Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православная молитва - Православная книга

ЕСТЬ ЛИ В НАС ЛЮБОВЬ К БОГУ, ИЛИ НЕТ?.. (Святитель Феофан (Затворник))

Чтобы дать ответ на этот вопрос, войдем внутрь себя, осмотримся вокруг и поищем простых и близких ко всем признаков, по которым можно было бы безошибочно судить об этом.

Кто кого любит, у того только и речей, что о своем любимом лице или предмете; с кем ни случилось ему сойтись, он или прямо начнет говорить о нем, или скоро сводит на него взаимный разговор. Так и тут: кто любит Бога, тот только о Нем охотно и беседует, только к Нему и клонит разговор свой, и когда начнет говорить о Нем, наговориться не может; ему там только и быть приятно, где ведут речь о Боге и о делах Его, а там, где толкуют о пятом, о десятом, — ему скука страшная. Напротив, кто не любит Бога, тот не заговорит о Нем сам, да и тех чуждается, кто любит говорить о Нем. Другое дело, когда толкуют о делах житейских, торговых, судебных, военных, пожалуй, ученых, только не по-Божьему, там он свой человек, а где занимаются новостями, модами, сплетнями, пересудами да карточной игрой, то его оттуда не выманишь. Неистощим бывает такой человек, когда говорит о чем-либо пустом, суетном и мирском, а чуть только дело коснется Бога и спасения души, скажет неохотно два-три слова – и только, а то и просто промолчит. Ведь от избытка сердца уста говорят: чем полно сердце, о том и слов много.

Посмотрим же теперь и подумаем, в чем состоят наши беседы, и само собою откроется, есть ли в нас любовь к Богу, или нет.

Кто кого любит, тот охотно спешит туда, где надеется или встретить самого любимого и близкого к нему, или получить весть о нем, или напасть на что-либо, напоминающее о нем. Так и тут: кто любит Господа, тот охотно спешит в храм Божий, где Господь являет особенное Свое присутствие, где верующие вступают в ближайшее общение с Божиими святыми, представляемыми очам их, и слышат о Нем слово. Кто любит Господа, тот ищет быть причастником Святых Таин, с напряжением силится пройти всю совокупность чинов и молитвословий церковных, ибо он обоняет в них след благоухания Христова, тому сладко и тепло в храме, как в доме отца своего, тот охотно спешит к началу службы и с некоторою горестью переступает порог церковный по окончании ее. А кто не любит Господа, того не зазовешь в храм Божий. Когда другие идут туда, он или остается дома, или отправляется на прогулку, или спешит в театр и на званый вечер, а если и заходит в церковь, то неохотно, не к началу службы и не за тем, чтобы помолиться, а так, ради развлечения и свидания с знакомыми… Холодом обдает такого человека одна лишь мысль о церкви и о чем-либо церковном.

…Кто любит Господа, тот не отступает от помышления о Нем, и лишь только улучит свободную минуту, мысленно обращается к Нему и тепло, от сердца беседует с Ним. После законных занятий, требуемых или семейными делами, или службою, или ремеслом и промыслом, он не развлечений ищет, а спешит уединиться, чтобы побыть с своим Господом, предаться богомыслию, пораздумать о домостроительстве нашего спасения, о последней участи человека, об ожидающем каждого из нас мздовоздаяния и тому подобном или стать на молитву, или почитать какую-либо душеспасительную книгу и освежить свою голову содержащимися там истинами.

А кто не любит Бога, тому оставаться одному – сущее мученье; после необходимых дел он спешит или в гости, или в театр, или в клуб, или куда-нибудь еще хуже этого. Если же нужда или болезнь заставят его остаться наедине, то что он делает? Ничего не делает: или мечтает о пустяках, или обдумывает какой-нибудь житейский проект, или читает какую-нибудь галиматью вроде романа…

Но не будем распространяться далее. И этих признаков достаточно для того, чтобы увидеть, есть ли в нас любовь к Господу, или нет, и тем или утешить себя, или озаботить душу свою».

† 💭† 💭† 💭...Теперь посмотрим, какими признаками должна отличаться наша любовь к Богу, чтобы не быть одной мечтой, ибо человек ни в чем так часто не обманывается, как в любви.

Признаки любви следующие:

Сам Господь указывает нам на главнейший признак любви: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня". Таким образом, истинно любящий Бога бережется всего того, что Богу неугодно, а все то, что Ему приятно, старается исполнять, - и в первую очередь - Его святые заповеди. Отсюда следует, что те христиане, которые о заповедях Его
нерадят, подлинной любви Божией не имеют. Сюда относятся злобные люди, которые вредят другим; все блудники, прелюбодеи, хулители и осквернители; также - воры, хищники, грабители и все те, которые обогащаются неправедным путем; сюда же принадлежат клеветники, ругатели, хитрецы и лукавцы, обольстители, обманщики и все законопреступники. Все они как закона Божия, так и Самого
Бога не любят. Они любят себя и свои прихоти, а не Бога и Его святой закон.

Второй признак любви Божией - это сердечная радость о Боге, ибо что мы любим, о том и радуемся. Так и любовь Божия без радости быть не может. И сколько раз чувствует человек в своем сердце сладость любви Божией, столько раз радуется о Боге. Любовь, как сладкая добродетель, без радости не может ощущаться. Как мёд, при вкушении, услаждает
нашу гортань, так и любовь Божия веселит наше сердце, ибо мы чувствуем, "что благ Господь" (Пс. 33:9). Такая радость о Боге изображается во многих местах Святого Писания, а
больше всего во святых псалмах. Эта радость духовная, небесная есть предвкушение сладости вечной жизни.

Истинно любящий Бога стремится только к единому прелюбезному своему Богу, а мир и все, что в нем, - славу, честь, богатство и все утехи, которых ищут сыны века сего, - вменяет в ничто. В едином Боге он находит совершенную честь, славу, богатство и утеху. Ему
один Бог есть многоценный бисер, ради которого он все прочее малым считает. Такой ничего ни на небе, ни на земле, кроме Бога, не желает. Такая любовь изображается в песнопевческих словах: "Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек" (Пс. 72:25-26).

Пищу, питье, одеяние и прочее он употребляют по нужде, а не ради сладострастия. А отсюда следует, что не любит Бога тот, который любит мир, по свидетельству Апостола: "Кто любит мир, нет в том любви Отчей" (1 Иоан. 2:15). Такими являются те, которые хотят жить в
гордости и пышности мира, иметь богатые дома и выезды, любят наряжаться в дорогую одежду и получать похвалы. Таковые "похоть плотскую, похоть очес и гордость житейскую" и все, что противно Богу, любят, а не Его. Кто истинно любит Бога, тот непрестанно думает о Его любви и благодеяниях к нам. То же наблюдаем и в отношении человеческой любви, ибо кого любим, о том часто вспоминаем. Так и кто любит Бога, тот часто о Нем помышляет, в Нем находит утешение и к
Нему стремится: "Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матф. 6:21). Его бесценное и любезное сокровище есть Бог, потому и сердце его всегда находится при Нем неотлучно. Отсюда и имя Его святое с любовью часто поминает, ибо сердце, исполненное Божией любовью, и внешние подает знаки. А отсюда видно, что забывающие Бога, не любят
Его: забвение есть признак нелюбви к Богу. Кто действительно любит, тот не может забыть любимого.

Кто любит, тот желает неразлучно пребывать с любимым. Многие христиане желают быть со Христом Господом прославленным, но в бесчестии и поношении с Ним быть не хотят, или нести крест Его не желают. Молятся о том, чтобы войти в Царство Его, но в этом
мире страдать с Ним не хотят, и этим показывают, что сердце их неправо есть, и Христа истинно не любят, и если сказать правду, то себя любят больше, нежели Христа. Поэтому Господь говорит: "Кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня" (Матф. 10:38). Истинный друг познается в несчастье. Тот наш истинный друг, который
и в несчастье нас не ославляет. Тот истинный любитель Христов, кто здесь, в мире, пребывает со Христом и к Нему сердцем прилепляется, и страдания и крест безропотно претерпевает и с Нем в будущем веке неразлучно быть желает. Такой сердечно говорит ко Христу: "Благо мне приближаться к Богу" (Пс. 72:28).

Признак любви к Богу есть любовь к ближнему. Кто истинно любит Бога, тот любит и ближнего своего. Кто любит любящего, тот любит и любимого им. Источник любви к ближнему есть любовь к Богу; но познается любовь Божия от любви к ближнему. А отсюда явно, что тот и Бога не любит, кто не любит ближнего, как учит Апостол: "Кто говорит: я
люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Иоан. 4:20-21). Вот главнейшие признаки, по которым мы можем определить, насколько мы любим Бога.

Возлюбленные христиане! Покаемся и отвратимся от суеты мира, и очистим свои сердца покаянием и сокрушением, да вселится в нас любовь Божия, "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает" (1 Иоан. 4:16). Аминь.

(из книги "Плоть и дух" ).