Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вера православная

Из гостевой книги
Вопрос: Христос воскресе! Какой молитвой можно спасаться, если я постоянно творю к примеру, Иисусову молитву, а мысли витают и постоянно думается о чем-то о мирском? Что может помочь, чтобы при молитве мысли ни на что не отвлекались?

Администратор: Воистину воскресе!
Сергей, в Вашем коротком вопросе заключено сразу несколько тем, которые надо осветить хоть немного, чтобы дать Вам полезный ответ.
Прежде всего, Вы спрашиваете, «какой молитвой можно спасаться». Думаю, это Вы просто так условно сформулировали и понимаете, что сама по себе ни одна молитва не спасает, а спасает нас Господь. А на вопрос о конкретной молитве ответ – слова не имеют решающего значения. «Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах», говорит св. Феофан Затворник. Любой молитвой можно молиться с духовной пользой, если сердце при этом в покаянии предстоит Богу.
Св. Феофан Затворник пишет об этом:
«Навык молитвенный не вдруг образуется… а требует долгого труда и претруждения себя.
Вот в сем-то труде образования молитвенного навыка лучше всего помогает Иисусова молитва …
Заметь, отец, что они есть средства, а не самое дело. Возможно, и молитва Иисусова есть, а молитвы настоящей нет. Как это ни странно, а бывает так!..
Когда молимся, надо умом стать пред Богом и о Нем едином помышлять. Между тем, в голосе непрестанно толкутся разные мысли и отвлекают ум от Бога. Для того чтоб научить ум стоять на одном, святые отцы употребляли молитовки и навыкли произносить их непрестанно...
Это непрестанное повторение молитовки держало и ум в помышлении о Боге и разгоняло все сторонние мысли. Эти коротенькие молитовки были разные. Святой Кассиан говорил, что в Египте у всех такая: "Боже, в помощь мою вонми ми, Господи, помощи ми потщися". Святой Иоанникий непрестанно творил: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троица Святая, слава Тебе". Еще некто: "Аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя".
Нет сомнения, и иные другие молитовки употребляли…»
(Святитель Феофан Затворник. О молитве) verapravoslavnaya.ru/?Sv_Feofan_O_molitve

Далее, хорошо стремиться, как Вы делаете, «чтобы при молитве мысли ни на что не отвлекались». Но надо и знать, что настоящая чистая молитва – это венец очищения от страстей, благой удел святых подвижников, которым Бог дарует её за полное смиренномудрие. Преп. Макарий Оптинский пишет об опасности делания, не соответствующего духовному возрасту, и не руководимого опытным наставником:
«… о молитве в некоторых местах очень смело сказано, как-то: в сердце иметь ум, и что это всякий может делать, искать в себе теплоту и прочее. Неопытные примутся за это и ничего не найдут, смутятся, а мало-мало кто ощутит, увлечется и впадет в прелесть. Святые отцы говорят, что на это требуется много времени, подвига, труда и наставника непрелестного и что в чистую молитву един от тысячи токмо достигает; а еже по оной един от тмы. Это слова св. Исаака Сирина; он же пишет во 2 Слове: кто прежде обучения в первой части деяния приступает ко второй, видения, которое состоит в духовном поучении и молитве, на того гнев Божий находит; там увидите почему, и далее: "яже Божия, глаголет, сама от себе приходят, тебе не ощущающу. Ей, но аще место будет чисто, а не скверно"».

Поэтому, трудясь над нерассеянной молитвой, надо смотреть на себя смиренно и, рассеявшись, укорить себя и спокойно и мирно начать молиться снова, не отчаиваясь и не ожидая от себя великих и преждевременных достижений. Живя в миру, нам важно добиться внимательного чтения положенного молитвенного правила, а в течении дня среди суеты дел и хлопот, наше стремление хорошо сосредотачивать на умном предстоянии Богу, когда каждое дело творится с помыслом исполнить заповеди Божии, не согрешить перед Богом и ближним – это и будет наша непрестанная молитва, как учит св. Феофан Затворник. Если достигнем этого твёрдо и очистим сердце, то может быть, Господь дарует и большее, но не вдруг и не сразу. Увы, бывает так, что человек торопится получить плоды молитвы, и, не видя их в себе, прибегает к разным приёмам «форсирования», от чего предостерегают святые отцы, например, преп. Амвросий Оптинский:
"От устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии".
"Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно, нередко впадают в прелесть вражескую. И потому, прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию св. Отцов, опытом прошедших все это".

Даже при чтении обычного молитвенного правила, когда нас не отвлекают дела, нерассеянная молитва - это Божий дар подвизающемуся в исполнении заповедей, и вот что пишет о об этом игумен Никон (Воробьев):
«Ты потому не можешь молиться без рассеяния, что: 1) слишком привязана к миру и 2) нет глубокого сознания своей греховности, а всегда самооправдание. От глубокого сокрушения и сердечного плача очищается сердце и появляется ощущение присутствия Божия, и рождается страх Божий, тогда и молитва делается теплее и собраннее... Не бывает детей без родителей, не бывает последующего без предыдущего.
…Если воздержишься от гнева и сохранишь мир, то и молитва будет хорошая, а если будешь в расстройстве и немирствии, то и молиться не сможешь.
Молитвы во гневе Господь не принимает и предает такого молящегося немилосердным служителям, т.е демонам, которые от пира духовного, от молитвы, изгоняют с брачного пира во тьму разных пустых, иногда и скверных помыслов. И это будет до тех пор, пока не смиримся и не восплачемся пред Господом от всего сердца, и пока не стяжем мира душевного, ибо сказано в мире (душевном) место Божие. Где немирствие - там враг и тьма, и тягота душевная, и прочие начатки ада.
Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивает помыслы. Если помыслы сильно рассеиваются, значит, что-то неладно в душе, значит, враг получил доступ к душе нашей и надо каяться пред Богом, и умолять о прощении и помощи. Над о поискать причины этого. Иногда это бывает (если и гнева нет) от излишней суетливости, привязанности к миру, от длинных мирских разговоров, от осуждения ближних. Хорошая внимательная, от сердца исходящая молитва есть путь к Царствию Божию, которое внутрь нас есть. Если нет такой молитвы, значит, мы чем-то прогневали Господа.
…Если в мире душевном и с сокрушенным сердцем (а не языком) встанешь на молитву, то Господь примет твою молитву по слову пророка: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, и ты без рассеяния, со вниманием и с теплотой помолишься. А если в плохом состоянии “без брачной одежды” предстанешь на молитву, то отвергнет тебя Господь и предаст врагам, которые ввергнут тебя во тьму суетных помыслов и разленения, и ожесточения сердечного. Вот тебе и суд Божий здесь. Но тут можно покаяться еще и исправиться».
(Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни)
verapravoslavnaya.ru/?Nikon_%28Vorobmzev%29_Kak_zhitmz_segodnya

Приведу Вам и советы святых отцов о том, как стяжать внимательную молитву (а по приведённым здесь ссылкам Вы найдёте много больше полезнейших советов).
Св. Феофан Затворник пишет:
"...Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойным всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: "стоя на молитве, стой как на Страшном Суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: отойди или прииди."
Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве".

Св. Игнатий (Брянчанинов) обещает трудящемуся в молитве со смирением и терпением:
«Кто с постоянством и благоговением занимается внимательною молитвою, произнося слова ее громко или шепотом, смотря по надобности, и заключая ум в слова; кто при молитвенном подвиге постоянно отвергает все помыслы и мечтания, не только греховные и суетные, но, по-видимому, и благие, — тому милосердый Господь дарует в свое время умную, сердечную и душевную молитву».
(Молитва) verapravoslavnaya.ru/?Molitva-alf

Итак, важна не «формула» молитвы – слова её могут быть разными, а важен духовный труд: покаяние, трезвение, внимание, смирение, терпение, постоянная борьба со страстями. Господь даёт Свои дары не за объём трудов, а за то смирение, которого в этих трудах достигает сердце.

Вообще, что касается постоянного чтения Иисусовой молитвы, то на такое правило необходимо брать благословение, поэтому очень рекомендую Вам обсудить Ваше молитвенное правило с духовником.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Поэзия

    Сообщество

    Православие.Ru

    Сообщество