- Лента
- |
- Участники
- |
- Фото 1112
- |
- Видео 1078
- |
- Мероприятия 0
Восстановление патриаршества на Руси
***Наступил XX век, век растерянности и раздора, окончательной утраты силы традиции, начала распада Российского государства. И тут вдруг все вспомнили о Русской Православной Церкви, насчитывавшей более ста миллионов прихожан, двести тысяч священноцерковнослужителей, семьдесят восемь тысяч храмов, многочисленные общины в Северной Америке, Западной Европе, Японии, Китае, Персии. Вспомнили, что в каждом русском доме, в каждой конторе и магазине висит икона, а каждый русский крещен и миропомазан. Вспомнили, что единственное место в России, поделенной на классы, партии, богатых и бедных, где хотя бы кратковременно люди чувствуют радость единения, – Церковь. Взоры высших чиновников, из которых многие и в Бога – то не верили, с надеждой обратились к православию. Они, два века его уничтожавшие и разорявшие, теперь, боясь развала государства, возжелали сохранить Россию с помощью сильной Церкви. Председатель Кабинета министров граф С. Ю. Витте непрестанно торопил императора Николая II с созывом Собора. Ему вторили высшие православные иерархи, убедившиеся в необходимости борьбы с глубоко пустившими корни в русскую землю иноземными «измами» – атеизмом, марксизмом, анархизмом. Надеялись, что с восстановлением соборности и патриаршества установится постоянное взаимодействие между духовенством и мирянами, что все дела – и духовные, и государственные – будут решаться всем миром, соборно. Патриарх же станет добрым пастырем, отцом всех духовных чад, символом соборного начала.
Восстановление патриаршества, писал в Святейший Синод архиепископ Алеутский и Северо – Американский Тихон, «не только бы отвечало достоинству и величию Русской Церкви, но и управление ее более приближало к строю, начертанному в канонах».
Но партийные лидеры – как либералы, так и консерваторы – держались иного мнения. «Передовая интеллигенция» считала Церковь пережитком прошлого и не хотела, чтобы она смущала «новое общество» своей приверженностью к старине.
МОНАРХИСТЫ ЖЕ довольствовались послушной властям Церковью и боялись, что, освободясь от опеки государства, она станет на сторону политических реформ.
,,,,
Искусные атаки на православие не ограничивались словами. Манифест о веротерпимости от 17 апреля 1905 года ослабил ограничения для сектантов и прочих неправославных религий, усилил влияние католицизма в России. Многим православным иерархам казалось, что Церковь брошена на произвол судьбы, оставлена без государственной поддержки в самый критический момент истории.
,,,
Государь Николай II, уступая настойчивости иерархов, в начале весны 1905 года пообещал им, что немедленно распорядится созвать Собор. Но слишком многие в придворном мире не желали этого, и не прошло и месяца, как 31 марта император изменил свое решение:
«Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия и обдуманности, каково сознание Поместного Собора. Предоставляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных императоров, дать сему великому делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления».
Надеялись, что «благоприятное для сего время» не за горами и настанет в Пасхальную неделю. Тем временем хаос в стране с каждым днем нарастал. Даже в храмах участились воровство, хулиганство во время богослужений. Но надежда не умирала, и в следующем, 1906 году Предсоборное присутствие на общем собрании 1 июня тридцатью тремя голосами против девяти постановило титуловать главу Церкви патриархом. Думали, что теперь – то уж пришел конец двухсотшестилетнего периода обезглавленной Церкви. Но впереди еще было долгое десятилетие, страна должна была погрузиться в беспощадную мировую бойню и постыдное партийное словоблудие, прежде чем народ осознал необходимость восстановления соборности и патриаршества.
,,,,
Что же происходило после свержения монархии с Церковью, с духовенством, которое никогда не отделяло себя от самодержавия? Клирики восстали на своих архипастырей, псаломщики требовали дополнительных прав своему «сословию», прихожане и духовенство пребывали в постоянных ссорах по вопросам управления приходами. Предсоборный совет, открывшийся 12 июня 1917 года в Петрограде, быстро и решительно, по указке обер – прокурора Святейшего Синода В. Н. Львова, постановил: патриаршество противоречит соборности, а потому его не следует восстанавливать.
Но каждый новый день приносил все более грозные вести о положении на фронте и в тылу. Наконец после того, как 4 июля Петроград в очередной раз окрасился кровью, и не в сражении с иноземным захватчиком, а в братоубийственной резне, члены Святейшего Синода поняли, что в дни растерянности и раздора, царства грабежей и убийств, грядущего голода и духовного оскудения последняя надежда, единственное средство для объединения соотечественников – Собор, и постановили: «Признавая необходимым, ввиду чрезвычайных обстоятельств настоящего времени, немедленный созыв Поместного Собора Православной Российской Церкви», назначить его открытие «в день честнаго Успения Пресвятыя Богородицы 15 – го августа 1917 года в богоспасаемом граде Москве».
,,,
Восстановление патриаршества, Патриарх Тихон - М.И. Вострышев
Труд «Патриарх Тихон». Большинство творений и сочинений нашей Библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.
Не ради ли восстановления Патриаршества, ради избавления Церкви от давления над ней светской власти, не в наказание ли этого давления, введённого Петром, в объявлении монарха главой Цкркви, Бог и попустил смуту и революцию?
Никогда раньше не рассматривала с этой стороны революционные события, та...
Развернуть
Не ради ли восстановления Патриаршества, ради избавления Церкви от давления над ней светской власти, не в наказание ли этого давления, введённого Петром, в объявлении монарха главой Цкркви, Бог и попустил смуту и революцию?
Никогда раньше не рассматривала с этой стороны революционные события, так как не вникала до какой степени возвысил Пётр власть монарха над церковью... А разбираться стала благодаря монархистам, которые, как оказалось, не были сторонниками восстановления патриаршества на Руси и которые и нынче пишут Царь с большой буквы, приравнивая светского царя самому Христу... "крайнему Судье"...
Свернуть
***12 сентября Собор приступил к обсуждению вопроса о восстановлении патриаршества. Сразу же записалось до сотни желающих говорить по этому вопросу, но уже чувствовалось, что в общем соборном сознании и настроении вопрос этот решен положительно. Вот почему Собор не прослушал и половины предполага...
Развернуть
***12 сентября Собор приступил к обсуждению вопроса о восстановлении патриаршества. Сразу же записалось до сотни желающих говорить по этому вопросу, но уже чувствовалось, что в общем соборном сознании и настроении вопрос этот решен положительно. Вот почему Собор не прослушал и половины предполагавшихся речей, 28 октября прекратил прения и громадным большинством голосов решил восстановить в Русской Церкви уничтоженное Петром I патриаршество. А между тем назревали события, свидетельствовавшие о серьезной болезни российского государственного организма. 28 октября в Москве было первым днем кровопролитного междоусобия. Загремела по улицам Москвы стрельба, загрохотали орудийные выстрелы. Исторический Кремль подвергался вместе со своими святынями небывалой опасности разрушения. Не без влияния этих ужасных событий Собор решил немедленно осуществить свое постановление касательно патриаршества, а потому немедленно приступил к избранию Всероссийского патриарха. Решено было избрать трех кандидатов, окончательное же избрание произвести посредством жребия. Стены соборной палаты содрогались от недалеких орудийных выстрелов, а в соборной палате шло избрание кандидатов во Всероссийские патриархи. Кандидатами были избраны Московский митрополит Тихон, Харьковский архиепископ Антоний и Новгородский архиепископ Арсений. 5 ноября, лишь только окончилась междоусобная брань на улицах Москвы, в храме Христа Спасителя была отслужена торжественная литургия и нарочитое молебное пение. В это время жребии с именами трех кандидатов лежали в особом запечатанном ковчеге пред Владимирской иконой Божией Матери. После молебна член Собора старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий вынул жребий, и жребий указал быть патриархом Московским и всея Руси Московскому митрополиту Тихону. Особо избранное посольство из членов Собора тотчас отправилось на митрополичье Троицкое подворье с благовестием об избрании. После этого благовестия нареченный патриарх уехал в Троице-Сергиеву лавру, где и был до дня своего торжественного возведения на патриарший престол. Была избрана на Соборе особая комиссия для разработки чина «настолования» Всероссийского патриарха. Пред этой комиссией прежде всего выяснился факт, что древняя Русь не имела своего чина «настолования» патриарха. До патриарха Никона у нас над новопоставляемыми патриархами вторично совершали чин архиерейской хиротонии. Но после патриарха Никона чин поставления патриарха был сведен к очень немногим обрядам, причем уж слишком сильно было подчеркнуто значение московского царя, из рук которого патриарх получал и жезл Петра митрополита. Комиссия поэтому выработала особый чин, сочетав в нем древний (XIV века) Александрийский чин поставления патриарха, современную Константинопольскую практику и некоторые подробности древнерусские. Днем торжественного «настолования» патриарха было назначено 21 ноября. Пребывавший в Троицкой лавре нареченный патриарх 19 ноября совершил литургию в храме Московской духовной академии, после которой корпорация профессоров принесла ему свои приветствия и поднесла приготовленный к тому времени диплом на звание Почетного члена академии.
Настал день 21 ноября. Еще серел на рассвете зимний день, когда члены Собора начали стекаться в Кремль. Увы! Москва не могла прийти в свой родной Кремль даже на великое историческое торжество. Новые хозяева Кремля пустили туда даже и на этот исключительный день очень немногих, да и эти немногие счастливцы должны были претерпеть целый ряд мытарств, прежде чем попасть в Кремль. Все эти ограничения и затруднения доступа в Кремль не имели никакого смысла: не были они и враждебным действием нового «правительства» в отношении к Церкви. Это была просто та тупая бессмыслица, в царстве которой выпало нам испытание теперь жить. Тяжело было идти по пустому Кремлю и видеть все его раны незалеченные. Со времени бомбардировки Кремля прошло уже три недели, но в Кремле все еще беспорядок. Больно видеть следы артиллерийских снарядов на таких исторических священных зданиях, как Чудов монастырь, храм Двунадесяти апостолов, и совсем ужасно видеть зияющее большое отверстие в среднем куполе Успенского собора. Ничто не исправлено; всюду осколки кирпичей и щебня. Таким национальным позором оканчивается петербургский период русской истории.
https://pravoslavie.ru/28792.html
Свернуть
Комментарий был удален.
Алексий, ну и где же тут покаяние в духе бунтарства против Богом установленной власти как царя так и патриарха? Вот они, двойные стандарты некоего "монархизма" от людей, но не от Бога!
Вы, именно вы, нынешние так называемые "монархисты", поднимаете руку на Богом установленную власть Патриарха!! ...
Развернуть
Алексий, ну и где же тут покаяние в духе бунтарства против Богом установленной власти как царя так и патриарха? Вот они, двойные стандарты некоего "монархизма" от людей, но не от Бога!
Вы, именно вы, нынешние так называемые "монархисты", поднимаете руку на Богом установленную власть Патриарха!! А это уже предвестник не революции против земного царя, а предвестник пришествия антихриста... Паства поднимает руку на верховного священнослужителя Бога в Русской Церкви, на самого помазанника Бога - на Патриарха, которому глава Христос...
Вы не признаёте власти Патриарха от Бога??
Свернуть
Комментарий был удален.
Чистой воды бред псевдо-монархического популизма... А почему Синод должен был вмешиваться в политику? Особенно после того как монархическое правление всё сделало для того чтобы в этом плане, да и не только, синод всегда молчал...
Цари разрушили симфонию власти Церкви и Монарха, а теперь "монархист...
Развернуть
Чистой воды бред псевдо-монархического популизма... А почему Синод должен был вмешиваться в политику? Особенно после того как монархическое правление всё сделало для того чтобы в этом плане, да и не только, синод всегда молчал...
Цари разрушили симфонию власти Церкви и Монарха, а теперь "монархисты" обвиняют священство, которое цари усердно подминали под себя, что то.... ВЫЖИЛО!!! в отличии от павшей монархии!! Не утянуло в небытиё падение монархов и подмятую под себя ими Церковь! Вот ведь ЧУДО!! Напротив, Церковь, испытав страшные гонения, ещё бОльшие чем при царях, ВЫСТОЯЛА! Оправдались на ней слова Бога что врата ада не одолеют её! Но не нравится это псевдо-монархистам, националистам и т.д.. Даже спустя 100 лет уничтожения Промыслом Бога монархии в России и ВОССТАНОВЛЕНИИ тем же Промыслом Бога патриаршества в России, даже спустя 100 лет это возрождение "птицы феникс" не даёт покоя... Надо ведь уничтожить эту ненавистную миру власть Церкви в лице патриарха... Надо уничтожить и саму Церковь... Православную Церковь... И монархи соседних стран хорошо стараются для этого и сегодня...
Но Церковь Христова не злопамятна... потому она молится о тех монархах, которые предали её по слабости человеческой, так как исполняет то, что повелел ей Христос, её Глава и Царь...И за это её теперь упрекают... за то что она молится за тех кто предал Её...
Свернуть
Патриаршество восстановлено на Руси по Божьей Воле и по Его Промыслу!
Церковь не была уничтожена вместе с монархией по тому же Промыслу и Воле Бога!
Этому надо радоваться и благодарить за это Бога! Любящим Бога ВСЁ содействует во благо! И нет НИЧЕГО что бы происходило с нами не по Промыслу благому...
Развернуть
Патриаршество восстановлено на Руси по Божьей Воле и по Его Промыслу!
Церковь не была уничтожена вместе с монархией по тому же Промыслу и Воле Бога!
Этому надо радоваться и благодарить за это Бога! Любящим Бога ВСЁ содействует во благо! И нет НИЧЕГО что бы происходило с нами не по Промыслу благому о наших душах, Промыслу, заботящемся о земном только ради духовного.... Не духовное ради земного, не душа ради тела... Но тело ради спасения души!
Как и монархия - ради Церкви, но не Церковь - ради монархии!
Иерархия в мире именно такова: духовное ДОЛЖНО главенствовать над телсным и должно вести телесное... Потому и Христос должен быть главой монарху как человеку в его поведении, а власть монарха должна ограничиваться законами Церкви, которой глава Христос!
А вот некоторые попутали берега и решили что церковь ради монархии....((
Свернуть