В нашей сети появилась возможность подавать записки в Храм Рождества Христова в Вифлееме (Святая Земля) на Молебен о прощении греха аборта у святых мощей Вифлеемских Младенцев. Подробнее: https://zapiski.elitsy.ru/church/vifleemskie-mladentcy-mucheniki

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Вера православная

Из гостевой книги

Вопрос: Христос воскресе! Можно ли подавать простую записку (без вынимания частиц) за близких, здравствующих или усопших, крещеных, но так и не уверовавших или не принимавших участие в жизни Церкви? Правда ли что, например на молебне освящения воды или после чтения акафиста, не будет грехом подать записку за некрещеного, принесшего скорби? Ведь сказано, что молиться, благословлять нужно всех, особенно врагов, а враг- часто не крещеный? На литургии мы молимся и за власти и за воинства, а там все что угодно можно быть. Или я не прав?
Спасибо Вам за Ваш труд! Вы делаете очень полезное и нужное дело!

Администратор: Воистину воскресе!
Игорь, подавать записку о поминовении на литургии, неважно, простую, или заказную, можно вообще только о крещёных. Простые и заказные записки не так уж отличаются, и часто под этими названиями понимаются разные вещи (например, использование записок потом ещё на молебне и панихиде), а обычно заказная записка о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектеньи, а затем эти имена повторяет священник перед престолом. Но нам надо чётко понимать, что любой христианин, о котором священник молится в алтаре за литургией, участвует в великом и страшном таинстве евхаристии, и Кровью Христовой омываются его грехи.

Более того, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), "Поминовение родственников одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь". Поминовение при богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.

Ввиду этого страшного таинства, некоторые священники благословляют писать в записках только и исключительно верных христиан – то есть тех, кто сознательно участвует или до смерти участвовал в таинствах Церкви.
Преподобный Лев Оптинский объяснял, что в церковной записке явных отступников от веры упоминать не надо, потому что Церковь молится только о своих чадах, и такое поминовение будет им в сугубый грех:
"Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает... Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)".

Однако есть и другой взгляд на этот вопрос: о возможности поминать на литургии всех крещёных, как верных, так и не обретших ещё веру, исключая только явных отступников – еретиков, колдунов, богоборцев.

Св. Феофан Затворник пишет, что поминать за упокоение души надо всех, принявших крещение (кроме явных богоборцев, конечно), не предвосхищая суда Божия:

"Спрашивайте, почему мы поминаем усопших? … отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет-ли кто путем праведным, или другим; так молимся и об отшедших не доискиваясь, причислены-ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, - не разгораживаясь по полам умиранием.
"Участь их решена". - Участь отшедших не считается решенною до всеобщаго суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие.

Архим. Иоанн (Крестьянкин) учит тому же:

«Поминать крещеных людей мы должны, ибо они получили в крещении печать дара Духа Святаго. Мы не можем выносить о таких людях суд ранее суда Божия, а внутреннее зрит один Господь. - Как они жили, чем жили, чьи молитвы держали их в этом мире? Церковь молится обо всех, и если за гробом нет покаяния, то еще до Страшного второго пришествия Господня есть для таковых помощь в молитве Церкви по предстательству близких. Разве можем мы с Вами отказать в помощи страждущим?!»
(Молитва за умерших)
www.verapravoslavnaya.ru/?Molitva-alf#10

На второй Ваш вопрос тоже нет однозначного ответа: его надо задать, подавая записки на молебен. Существует два взгляда на возможность молитвы на молебнах за некрещёных. Многие настоятели этого не благословляют, считая, что в любую записку в церкви можно вносить только имена христиан. Другие делают исключение для ещё живых некрещёных людей, молясь о них на молебнах. Так, протоиерей Андрей Ефанов пишет:
«молитва о некрещеном и иноверце допускается в храме, но лишь до тех пор, пока он жив. По смерти же неправославного молитва о нем в храме недопустима.
Частным же образом, в домашней молитве допустимо и даже желательно близким молиться о своих умерших родных словами молитвы преподобного Льва Оптинского: Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.
О живых неправославных подавать записки можно на молебен, если только в конкретном храме нет запрета на это. Все же молитва церковной общины — дело ее внутренней жизни и если приход не готов приносить молитвы о не членах Церкви, то неразумно было бы их заставлять совершать подобную молитву. Как известно, «невольник — не богомольник».

А вот протоиерей Олег Переверзев, как и многие другие, определяет иначе:
«Записки о некрещеных людях в храме подавать не нужно! А дома молитесь за них!»
Думается, правильнее всё же соблюдать обычные правила, что Церковь молится поимённо только о своих членах, крещёных христианах, и молиться за обижающих, если они не крещены, келейно. Господь слышит наши молитвы, где бы они ни совершались.