Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

ЕлицыМедиа

От Угры до Молодей: какие памятные даты нам нужны


Калужский губернатор Анатолий Артамонов предложил на государственном уровне отмечать 11 ноября - день окончания Великого Стояния на Угре - военной кампании, решительно покончившей с зависимостью Московской Руси от татарских ханов

Не так уж часто наши чиновники предлагают инициативы, которые можно безусловно и безоговорочно поддержать. И вот - тот редкий случай.

Испытавшая чудовищные потрясения после монгольского нашествия и двух веков последовавших разорительных набегов, молодая Россия под властью Москвы достаточно укрепилась, чтобы в 1480 году раз и навсегда покончить с выплатой дани и политической зависимостью от кочевников Большой Орды. Замечательный стратег - великий князь Иван III - сумел добиться победы, не рискуя генеральным сражением, путем масштабной стратегической оборонительной операции, выставив охранение с артиллерией на пути хана Ахмата - у бродов на реке Угре. Сам князь руководил кампанией из Пафнутие-Боровского монастыря, так же расположенного на Калужской земле.

Увековечение Стояние на Угре имеет огромное культурное и идеологическое значение, поскольку за последние десятилетия в сознание нашего общества внедрялись несколько чрезвычайно вредных мифов, принижавших значение как монгольского нашествия, так и освобождения от него.

Среди полуобразованцев пропагандировалась «новая хронология» Фоменко-Носовского, которая вовсе отрицала историчность нашествия. Обывателю предлагался вместо реальной русской истории миф о существовании государства Орды-Руси, где московские князья и татарские ханы были одно и то же. Количество людей, чье сознание отравлено этим вымыслом, не поддается учету - перед нами настоящая гуманитарная катастрофа.

Более мягкий вариант того же мифа существует в поле полуофициальной историографии и политической мысли - это представление о якобы незначительных последствиях монгольского нашествия, необременительности для Руси монголо-татарского ига, о мнимом «союзе», существовавшем между Русью и Ордой. Разрушительное завоевание, на несколько веков затормозившее развитие материальной и духовной культуры русского народа, спровоцировавшее разделение Восточной и Западной Руси, представляется едва ли не вступлением Руси в цветущий «евразийский союз народов».

На деле, из 72 археологически изученных древнерусских городов 49 несут на себе следы разрушительного нашествия. После Батыева вторжения лишь четверть известных археологам поселений продолжили свое существование. Между 1223 и 1480 годами исследователи зафиксировали 133 боевых столкновения русских с ордынцами, большинство из которых представляли собой ордынские набеги на Русь. А сколько еще было не зафиксированных. Сожженные города и деревни, постоянный угон русских пленников и пленниц, которых генуэзские, а затем османские торговцы поставляли богатеям Европы и Ближнего Востока. Такова была цена неспособности Руси защитить границу с азиатским миром.

Наконец третий, особенно опасный аспект «монголобесия» - это распространение в республиках Поволжья убеждения об особенной благодетельности Золотой Орды, которая является началом государственности как современной России, так и этих народов. Складывается во многом парадоксальная ситуация, когда в современном Татарстане потомки волжских булгар (булгарским наследием в республике очень гордятся) воспевают власть хана Батыя, разрушившего булгарскую государственность, вынудившего булгар сменить имя и язык. Понятно, что в рамках развития культуры одного из регионов России такой идеологический кульбит смысла не имеет. А вот если грезить о «возрождении Золотой Орды», то всё встает на свои места.

Поэтому примирение с неоордынской мифологией чрезвычайно опасно для современной России, и стране обязательно нужна памятная дата, которая напоминала бы как о сущности той исторической трагедии, так и об успешном преодолении русским народом трудного ордынского этапа нашей истории. И здесь день памяти Стояния на Угре подходит как нельзя больше. Это память об окончательном освобождении от зависимости, о полном утверждении суверенитета России, причем совершившемся без масштабного кровопролития.

Важно отметить, что для празднования этого дня есть и естественный центр - деревня Дворцы в Дзержинском районе Калужской области, на берегу реки Угры - прекраснейшее место, где расположен Владимирский скит Свято-Тихоновой пустыни. Специальное помещение скита отведено под диораму «Великое Стояние на Угре» - последнюю прижизненную работу великого русского художника Павла Рыженко (1970-2014), замечательное по глубине, историософской силе и художественному исполнению произведение, несомненно - одна из вершин русской живописи - стоящее наравне с работами Репина, Нестерова, Корина…

Мастерская многофигурная композиция передает основные составляющие русской идеи - Православие и упование на Бога, мужество и упорство в защите родной земли, умение пользоваться европейской техникой для обороны русских ценностей, тихое смирение перед лицом смерти, формируемое не фатализмом, а уверенностью в воскресении мертвых, милость к побежденным. Все произведения Рыженко проникают глубоко в душу, но эта лебединая песня мастера производит особенно сильное впечатление.

Сейчас идет работа и над устранением чудовищной исторической несправедливости - полного отсутствия в России памятников Ивану III - великому государственному деятелю, стратегу, архитектору русской державы. Он присутствует только на памятнике «Тысячелетие России». В установке первому Государю всея Руси памятника Москомархитектура ухитрилась в свое время отказать с формулировкой, что он «сомнительная, неоднозначная личность» (уж не знаю, кто сидит в этом учреждении - ордынцы или литвины, что для них Иван III сомнителен). На Угре должен быть установлен монумент Великому Князю как вождю этой великой кампании по освобождению.

Остается только порадоваться за то, что у Стояния на Угре есть свои лоббисты в лице Калужского губернатора. Поскольку в Московской области сложилась прямо противоположная ситуация - распоряжением губернатора Московской области Воробьева переведены под застройку земли поля битвы при Молодях, там при содействии властей Чеховского района коммерсанты намерены построить некий складской логистический центр.

Битва при Молодях 29 июля - 2 августа 1572 года по своему значению может быть сопоставлена только с битвой за Москву в 1941-м. Армия Крымского хана, сопровождаемая турецкими янычарами, шла, чтобы стереть Москву с лица земли и прекратить существование Русского государства. Ни Ледовое побоище, ни Куликовская битва, ни Полтавская битва, ни Бородинское сражение в случае проигрыша не были чреваты полным искоренением России. Только в битвах при Молодях и Московской решался вопрос о самой жизни страны и народа. И русские войска под руководством воевод Воротынского и Хворостинина полностью одолели врага.

И тем большее удивление вызывает тот факт, что поле битвы при Молодях не только не является музеем и охраняемой зоной, на нем не только нет достойного памятника сражению, оно еще и под угрозой варварской застройки. А 2 августа не внесено пока что в список памятных дат, как и день Стояния на Угре. Но если калужские власти активно борются за увековечение наследия, московские областные чиновники по-прежнему думают только о прибылях и выгодной продаже участков - историческая память народа их не колышет.

АВТОР
Холмогоров Егор

Царьград.тв

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем