Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

В поисках Истины.

Православие "последних времен" . Глава 24. Часть 14 (продолжение)

ГЛАВА 24. Добрый Пастырь и «наемник».

*** 14 ***
«Неверный раб» и «верный домоправитель».

Главной духовной болезнью служителей Церкви является не недостаток богословского образования или видимого благочестия, а религиозная гордость и властолюбие, с помощью которых силы зла стремятся исказить церковную организацию изнутри, лишив её спасительного духа святости и любви.
Фарисейское лжепастырство представляет наиболее «болезненный бич» Церкви Христовой, смертельно опасный для священнослужителей в любом «виде и размере». Формирование лжепастыря в образе гордого книжника-богослова или «благочестивого» фарисея, начинается с преувеличенной оценки деятельности церковных служителей, когда верующие превыше всего ставят священный сан, богословское образование и строгое исполнение обрядовых правил, забывая о праведной жизни и законе смиренной любви.
Любой член Церкви не имеет права гордится Божественными дарами, которые даются нам совершенно бескорыстно и которые мы просто не способны правильно реализовать без благодатной помощи свыше. Тем более служитель Церкви должен видеть себя ничем не выше и не лучше своих духовных детей. Священнослужителю дается от Бога особое служение и особые дары, но за них придется давать намного более строгий отчет, отвечая за свои грехи и искажение священнического служения неизмеримо строже, чем верующим-мирянам.
Если священнослужитель не признает и не принимает первичной ценности смиренной христианской святости и любви, он неминуемо начинает превращаться в лжепастыря, которым движет демоническое стремление к церковной власти и примитивное корыстолюбие, применяющее священный сан для получения материальных благ. Но когда священник использует богослужение и проповедь, молитвы и Таинства для зарабатывания денег, «попутно» наслаждаясь человеческой славой и лестью, он фактически перестает быть служителем Бога.
С фарисейским корыстолюбием и тщеславием напрямую связано пристрастие к помпезной «позолоте» церковной обстановки и жизни, к излишней пышности и театральности богослужений в ущерб молитвенному творчеству. Лжепастырь не понимает, что Господь ждет от нас не столько позолоченных куполов и «церковных концертов», сколько душевной и телесной чистоты верующих, что в богослужении главное искренняя молитва, основанная на любви к Богу и людям, а не обрядовая «благолепная показуха».
Знаменательно, что пристрастие лжепастыря к внешней красоте странным образом совмещается с неблагоговейным поведением в храме и при богослужении, особенно при отсутствии высшего церковного начальства, когда его никто не видит. В общественной жизни характерным отличием лжепастыря является льстивое заискивание перед сильными и богатыми «мира сего», которые могут материально помогать церковной организации. К бедным и простым людям лжепастырь наоборот относится с презрительным пренебрежением, потому что с них «нечего взять» в смысле денежных средств.

Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, 2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. 3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; 4 и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. 5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? 6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, 7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. 8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. 9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? 10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. 11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, 13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. Мк 7 (1-13)

Пастырь Церкви обязан всемерно участвовать в воспитании общества, показывая людям пример морального, нравственного и духовного здоровья. Единственным исключением является участие пастыря в политической жизни, ведь здесь невозможно избежать духовных ошибок в виде беспристрастного отношения к людям. Тем более, что целью земной политики в основном является бездуховная борьба за власть, допускающая любые средства. Общественно-политическая роль пастыря заключается преимущественно в том, чтобы учить свой народ - верующих и неверующих людей, жизни по христианским заповедям, исполнение которых лучше любых мер восстанавливает социальную справедливость.
Пастырь обязан воспитывать в народе любовь к Родине, показывая личный пример добропорядочного и честного гражданина своей страны. Но в отличие от политиков, требующих юридического исполнения государственных законов, гражданский и духовный долг пастыря дает ему право безбоязненно, нелицеприятно и беспристрастно обличать человеческие грехи как корень всех государственных, общественных и личных зол.
Общественная жизнь ложного пастыря также отличается своеобразной активностью, вернее односторонней боязливостью и ложной «кротостью» в обличении грехов «сильных мира сего». Когда дело касается грехов начальства, лжепастырь всегда вспоминает «о смиренном неосуждении». И одновременно он ничуть не стесняется проявлять гнев и грубость в отношении грехов простых, безответных и зависимых людей.
Если сложить все отрицательные качества лжепастыря, то в общем виде мы получим бездуховную «проповедь» земных ценностей, отрицающую «высшее богатство» праведной жизни во Христе. Хотя лжепастырь и не призывает напрямик к грешной жизни, все его поведение служит умалению и искажению духовного смысла и цели истинной веры. Не удивительно, что подобное поведение служителей Церкви сильнее любых ересей ослабляет церковный организм, соблазняя людей и уводя их от познания православного учения.

*******
Подлинно христианская жизнь заключается в стремлении к сознательной святости, в творчестве любви и добрых дел, которому должно подчиняться и служить все церковно-религиозное творчество. Для пастыря, как и для любого нормального члена Церкви Христовой, реальное очищение от власти греха и зла становится невозможным без деятельной помощи по отношению к погибающему миру. Без смиренной жертвенной любви не существует христианской веры, и это правило, в первую очередь, относится к служителям Церкви.
Фундаментом христианского пастырского служения является благодатная сила Святого Духа, обретаемая священнослужителем после продолжительного этапа самосовершенствования. Несмотря на богословское образование и священническую благодать, полученную в Таинстве рукоположения, новоначальный пастырь лишь частично способен к полноценной церковной деятельности. Благодатное знание и помощь свыше, дающие возможность развивать богоданные пастырские таланты, посылается священнослужителю лишь в том случае, если он искренне стремится совершенствовать себя в соответствии с волей Божией.
Пастырь получает от Бога способность спасительно «понимать и видеть» души людей при условии сознательного отказа от соблазна гордой власти и самовольного учительства. Когда служитель Церкви решительно отказывается «управлять и повелевать» простыми верующими, используя свое положение и знание, опыт и способности, Господь непременно посылает ему благодатную мудрость, служащую спасению человечества.
Даже в том случае, если праведный и добрый пастырь не отличается особенными познаниями богословия, дарами проповеди и миссионерства, он предельно эффективно ведет людей к спасению собственным примером праведной христианской жизни. Ведет скромно, незаметно и смиренно, не требуя похвалы и как само собой разумеющееся принимая скорби и гонения за свое христианское отношение к людям.

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: 15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. 16 Если кто имеет уши слышать, да слышит! 17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. 18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? 19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. 20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. 21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, 22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, -- 23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. Мк 7 (1-23)

Богоданная сила христианского пастыря проявляется через смиренномудрое осознание способностей священника как ничем не заслуженного и весьма ответственного дара свыше. Служение православного пастыря требует полного отказа от любых «прав» на духовное учительство. В большинстве случаев пастырь наставляет людей на путь спасения примером личного очищения от власти телесных и душевных грехов, подвигом бескорыстной любви к Богу и людям.
Только праведный и добрый пастырь может восходить к Богу путем благодатного просветления, тем самым показывая своим духовным детям спасительный путь христианского богообщения, богопознания и богосотворчества. Чем смиреннее и добрее пастырь, тем больше он любит людей, и тем больше сходит на него спасительная и вразумляющая благодать Святого Духа.
Как и у всех верующих, «духовное рождение» пастыря, его очищение-освобождение от власти телесных и душевных страстей, его личное просветление духом богоподобной любви, требует полноценного крещения «от воды и Духа». Христианский служитель и учитель обязан лично и бескомпромиссно исполнять Божественные заповеди в соответствии с волей Божией и соборным учением Церкви.
Для наставления людей на путь Истины, для исцеления душ грешников, пастырь должен получить свыше особую благодатную силу и знание Святого Духа, как это было с апостолами Христа. Начальная часть этой силы и знания даются пастырю через рукоположение. А дальнейшее благодатное совершенствование пастыря в духе сознательной святости и самоотверженной любви, происходит «обычным» образом, общим для всех христиан - путем праведной жизни и добрых дел.
Все средства духовного развития - Таинства и обряды, молитва и богословие, аскетизм и проповедь, проявляют свою благодатную силу, помогая духовному преображению пастыря и его паствы, только при условии стремления к сознательной святости. Несмотря на любые аскетические подвиги, богословские познания и миссионерские способности, пастырь не сможет творить заповеди Христа до тех пор, пока не подчинит свою жизнь творчеству искренней любви к Богу и людям.

*******
Благодатное воздействие смиренной праведности наиболее эффективно учит пастыря правильно использовать средства духовного развития для личного спасения и помощи окружающим людям. Только бескорыстная самоотверженная любовь реально исправляет души грешников, направляя их к познанию Бога и истинной православной веры через подражание праведному служителю Христианской Церкви.
Дух Божий есть Дух сознательной Святости и самоотверженной Любви. Спасительная благодать Святого Духа является основой деятельности каждого христианина - мирянина, монаха, священнослужителя и всей земной Церкви в целом. Без благодатной помощи свыше любая пастырская деятельность теряет смысл и не приносит духовной пользы. Но Господь посылает благодать только смиренному и любящему пастырю, который искренне стремится служить Богу и творить Его благую волю, принося пользу в деле спасения мира.
Несмотря на благочестивый вид и богословские познания, гордый лжепастырь не способен научить людей исполнению воли Божией. Самолюбивый гордец в любом случае не может воспринимать спасительную благодать Святого Духа, без которой земной человек бессилен. Не удивительно, что духовно слепой лжепастырь принимает за основу веры её внешнюю обрядовую сторону.
За нарушение обрядового закона лжепастырь готов гнать и даже убивать любого, кто не согласен с ним в мелких различиях. Но это не главная, второстепенная причина гонения праведников. Демонический дух религиозной гордости является полной противоположностью Божественному духу смиренной любви. Гордого лжепастыря приводит буквально в демоническое бешенство смиренная святость праведных «пастырей и пасомых», а не мелкие канонические и обрядовые разногласия.

Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. 7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. 8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. 9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. 10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. 11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом. Лк 6 (6-11)

И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. 10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? 11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? 12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. 13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. Мф 12 (9-14)

Благодатно просветленный христианский пастырь естественным образом обретает богоданную способность видеть за внешним обликом верующих людей, который может принимать различные - несколько иные, непонятные или неизвестные нам формы, его подлинную сущность. Настоящий пастырь смотрит на душу человека, на его дела по отношению к Богу и людям, обращая основное внимание на то, чему служат видимые выражения нашей веры. Все внешнее изменчиво, но внутренняя основа дел человека всегда остается неизменной - это добро или зло, праведность или греховность, смирение или гордость, любовь к людям или себялюбие.
При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. 39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. 40 Ибо кто не против вас, тот за вас. 41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мк 9 (38-41)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности