Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная психотерапия

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС. СОСТОЯНИЕ СМУЩЕНИЯ. ЧАСТЬ 2.

Одним словом – когнитивный диссонанс – это состояние внутреннего конфликта. А значит, он будет связан с определенными эмоциями. Чем сильнее несоответствие, сильнее диссонанс, тем сильнее чувства. И тем сильнее психическое напряжение, которое требует разрядки.
Влияние когнитивного диссонанса зачастую недооценивается. В определенных ситуациях оно может быть очень серьезным. Вот пример из Евангелия. Когда мы говорим о том, что древние иудеи распяли Христа, вероятно, нам даже трудно представить себе степень их внутреннего психологического дискомфорта, который они испытали при встрече с Христом. Их церковь, их духовные учителя веками призывали к первенству закона, к жесткому соблюдению обрядов и правил. И появляется Человек (в их понимании - человек), который на первое место ставит любовь. Таким образом происходит несоответствие в умах. Они видят, что Христос творит чудеса, что Он исцеляет больных, воскрешает мертвых… но, ум принять это не может… Потому что… Он же нарушает правила… Так не должно быть… И самым простым решением для того, чтобы как-то справиться со своим когнитивным диссонансом, с внутренним психическим напряжением явилось решение уничтожить источник (первопричину) этого состояния. В какой-то момент для многих людей, которые были свидетелями чудесных исцелений, которые, возможно ходили за Христом и слушали его проповеди, вдруг стало все это не важно. Важно то, что он поколебал устои… И толпа поддается призыву: распни его!
Пожалуй, этот пример - самое очевидное трагическое проявление когнитивного диссонанса, который овладел массой людей. Они не нашли для себя иного выхода, чтобы с этим своим внутренним состоянием справиться иначе как распять Христа.
Совершенно не обязательно, для описания когнитивного диссонанса необходимо приводить такие серьезные примеры. Это сделано лишь для того, чтобы мы поняли, насколько серьезно могут быть последствия внутреннего состояния, которое можно описать как смущение. Когнитивный диссонанс проявляется в жизни каждого из нас. И возникает он зачастую при необходимости принятия решения, необходимости принять какую-то сторону. Внутренне мы можем ощущать сильное смущение. Мы стоим перед выбором не только интеллектуальным, но и нравственным. И в этом случае необходимо понять, что с нами происходит, осознать источник этого психического напряжения. После этого уже следует не торопиться с тем, чтобы любым способом как можно быстрее это напряжение убрать. Итак, смиренно принять наличие в себе когнитивного диссонанса. Затем, необходимо продолжать оставаться в этом дискомфортном состоянии, пока не придет ясность. Результатом этого процесса, возможно, будет переосмысление прежних мыслительных шаблонов, оценочных суждений, изменение психологических установок. В целом это расширит осознанность и позволит личности выйти за рамки и ограничения, которые она уже готова перерасти. А в целом, такое отношение к переживанию когнитивного диссонанса дает возможность продвинуться чуть дальше на пути своего исцеления… Смущение, как внутреннее состояние уже не тревожит нас.
Но оно может и продолжаться, оно никуда не девается. Именно это служит катализатором того, что возможно мы что-то делаем неправильно. И тогда люди занимаются самооправданием, поддаются саможалению. В итоге продолжают потакать себе вместо того, чтобы пересмотреть своим поступки, мысли, ошибки и действия. Ведь любое зло или потакание злу всегда находит у человека, творящего его, оправдание. И все может начаться с такого, казалось бы, безобидного состояния смущения.
Совсем не обязательно распинать Христа на площади. Каждый из нас так или иначе временами распинает Его в своей душе, тем самым предавая себя самого.
Конечно святоотеческий термин смущение и психологический термин когнитивный диссонанс – не абсолютно тождественные понятия. Это и понятно. Психологические термины никогда не рассматривают духовную составляющую. Ведь психология, как наука, рассматривает человека как существо, состоящее из тела и высокоорганизованной психики.
Православная психология рассматривает человека, как существо трехсоставное: дух, душа и тело. Исходя из этого, я предлагаю шире посмотреть на состояние психологического диссонанса, которое всем нам знаком. И при внимательном наблюдении себя, он может быть распознан как состояние смущения.
Не думаю, что это хорошее решение приучить себя избегать появления когнитивного диссонанса. Это всего лишь форма психологической защиты, за которой чаще всего стоит простое игнорирование всякой новой и неожиданной информации, которая может отличаться от уже имеющейся. Укрываясь в психологическом состоянии условного комфорта, мы блокируем возможность своего дальнейшего развития.
Не следует воспринимать когнитивный диссонанс болезненно, нужно просто принять то факт что это явление вообще имеет место быть. Развернуться лицом к этому состоянию, осмыслить его, прожить во всей полноте. Такой подход - это всегда для нас новая возможность взросления. Иначе в какой-то момент мы незаметно для самих себя вдруг окажемся не с Христом, а с теми, кто Его распинает… А одновременно и с теми, кто… предает себя.
Для тех, кому показалась интересной моя статья, и одновременно для любителей умного и сложного кино предлагаю посмотреть сериал «Молодой Папа». Сразу хочу предупредить, что такого Папы в истории католической церкви не было. Это вымышленный образ. Фильм постоянно провоцирует зрителя на размышление. Он ставит неудобные вопросы, иногда предлагает варианты ответов, а иногда нет. Знаю, что некоторые уже засыпают на первой серии. Кстати, это тоже форма психологической защиты уберечь себя от когнитивного диссонанса.

На сайте «Православие и мир» размещена рецензия Марии Строгановой на этот сериал. Вот несколько цитат из этой рецензии:
«Бог являет Себя в человеке.
Это фильм о силе личности, в которой, в то время, когда весь мир забыл Бога, когда переживание богооставленности становится тяжелым до боли, до угрожающего требования чуда, Бог являет Себя.
Много есть в этом фильме и иного, наносного, отрежиссированного, компромиссного, но есть личность. И сила ее такова, что ведет и сосредотачивает людей в конкретном месте, направляет их взгляды только туда и влечет их сердца только туда, потому что эта личность – свет миру».

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Православие.Ru

    Сообщество