Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная литература. Читаем вместе.

Ребенок приходит в мир, семью, Церковь. Радиобеседы митрополита Антония Сурожского о воспитании дете

- Можно ли ставить ставить вопрос о совместном воспитании родителей и детей в христианстве, если родители не были воспитаны в нем с детства?
- О воспитании родителей, о том, как они должны постепенно познавать свою веру, возрастать и делаться способными ее передать, я думаю, надо говорить отдельно. Но мне хочется сразу сказать, что духовная жизнь ребенка начинается с момента его зачатия. Сейчас очень часто становится вопрос о том, когда зародыш делается, человеком в полном смысле слова. Я на это отвечу, может быть, несколько резко, встречным вопросом: когда началась человеческая жизнь Сына Божия, становящегося Сыном Человеческим? В момент ли, когда ангел принес благовестие Деве Марии и она ответила: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему(Лк.1, 38)? Или когда-нибудь позже?...Да, в тот момент, когда Божия Матерь восприняла в Себя Сына Божиего, становится плотию, уже начинается Его жизнь как Человека.
И то же самое можно сказать о всяком ребенке. Жизнь ребенка, с которым мы потом, может быть, будем иметь дело в воскресной школе, начинается с того момента, когда о зачинается. Разумеется, на него еще нельзя влиять ни умственно, ни в каком-то непосредственном смысле. Но все его бытие, его существование, его жизнь совершенно переплетена а жизнью матери. Все, что совершается с матерью, совершается с этим зародышем или постепенно оформляющимся в ней ребенком. И поэтому с момента, когда женщина беременна (разумеется, и ранее того тоже), она должна понимать, что все, что с ней будет происходить, будет играть решающую роль, иметь решающее значение для ребенка, который зародился в ней. В этом отношении ее человеческая судьба, ее отношения с мужем, с окружающей средой, ее реакции радости, любви, гнева, зависти не могут не отзываться на нем, потому что они составляют одно целое. И поэтому она должна всячески углублять свою духовную жизнь, чтобы ни одно греховное переживание не могло передаться зародившемуся существу. Вы часто советую женщинам: с момента, когда вы беременны, читайте Евангелие по-новому, новыми глазами, глазами матери, которая учится у Христа, как быть дочерью Живого Бога и как научить своего ребенка - уже теперь, и особенно в будущем, - быть ребенком в Царствии Божием; и я им советую также углубить свою молитвенную жизнь.
И когда я говорю о молитвенной жизни, я говорю не о том, чтобы мать, в добавок к утренним или вечерним молитвам, читала большее число акафисты и т.д., я говорю не о молитвословии, а о молитве в самом существе: о предстоящем перед Богом и о встрече с Богом. Разные оттенки ее молитвенной жизни должны развиться, вырасти, углубиться, потому что одновременно с тем, что происходит с будущей матерью, происходит с ребенком.
Тут играет также роль исповедь беременной женщины и участие в Святых Таинах. Исповедь опять-таки не как формально-обязательная, а как постепенное очищение себя от всего того, что может ранить, опорочить зачатого ребенка. Я думаю, что беременная женщина должна причащаться часто, но не просто механически, не потому, что настало воскресенье или какой-то другой праздник. Она должна причащаться как можно чаще, но со строгой и внимательной подготовкой, так что каждый раз, когда она приходит к Причащению, это было бы завершением какого-то хоть небольшого участка ее духовного пути очищения сердца, ума и прошлой жизни.