грехи и недостатки человеческого естества:

3.4 Гнев является «обычной» страстью гордого и себялюбивого человека, озабоченного достижением корыстных желаний и не обращающего внимания на то, как его поступки отрицательно влияют на окружающих людей.
Развитие страсти гнева начинается с мелочного раздражения и вспыльчивости. Сначала гневливый человек перестает контролировать свои мысли, неограниченно допуская злые помыслы в отношении людей, которые его даже не обидели, а просто чем-то ему не понравились. Потом гневливый человек начинает мечтать о мести своим обидчикам. В итоге он полностью перестает управлять своими словами и делами, теряя способность творить людям добро. Зато «хорошо» умеет мстить им любыми способами, не гнушаясь последней подлостью.
С гневом связано памятозлобие - «хорошая» память о нанесенном нам зле, когда мы странным образом забываем о том, как сами творили зло в отношении других людей; клевета на неповинных людей; зависть к любым - и праведным и грешным людям.
Гнев любой степени постепенно искажает сознание человека, доводя его до безумного и бесконтрольного беснования. Отсюда происходят разрушительные последствия гнева - бессмысленная ненависть, вражда, мщение, осуждение, возмущение, обиды на ближнего и другие подобные грехи. Гнев легко приводит ум и сердце грешника в яростное помрачение, не останавливающееся перед непристойным криком и спором, бранью и жестокими, колкими словами, нередко доходящими до нанесения физических побоев и убийства человека.
Гнев лечится смиренным безгневием, кротким всепрощающим отношением к людям, когда верующий учится думать сначала о людях, а потом уже о себе, строго испытывая свои душевные и телесные потребности.

3.5 Страсть печали характерным образом «рождается» в душе себялюбца-эгоиста, не имеющего возможности выразить злость и раздражение в отношении людей через злые поступки.
Подобный человек находит извращенное удовольствие в беспочвенном терзании себя и окружающих бессмысленными обвинениями и тоскливым видом. Печальный человек малодушно ропщет на жизнь, считая себя самым несчастным существом на земле и сомневаясь в Божественной Любви. Вместо благодарности Богу за все случающиеся с нами испытания, вместо решительного стремления преодолеть жизненные препятствия с помощью Творца, человек в печали сам лишает себя надежды на благодатную помощь свыше, что нередко доводит его до самоубийства из-за самых глупых и ничтожных причин.
Печаль есть следствие неограниченной самолюбивой нетерпеливости. Печаль возникает при нежелании видеть свою греховность, когда человек отказывается терпеливо и смиренно, мужественно и упорно трудиться над собой, спокойно перенося жизненные испытания. Вместо обвинения своей греховной природы и реального исправления жизненной ситуации, человек в печали предпочитает страдать сам и мучить других людей.
Печаль представляет для грешника весьма «удобный» повод для ропота на «тяжесть» земной жизнь, которым эгоист оправдывает себялюбивое отречение от несения личного креста и нежелание исполнять христианские обязанности по отношению к людям.
Печаль почти невозможно объяснить логически и врачевать с помощью словесных доказательств. Изгонять печаль помогают в основном молитва и труд, соединенные с размышлениями о вечности и страшном суде, о временности земной жизни и малоценности земных забот.

3.6 Греховное состояние уныния, при котором человеку становится противна сама его жизнь, является закономерным продолжением печали. Как и печаль, уныние происходит от духовной и телесной лени, от нежелания трудиться над собой, по мере сил бескорыстно помогая людям.
Земной человек обязан честно и терпеливо работать для физического пропитания, обеспечения личных материальных потребностей и помощи людям. Тогда ему будет некогда печалиться и унывать. В большинстве случаев ленивое расслабление ума и сердца, тела и души человека, приводящее к печали и унынию, возникает при самолюбивом отношении ко всякому доброму и полезному - духовному и материальному делу.

*******
К развитию печали и уныния в отношении материальных обязанностей человека приводит лень, врачуемая полезным физическим и умственным трудом. А в духовном плане особенно опасна лень к молитве и благочестивой воздержанной жизни, когда человек отказывается от постоянного молитвенного труда дома и в Церкви, ленится читать и осмысливать душеполезные книги, привыкает к невнимательной и поспешной молитве, к неблагоговейному неуважительному отношению к святыням.
Вместо честного обеспечения личных нужд и терпеливой заботы о близких, вместо осуществления посильной духовной и материальной помощи нуждающимся, уныние толкает человека праздно проводить время в бездуховных и пустых развлечениях вроде просмотра телевизора. Унылое состояние ищет, но не находит успокоение во вкусной еде и излишнем сне, в развлечениях, прогулках и посещениях друзей, в бессмысленном празднословии, в осуждении окружающих, в болтовне и кощунственных шутках.
Телесная лень неотделима от лени духовной. Вместе они рождают забвение личных грехов, отрицая необходимость покаяния и исполнения спасительных христианских заповедей. Сначала лень рождает нерадение о спасении души, потом приводит грешника к полному нечувствию грехов и лишению страха Божия.
На первой ступени печали и уныния ленивый человек наслаждается безответственностью. Но затем быстро приходит к полному «опустошению» и ожесточению на весь мир. Пресыщенный грешник печалится из-за того, что прежние обычные удовольствия «приелись» и вместо наслаждения приносят уныние, перерастающее в отчаяние и «беспросветное» разочарование в смысле жизни.
Вернуть унылому человеку полноту бытия может смиренное послушание духовно опытным наставникам, добросовестный труд и прилежная молитва, а также размышления о неминуемой смерти, наставляющие оплакивать свои грехи вместо глупой потери драгоценного земного времени, отпущенного нам для спасения души.

3.7 Тщеславие, напрямую связанное с эгоизмом-самолюбием, совмещает все страсти, посредством которых человек добивается человеческой славы и похвалы, неограниченного рабского послушания и почитания. Ради удовлетворения тщеславия, эгоист, любящий только себя самого, впадает в безудержное хвастовство, стремится обрести наилучшие материальные блага, уделяет чрезмерное внимание телесной красоте, умственному и физическому развитию. Ради тщеславия себялюбец неудержимо рвется к овладению науками и искусствами, властью и деньгами, ища в них временной, земной славы.
Тщеславие возникает не только в душах неверующих людей, считающих удовлетворение телесных и душевных страстей смыслом и цель земной жизни. Тщеславие не менее успешно может развиваться в самолюбивой душе верующего человека. Религиозное тщеславие заставляет верующего «забывать» о творении воли Божией и помощи людям, учит использовать данные свыше таланты и положение ради обретения «церковной» власти и «духовной» славы.
Религиозное тщеславие преимущественно проявляется в виде тщательного формального обрядоверия, в притворном, показном «смиреннословии», покаянии и благоговении. Их ложность легко разоблачается гордым упорством тщеславного человека, нежелающего принимать любое мнение «со стороны». Тщеславие учит человека упрямо превозносить свои настоящие или мнимые качества и одновременно внушает ему ложный стыд, запрещающий признавать личные ошибки и исповедовать свои грехи, скрывая их перед людьми, духовным отцом и Богом.

*******
Тщеславие рождает лицемерное поведение, лишенное искренней праведности и реальной любви к людям, когда человек лишь притворяется хорошим и благочестивым, постоянно боясь за свою видимую репутацию, основанную на видимом «обрядочестии» и «притворных» добродетелях. Если затронуть недостатки тщеславного, самодовольного человека, признающего только личный авторитет, он никогда не признает свою вину и всегда найдет оправдание своим грехам и неправедному поведению.
Тщеславный человек будет бесконечно прекословить и лукавить, лицемерить и утверждать свою волю, льстить сильным, богатым и знатным людям, заниматься человекоугодием и лгать, люто завидуя более «удачливым» грешникам. В отношении бедных и незнатных людей, стоящих на «низшей» ступени социального или религиозного положения, тщеславный человек спокойно «опускается» до последней подлости, жестокости и унижения ближнего.
При возможности тщеславие считает допустимым любое притворство, переменчивость нрава и бессовестное отношение к людям. При посредстве тщеславия телесные грехи начинают все более эффективно перерастать в грехи душевные, воспитывая в душе властолюбивого и самолюбивого человека поистине демонические качества.
Предупредить тщеславие может только искреннее смирение, сокрушенно помнящее о своих грехах и укоряющее себя за совершенное зло, из-за которого мы являемся всегдашними должниками перед Богом и людьми.

3.8 «Самолюбивая» гордость, как «высшее» соединение эгоизма и гордости, является главной - «ведущей» греховной страстью падшего человечества и нашего искаженного мира. Гордый и самолюбивый человек любит только себя самого и считает себя «лучше всех». Поэтому он, подобно падшим ангелам-демонам, приносит в мир наибольшее зло. Из гордости проистекает «естественный» вывод о том, что ради ее удовлетворения самолюбивый человек «имеет право» на любые мысли, слова и дела, на любую степень подлости, обмана, жестокости и низости по отношению к людям.
Гордый человек презирает видимый и невидимый мир, считая себя центром мироздания, которому обязаны служить люди и духовные силы. Гордость учит грешника дерзко насмехаться над всем, что не нравится самовольному и себялюбивому человеку, особенно над высшей духовной Истиной о первичной ценности сознательной святости и смиренной любви по отношению к Богу и людям.
Падшие ангелы, ставшие демонами, отвергающие Бога и закон бескорыстной любви, пали через гордость, пожелав самолично управлять Вселенной по своей воле. Неудивительно, что «лучшими» слугами «ангелов тьмы» или вернее их рабами, являются гордые грешники-эгоисты, готовые ради достижения личных корыстных целей на любое зло. Гордость сильнее всех грехов помрачает ум и сердце человека демонической антиблагодатью, разрушая душу и тело грешника черной энергией всех телесных и душевных страстей.

*******
Мирская и религиозная гордость действуют «одинаково губительно», «разрешая» гордецу применять клевету и зависть, памятозлобие и лицемерие, ложь и подлость в отношении окружающих людей. Несмотря на любые благородные слова о «благе человечества», гордый человек, независимо верующий или неверующий, творит зло и служит силам тьмы. Любой гордец неминуемо превращается в раба тленных земных благ, тиранической власти и пустой славы, без которых он, подобно безвольному «духовному наркоману» уже не хочет и не может жить.
Мирская гордость начинается с преувеличенного уважения «личного человеческого достоинства», когда человек не желает видеть и исправлять свои греховные недостатки. Каждый человек имеет право на духовную свободу и уважение личности, но одновременно он не должен забывать о личной греховности и необходимости сознательного смирении. Человек имеет право уважать и любить самого себя, но не менее и даже больше он обязан уважать и любить окружающих людей.
Любой вид гордости - безбожной или «религиозной», раздувается в человеке «духами зла». Любая гордость учит человека хуле на святыни и отрицанию Бога, превращая гордеца в лицемерного фарисея и даже сознательного безбожника-дьяволопоклонника. Неудивительно, что гордец по своей вине быстро повреждает ум и психику, лишаясь благодатного духа христианской любви, нанося себе и окружающим наибольший духовно-материальный вред.

3.9 Можно уверенно сказать, что главный грех падшего человечества есть грех против любви человека к Богу-Творцу и людям, вернее всему Божественному творению. Если человек является добрым и действительно любит себя и окружающих, он непременно будет исполнять Божественные законы-заповеди. И, наоборот, если человек злой он, так или иначе, противиться благой и спасительной воле Божией.
Правильная христианская «любовь к себе» проявляется в стремлении к личному духовному исправлению и совершенствованию, невозможному без творчества праведной - доброй и смиренной жизни. Хотя греховная гордость непримиримо отрицает благодатную Божественную простоту и мудрость христианского смирения, требующего жертвенной любви к Богу и ближнему, путь смиренной святости и любви есть единственно правильный путь духовного развития. В итоге вместо «обожествления» грешника, гордость закономерно приводит его к духовному невежеству и греховным падениям, к разрушению тела и заблуждениям ума, к творению демонического зла и погибели души.
Для души христианина наиболее опасна религиозная гордость, заманивающая в ловушку духовной «прелести» умных богословов, ревностных священнослужителей, строгих аскетов-подвижников и благочестивых верующих. Обычно «духовная» гордыня внушает верующему, что он буквально один из всего человечества достиг абсолютной святости и познал Божественную Истину. И тогда гордый верующий начинает «искренне» считать, что остальные верующие обязаны беспрекословно слушаться его для собственного блага.
В случае «непослушания» окружающих «верующий» гордец присваивает себе право возвращать людей на «путь истинный» любыми насильственными способами, которые ввиду своей «духовной направленности», якобы уже не являются злом. Подобная скрытая гордость, замаскированная высокими идеями, является основой религиозного фанатизма и лицемерного фарисейства, прячущих грех и зло под маской формального благочестия.

*******
Независимо от «веры» или неверия, гордость предельно искажает человеческий разум, учит его непокорности Закону Божию и учению Церкви, приводит к созданию ложных учений о смысле и цели человеческой жизни. Гордец считает себя самым умным, знающим и духовно «просветленным» человеком или вернее человекобогом. Хотя на самом деле он слепо следует своей греховной и злой воле, ведомый падшими ангелами-демонами как послушный раб.
Гордость целенаправленно отвергает христианскую святость и любовь во имя искаженных и ложных - философских и еретических, безбожных и лжемудрых, суетных и развратных греховных учений, которые оправдывают любое зло, позволяя грешнику неограниченно удовлетворять самые низменные душевные и телесные страсти. Именно гордость приводит человечество к войнам и социальному неравенству, к революциям и общественной анархии, к неповиновению духовной власти Церкви и власти государства, к неуважению и отрицанию духовных и общественных авторитетов.
Именно христианское смирение дает человеку возможность реального искоренения гордости, рождающей все остальные греховные недостатки и страсти. В противовес гордости смирение учит человека постоянно помнить о личной греховности, следуя простым и мудрым путем христианской святости, реально исполняя Божественную волю в творчестве праведной жизни, бескорыстного добра и самоотверженной искренней любви по отношению к Богу и людям.

3.10 В отношении нравственной «высоты и чистоты» понятия о грехе и добродетели, учение Нового Завета стоит несравненно выше ветхозаветного закона. Десять ветхозаветных заповедей, открытых через пророка Моисея, явно говорят о любви к Богу и ближнему, давая нам понятие основ истинной жизни. И вместе с тем, они лишь приоткрывают «внутреннее содержание» истинной веры. Декалог больше указывает на то, что противоречит любви, особенно выделяя губительные «плоды зла» и утверждая «справедливую необходимость» наказания виновного.
Библейская Книга Исход (главы 21-23) подробно рассматривает «нравственный кодекс» израильского народа, включающий понятие об основных «больших» непростительных грехах, и множестве «меньших», менее тяжких и простительных грехов, которые повседневно проявляются в мыслях, словах, желаниях и делах земного человека.
По сравнению с общественными «нравами», царившими в мире до пришествия Сына Божия, закон израильского народа выглядел, чуть ли не идеально - одновременно учил добру и утверждал подлинную справедливость. Хотя всё это делалось по ветхозаветному весьма «жёстко», потому что иного «уровня духовности» люди просто не понимали.
Например, если человек бил или просто злословил своих родителей, его предавали смерти. Закон требовал праведного доброго отношения к рабам, которых полагалось отпускать на свободу через определенное количество лет работы на хозяина. За умышленное убийство непременно полагалась смертная казнь, за нечаянное можно было найти убежище и оправдаться. За кражу и продажу людей из своего народа (работорговля) полагалась смерть. За телесные повреждения надо было платить штраф и выделять средства на лечение пострадавшего. За кражу скота и любой вред имуществу, полагался 4-х и 5-ти кратный штраф, причем за умышленный вред большее наказание, за неумышленное меньшее. Интересно, что суд полагался на совесть преступника дававшего клятву «по совести». За неумышленное убийство вора наказание не назначалось, за намеренное платился штраф. За обольщение девицы требовалось взять её в жены или выплатить штраф-выкуп на свадьбу. За смерть свободного человека можно было требовать наказать виновного смертью, а при телесных повреждениях требовать равноценного наказания виновного по правилу «око за око, зуб за зуб». За смерть раба полагался штраф, а за телесные повреждения надо было отпустить его на свободу.
Ветхий Завет относит, и это отношение сохранилось в Новом Завете, к наиболее тяжким «вопиющим грехам, караемым небесами»: предумышленное убийство с целью грабежа, ворожбу или колдовство (вообще грехи магии и оккультизма), все противоестественные сексуальные извращения, идолопоклонство. Затем шли смертные грехи «поменьше» - притеснение пришельцев чужого народа; издевательство над вдовами, сиротами, бедными, калеками и детьми; недоплата или неуплата нуждающемуся человеку за наемный труд; запрет забирать у бедных, даже за реальный долг, последнее имущество, необходимое для жизни.
Понятно, что нравы израильтян, верующих в Единого Бога, все равно были далеки от новозаветных христианских понятий. Друзей буквально требовалось любить, а врагов ненавидеть. Отплатить врагу добром за зло считалось лучшим выходом, но человек имел «полное право» на месть.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем