Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество
Живопись. Всё живописное, что понравилось.
Виртуальный просмотр.Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, когда каждый будет находить радость в этом мире. Художники помогли нам увидеть наш мир с необыкновенной лирической силой. Смотрим, удивляемся и выкладываем то что нравится...
Павел Корин ( 1892 - 1965 годы жизни): «Русь уходящая», мозаики метро и фрески для Елизаветы Федоровны.
Выпускник иконописной школы, оформитель Московского метрополитена, автор портретов советских деятелей и руководитель реставрационных мастерских в ГМИИ им. А.С. Пушкина, коллекционер икон, ав...
Павел Корин ( 1892 - 1965 годы жизни): «Русь уходящая», мозаики метро и фрески для Елизаветы Федоровны.
Выпускник иконописной школы, оформитель Московского метрополитена, автор портретов советских деятелей и руководитель реставрационных мастерских в ГМИИ им. А.С. Пушкина, коллекционер икон, автор самого грандиозного и трагического художественного замысла ХХ века — незавершенной картины «Реквием. Русь уходящая».
В 2017 году исполнилось 125 лет со дня рождения художника и 50 лет со дня смерти. В ноябре Третьяковская галерея совместно с Высшей школой экономики запустили виртуальный музей Павла Корина — часть большого проекта о малых музеях галереи.
На основе материалов этого сайта «Правмир» рассказывает о творчестве художника и работах, которые нужно успеть увидеть на выставке до 16 апреля. «Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.
А началось всё в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».
Её герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.
Павел Корин. Реквием. Русь уходящая
Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.
Митрополит Трифон (фрагмент)
Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберёг от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.
Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.
На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убеждённых, но фанатиков не изображал».
«Мне трудно Вам объяснить, почему я писал это, но всё-таки я скажу, что трагедия моих персонажей была моей бедой. Я не смотрел на них со стороны, я жил с ними, и сердце моё обливалось кровью» (из писем Павла Корина В. М. Черкасскому).
И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции: Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
Преподобномученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году его арестовали и приговорили к трём годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Феодор имел неоконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить заключённых.
После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году следствие развалилось и всех привлечённых по этому делу освободили. Сам иеромонах Феодор был осужден на пять лет ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.
В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков) - 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси. В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внёс большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награждён орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов.
Иеромонах Пимен (на переднем плане)
Из-за нечёткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, учёный и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещён в священнослужении за самовольные изменения в Литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский. Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили) - Родилась в Грузии в княжеской семье. В совсем юном возрасте ушла послушницей в Бодбийский монастырь, где потом приняла постриг с именем Ювеналия, а в 1902 году стала игуменьей. Вскоре её перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет основала в Подмосковье Серафимо-Знаменский скит.
Схиигумения Фамарь
После его закрытия в 1924 году жила в покоях великой княгини в Марфо-Мариинской обители, позднее вместе с несколькими сестрами основала трудовую артель в подмосковном селе Перхушково: делали игрушки и шили одеяла. В 1931 году монахиню арестовали и отправили в ссылку в Иркутскую область, Корин успел написать её после возвращения. А в 1936 году она скончалась. В 2016 году канонизирована Грузинской Православной Церковью.
Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже.
В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев.
Чураковы
Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича. Нищий
Корин вспоминал, что встретил старика нищего на паперти Дорогомиловского Богоявленского собора (позднее взорванного) и с трудом привёл в мастерскую.
Некоторые люди, изображенные на подготовительных портретах, не вошли в эскиз 1935–1959 годов. Сам эскиз хранится в Третьяковской галерее. Портреты современников и «сила человека»
«А в громадном портретном наследии Корина, разве в них не те же характеры, что и в этюдах к картине? Те же, это их продолжение. Те же героические, трагические и возвышенные черты. Корина всегда влекла микеланжеловская сила человека» (В.И. Иванов. Памяти Павла Дмитриевича Корина).
Работа над «Русью уходящей» — так получилось в силу времени и обстоятельств — шла, как принято говорить, «в свободное от основной работы время», хотя всегда была для Павла Корина главной. Слава к художнику пришла во многом благодаря работе над портретами современников: учёных, писателей, военачальников, артистов. За эту серию он получил Ленинскую премию.
Самое радостное! грустное-печальное-горе, что "не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни (радость-то какая! - Прим. от Авт.), а делавшие зло в воскресение осуждения (горе-то какое! - Прим. от А...
Самое радостное! грустное-печальное-горе, что "не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни (радость-то какая! - Прим. от Авт.), а делавшие зло в воскресение осуждения (горе-то какое! - Прим. от Авт.)", о, как...
Святая Русь есть та вотчина-удел-Божий, где можно спастись всякому человеку, ибо для этого на Русской земле есть все условия для всякого человека - без вариантов, потому что четвертому Риму не бывать, по глаголу монаха Филафея в письме для Василия III по случаю ереси! о которой ныне говорить не принято по понятным причинам; да! Русь уходящая, действительно, уходит из мiра-сего, лежащего во зле, горе-то какое...
А как же быть всякому человеку на Святой Руси? - вопрос. Каяться всем миром! - ответ.
Помоги, Господи! всякому человеку покаяться - общим покаянием, по глаголу святителя Игнатия Брянчанинова (1807 - 1867, 60 лет): "покаяние есть делание общее...а ежели погонишься за частными деланиями, то легко может ускользнуть от ума и из сердца покаяние"...
"Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, учёный и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещён в священнослужении за самовольные изменения в Литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патри...
"Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, учёный и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещён в священнослужении за самовольные изменения в Литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. "
Только Страшный Суд ответит кто-был-есть-кто: Иуда-предатель-гонитель-Бога-Спаса-Царя или святой-угодник-Божий...
Враг, по глаголу святителя Инокентия Херсонского (1800 - 1857, 56 лет), гонит-торопит-время-всякого-человека, дабы он в суете прогрессного-регресса он-этот-всякий-человек не опомнился...
Только Страшный Суд ответит кто-был-есть-кто: Иуда-предатель-гонитель-Бога-Спаса-Царя или святой-угодник-Божий...
Враг, по глаголу святителя Инокентия Херсонского (1800 - 1857, 56 лет), гонит-торопит-время-всякого-человека, дабы он в суете прогрессного-регресса он-этот-всякий-человек не опомнился! и не вспомнил Бога - и не покаялся! а, чтобы погиб во аде вместе с ним-вражиной-тангалажкой-сатаною, горе-то какое...
Очевидно, что Русь уходит, как очевидно, что нет покаяния... - на Святой Руси! и поэтому она, действительно, уходит... - безвозвратно ли? ибо есть ещё шанс возвратить её-Святую-Русь-Русский-дух-Божий на Русскую землю.
Помоги, Господи! всякому человеку стать православным не по наименованию, а по духу...
Павел Корин ( 1892 - 1965 годы жизни): «Русь уходящая», мозаики метро и фрески для Елизаветы Федоровны.
Выпускник иконописной школы, оформитель Московского метрополитена, автор портретов советских деятелей и руководитель реставрационных мастерских в ГМИИ им. А.С. Пушкина, коллекционер икон, ав...
Развернуть
Павел Корин ( 1892 - 1965 годы жизни): «Русь уходящая», мозаики метро и фрески для Елизаветы Федоровны.
Выпускник иконописной школы, оформитель Московского метрополитена, автор портретов советских деятелей и руководитель реставрационных мастерских в ГМИИ им. А.С. Пушкина, коллекционер икон, автор самого грандиозного и трагического художественного замысла ХХ века — незавершенной картины «Реквием. Русь уходящая».
В 2017 году исполнилось 125 лет со дня рождения художника и 50 лет со дня смерти. В ноябре Третьяковская галерея совместно с Высшей школой экономики запустили виртуальный музей Павла Корина — часть большого проекта о малых музеях галереи.
На основе материалов этого сайта «Правмир» рассказывает о творчестве художника и работах, которые нужно успеть увидеть на выставке до 16 апреля.
«Русь уходящая»: Церковь выходит на последний парад
Главное дело жизни Павла Корина — картина «Реквием. Русь уходящая». Над эскизами к ней он работал более сорока лет, но так и не приступил к написанию большого полотна. Картину называют одним из грандиозных художественных замыслов ХХ века.
А началось всё в марте 1925 года, когда Павел Корин участвовал во всенародном прощании с Патриархом Тихоном в московском Донском монастыре. «Церковь выходит на последний парад», — подумал тогда молодой художник, выпускник Палехского иконописного училища, и решил писать большую картину, которую назвал траурным молебном — «Реквием».
Её герои, среди которых есть реальные участники церемонии отпевания Патриарха — митрополиты, архиепископы, игумены, схимницы, нищие, слепые, монахи и монахини, — должны были воплотить образ Православной Церкви в целом.
Павел Корин. Реквием. Русь уходящая
Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы.
Митрополит Трифон (фрагмент)
Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберёг от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника.
Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа.
На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убеждённых, но фанатиков не изображал».
«Мне трудно Вам объяснить, почему я писал это, но всё-таки я скажу, что трагедия моих персонажей была моей бедой. Я не смотрел на них со стороны, я жил с ними, и сердце моё обливалось кровью» (из писем Павла Корина В. М. Черкасскому).
И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции:
Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский)
Преподобномученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году его арестовали и приговорили к трём годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Феодор имел неоконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить заключённых.
После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году следствие развалилось и всех привлечённых по этому делу освободили. Сам иеромонах Феодор был осужден на пять лет ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.
В августе 2000 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Иеромонах Пимен (Сергей Михайлович Извеков) - 1971 по 1990 год — Патриарх Московский и всея Руси.
В 1930–1940-х неоднократно подвергался арестам. В 1941-43 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. Внёс большой вклад в укрепление отношений между Православными Церквями разных стран, награждён орденом Трудового Красного Знамени «за активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов.
Иеромонах Пимен (на переднем плане)
Из-за нечёткой надписи, оставленной Кориным на подрамнике, есть два предположения, кто изображен за Патриархом Пименом. Либо это епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, учёный и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещён в священнослужении за самовольные изменения в Литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. Либо это кто-то из иерархов, служивших в 1920–1930-е годы, — Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский.
Схиигумения Фамарь (Тамара Александровна Марджанова (Марджанашвили) -
Родилась в Грузии в княжеской семье. В совсем юном возрасте ушла послушницей в Бодбийский монастырь, где потом приняла постриг с именем Ювеналия, а в 1902 году стала игуменьей. Вскоре её перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет основала в Подмосковье Серафимо-Знаменский скит.
Схиигумения Фамарь
После его закрытия в 1924 году жила в покоях великой княгини в Марфо-Мариинской обители, позднее вместе с несколькими сестрами основала трудовую артель в подмосковном селе Перхушково: делали игрушки и шили одеяла. В 1931 году монахиню арестовали и отправили в ссылку в Иркутскую область, Корин успел написать её после возвращения. А в 1936 году она скончалась.
В 2016 году канонизирована Грузинской Православной Церковью.
Сергей Михайлович Чураков (справа) и Степан Сергеевич Чураков
Сергей Михайлович — художник, мастер деревянной скульптуры, чьи работы получили диплом в 1925 году на международной выставке декоративного искусства в Париже.
В начале 30-х был главным художником Гжельского керамического завода. Его работы хранятся в собраниях Третьяковки, а также нескольких региональных музеев.
Чураковы
Его сын Степан Сергеевич — тоже художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры, позже стал учеником Павла Корина и после был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина). В 60–70-х годах руководил реставрационными мастерскими после Павла Дмитриевича.
Нищий
Корин вспоминал, что встретил старика нищего на паперти Дорогомиловского Богоявленского собора (позднее взорванного) и с трудом привёл в мастерскую.
Некоторые люди, изображенные на подготовительных портретах, не вошли в эскиз 1935–1959 годов. Сам эскиз хранится в Третьяковской галерее.
Портреты современников и «сила человека»
«А в громадном портретном наследии Корина, разве в них не те же характеры, что и в этюдах к картине? Те же, это их продолжение. Те же героические, трагические и возвышенные черты. Корина всегда влекла микеланжеловская сила человека» (В.И. Иванов. Памяти Павла Дмитриевича Корина).
Работа над «Русью уходящей» — так получилось в силу времени и обстоятельств — шла, как принято говорить, «в свободное от основной работы время», хотя всегда была для Павла Корина главной. Слава к художнику пришла во многом благодаря работе над портретами современников: учёных, писателей, военачальников, артистов. За эту серию он получил Ленинскую премию.
Свернуть
Самое радостное! грустное-печальное-горе, что "не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни (радость-то какая! - Прим. от Авт.), а делавшие зло в воскресение осуждения (горе-то какое! - Прим. от А...
Развернуть
Самое радостное! грустное-печальное-горе, что "не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни (радость-то какая! - Прим. от Авт.), а делавшие зло в воскресение осуждения (горе-то какое! - Прим. от Авт.)", о, как...
Святая Русь есть та вотчина-удел-Божий, где можно спастись всякому человеку, ибо для этого на Русской земле есть все условия для всякого человека - без вариантов, потому что четвертому Риму не бывать, по глаголу монаха Филафея в письме для Василия III по случаю ереси! о которой ныне говорить не принято по понятным причинам; да! Русь уходящая, действительно, уходит из мiра-сего, лежащего во зле, горе-то какое...
А как же быть всякому человеку на Святой Руси? - вопрос.
Каяться всем миром! - ответ.
Помоги, Господи! всякому человеку покаяться - общим покаянием, по глаголу святителя Игнатия Брянчанинова (1807 - 1867, 60 лет): "покаяние есть делание общее...а ежели погонишься за частными деланиями, то легко может ускользнуть от ума и из сердца покаяние"...
Слава Богу за все.
PS: Мы призываем к покаянию: https://elitsy.ru/profile/38096/424095/
Свернуть
СпасиБог!
"Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, учёный и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещён в священнослужении за самовольные изменения в Литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патри...
Развернуть
"Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, учёный и переводчик раннехристианских текстов. В 1921 году был запрещён в священнослужении за самовольные изменения в Литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола. "
Свернуть
Только Страшный Суд ответит кто-был-есть-кто: Иуда-предатель-гонитель-Бога-Спаса-Царя или святой-угодник-Божий...
Враг, по глаголу святителя Инокентия Херсонского (1800 - 1857, 56 лет), гонит-торопит-время-всякого-человека, дабы он в суете прогрессного-регресса он-этот-всякий-человек не опомнился...
Развернуть
Только Страшный Суд ответит кто-был-есть-кто: Иуда-предатель-гонитель-Бога-Спаса-Царя или святой-угодник-Божий...
Враг, по глаголу святителя Инокентия Херсонского (1800 - 1857, 56 лет), гонит-торопит-время-всякого-человека, дабы он в суете прогрессного-регресса он-этот-всякий-человек не опомнился! и не вспомнил Бога - и не покаялся! а, чтобы погиб во аде вместе с ним-вражиной-тангалажкой-сатаною, горе-то какое...
Очевидно, что Русь уходит, как очевидно, что нет покаяния... - на Святой Руси! и поэтому она, действительно, уходит... - безвозвратно ли? ибо есть ещё шанс возвратить её-Святую-Русь-Русский-дух-Божий на Русскую землю.
Помоги, Господи! всякому человеку стать православным не по наименованию, а по духу...
Слава Богу за все.
Свернуть