Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 31. Часть 22

Глава 31. Духовная история мира. Откровение Бога - Отца.

*** 22 ***
Десять библейских заповедей.

Божественный закон, данный человеку для распознавания добра и зла, праведной и грешной жизни, добрых и злых дел, можно разделить на «внутренний» Закон Божий в виде свидетельства человеческой совести, и «внешний» Закон Божий в виде Божественных заповедей.
По свидетельству Священного Писания внутренний закон «написан в сердце человека», что подтверждают наша совесть и мысли, обвиняющие или оправдывающие нашу жизнь. Тем не менее, внутренний закон совести недостаточен для грешного земного человека. Нередко люди не слушаются голоса совести и, ведя плотскую греховную жизнь, заглушают в себе откровение закона совести. Поэтому Господь дает людям внешний Закон, напоминающий нам волю Божию посредством Божественных заповедей.
Закон Божий, выраженный в Божественных заповедях, впервые был явлен Богом человечеству через вождя израильского народа пророка Моисея. Хотя ветхозаветные заповеди даны отдельному избранному народу, по ним следует поступать всем народам Земли, потому что они в сущности и есть тот Закон, который, по словам Апостола Павла, изначально «написан в сердцах» всех людей. Неудивительно, что Господь Иисус Христос учит нас поступать соответственно десяти заповедям, повелевая христианам для приобретения вечной жизни сохранять и исполнять их в более совершенном христианском понимании.
Десять заповедей условно разделены на две части, отображающие два вида любви - любовь к Богу и любовь к ближнему, которые предписывают верующему два рода обязанностей. Об этом также говорит Господь Иисус Христос, различая любовь к Богу и ближнему. По сути дела все люди являются нашими ближними. Все мы создания Единого Бога и произошли от одного человека. Человеку никогда не давалась заповедь о любви к самому себе, потому что он и так любит сам себя.
В любви к Богу, ближнему и самому себе христианин призван соблюдать следующий порядок. Любить себя следует только для Бога, для исполнения Его благой воли и отчасти для блага ближних. Любить ближних следует для Бога в смысле направления их на путь спасения. А любить Бога нужно бескорыстно и самоотверженно для Него Самого, вовсе не из-за страха наказания или желания награды. Любовь к себе всегда следует приносить в жертву любви к ближним. А любовь к себе и ближним необходимо приносить в жертву любви к Богу.
Божественный Закон фактически заключается в двух главных заповедях о любви к Богу и людям. Закон разделен на десять заповедей для того, чтобы яснее представить наши обязанности по отношению к Богу и ближнему. Обязанности по отношению к Богу объясняются в первых четырех заповедях. В первой заповеди предписывается познавать и чтить Истинного Бога. Во второй - избегать ложного богопочитания. В третьей - не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой - соблюдать порядок во времени и делах богопочитания.
Обязанности по отношению к ближним или вернее ко всем окружающим нас людям, объясняются в следующих шести заповедях. В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно наших родственников, начиная с родителей. В шестой заповеди - не вредить жизни ближних. В седьмой - не вредить чистоте их нравов. В восьмой - не вредить их собственности. В девятой - не причинять зла ближним словом. В десятой - не желать зла ближним. Что касается обязанностей человека по отношению к самому себе, то они заключаются в обязанностях человека по отношению к ближним, потому что ближнего следует любить так же, как самого себя.

Первая заповедь: «1 И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Исход глава 20 (1-3).

Словами «Я Господь Бог твой», Единый Бог указывает человеку на Самого Себя, разрешая нам познавать Творца мироздания. Из повеления к богопознанию можно вывести особые обязанности верующих. И в первую очередь необходимость учиться богообщению, как важнейшему из всех знаний, прилежно слушая поучения о Боге и Его делах в Церкви, ведя благочестивые домашние разговоры, читая книги Священного Писания и Отцов Церкви. Слова «да не будет у тебя других богов» предписывают стремиться к соединению с Единым Истинным Богом в благоговейном почитании Всеблагого Творца.
Внешнее видимое богопочитание требует от нас исповедовать Единого Бога, признавая, что Он наш Творец и Промыслитель. Не отказываться от Бога, хотя бы за признание веры в него человеку надлежало пострадать и умереть. Обязательно участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учрежденном Православной Церковью.
Естественно, что веровать в Бога необходимо не только внешним видимым вхождением в Церковь. Основные обязанности богопочитания относятся к внутреннему миру человека. Верующему требуется постоянно «ходить пред Богом» - всегда памятовать о Боге, поступая согласно Его воле. Господь видит не только наши дела, но и сокровенные помышления. Страх Божий означает искреннее благоговение перед Богом, когда человек считает нарушение воли Отца Небесного величайшим несчастьем, и потому старается искренне творить Его волю.
Настоящий верующий надеется на Бога и сознательно служит Ему, повинуясь Творцу из любви. Христианин старается быть готовым делать то, что повелевает Господь, не ропща, когда спасительная воля Божия противоречит нашим желаниям. Это и есть истинная вера, означающая поклонение Богу как Существу Высочайшему, прославление Бога как Всесовершенного Творца, благодарение Богу - Всеблагому Промыслителю и Спасителю, призывание Бога как Всемогущего Помощника во всяком добром начинании.
Для лучшего понимания и точного соблюдения первой заповеди, необходимо знать грехи против нее. Это безбожие или атеизм, когда люди, желая избавиться от страха суда Божия, отрицают бытие Творца. Многобожие, когда вместо Единого Истинного Бога, люди признают многие ложные и демонические божества. Неверие, когда человек, признающий, что Бог есть, не верит Его Провидению и Откровению.
Ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной Истине. Раскол или своевольное уклонение от единства богопочитания и жизни Православной Кафолической Церкви. Богоотступление - отречение от истинной веры из-за «страха человеческого» или для получения мирских выгод. Отчаяние, когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение.
Грех волшебства - магии и оккультизма, означает отказ от веры в силу Божию, ради веры и служения тайным силам сотворенного мира, большей частью злым духам - падшим ангелам-демонам. Грех суеверия, когда верят какой-нибудь обычной вещи, якобы имеющей Божественную силу, которой человек боится или надеется на нее вместо Бога.
К грехам против Единого Бога также относятся - леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению. Любовь к чему-либо сотворенному более чем к Богу. Человекоугодие, когда угождают людям вопреки творению воли Божией. Человеконадеяние - гордая надежда на свои способности и других людей, а не на милость и помощь Творца. Люди, которым мы угождаем и наше собственное самолюбие, нередко становятся для нас иным ложным божеством вместо Истинного Бога. В итоге мы забываем о вере, перестаем быть верующими поклонниками Творца и неминуемо отпадаем от Единого Бога.
Для лучшего преуспевания в исполнении своих обязанностей по отношению к Богу, человек должен поступиться самолюбивой гордостью, отречься от самого себя во имя любви к Единому Творцу, отказаться от телесных и душевных страстей, от всех мирских пристрастий, препятствующих пути веры, и даже от самой земной жизни. Когда человек сознательно отвергает гордое самолюбие, лишая себя естественных и запретных удовольствий, он получает величайшее Божественное утешение, не нарушаемое никакими земными страданиями.
Первой заповеди, предписывающей благоговейно почитать Единого Бога, соответствует правильное почитание Ангелов и святых людей. Через них мы просим и получаем помощь свыше, почитая благодать Божию, обитающую и действующую в истинных служителях Творца.

Вторая заповедь: «4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Исход глава 20 (4-6).

Вторая заповедь запрещает поклоняться и служить вместо Единого Бога кумирам или идолам, то есть изображениям сотворенных небесных и земных существ. Сюда же относится любое служение выдуманным божествам и ложным демоническим «богам», за личиной которых скрываются падшие ангелы.
Однако Библия вовсе не запрещает иметь священные изображения. Вместе с заповедью, запрещающую кумиры, пророк Моисей одновременно получил от Бога повеление поставить в скинии - передвижном храме еврейского народа, золотые священные изображения Херувимов. Причем во внутренней части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу. Данный пример примечателен для Православной Христианской Церкви и хорошо объясняет правильность употребления святых икон.
Слово «икона» в переводе с греческого значит «образ» или изображение. В Православной Церкви иконами называются священные изображения Бога, явившегося во плоти - Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и христианских святых. Употребление святых икон нарушает вторую заповедь только в том случае, если человек начинает их неправомочно боготворить как нечто волшебное, магическое.
Когда же верующий почитает иконы как священные изображения, употребляемые для благоговейного воспоминания дел Творца и святых людей, для молитвенного обращения к ним, иконы уподобляются священным книгам, в которых написаны вместо слов лики и предметы. Естественно, что во время поклонения иконам христианин должен находиться в соответствующем расположении духа: взирая на иконы, призван умом возноситься к Богу и святым, которые на них изображены.
Грех против второй заповеди называется идолопоклонством. Кроме явного грубого идолопоклонства, есть более «тонкие» грехи нарушения второй заповеди.
1) Любостяжание материальных благ, когда жадный и скупой человек более служит земному богатству, нежели Богу. Вторая заповедь запрещает корыстолюбие, тем самым научая человека бескорыстной щедрости.
2) Чревоугодие, объедение и пьянство, также относятся к идолопоклонству потому, что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие. Изгоняется грех чревоугодия добродетелями воздержания и поста.
3) Гордость и тщеславие напрямую относятся к идолопоклонству, потому что гордый человек превыше всего ценит свою личность и свои способности. Для тщеславного человека главным идолом является он сам. Гордец считает, что все люди без исключения должны почитать его буквально, как Бога. Пороком, близким к идолопоклонству, является религиозное лицемерие, когда верующий использует дела внешнего благочестия, например, пост, молитву и строгое соблюдение обрядов, для приобретения человеческого почитания, не думая о внутреннем душевном исправлении. По сути дела вторая заповедь учит нас бороться с гордостью, тщеславием и лицемерием, научая смирению и бескорыстному, тайному деланию добра.
Когда вторая заповедь говорит о Божьем наказании за грехи и вознаграждении за добродетель, люди часто воспринимают это понятие буквально в категориях нашего падшего и злого мира. Они представляют Бога кем-то вроде «самого главного начальника», который беспощадно карает людей за нарушение Его воли и непременно подает милости всем Ему послушным. На самом деле человек, нарушающий Божественные законы своей греховной жизнью, сам наказывает себя отступлением от Бога. Творя зло, мы вредим сами себе, а творя добро окружающим, приносим пользу в первую очередь самим себе.
Весьма знаменательна закономерность - явная «неравномерность» ответа за добро и зло, неизмеримое превосходство добра и его последствий. За «грехи отцов», последствия греховной жизни предков, которые ложатся на весь род, потомки «отвечают», разделяя последствия греха, до третьего и четвертого поколения, а творящий добро и его потомки, получают помощь свыше до «тысячи поколений». Это показывает, что Господь есть наш добрый и любящий Небесный Отец, и Его милосердие далеко превосходит Его справедливость.

Третья заповедь: «7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Исход глава 20 (7).

Нередко люди произносят имя Бога всуе, то есть напрасно, в бесполезных и легкомысленных разговорах, в лживых обещаниях и клятвах, с нарушением благоговейного почтительного отношения к Всеблагому Творцу Вселенной. Хотя одновременно мы боимся легкомысленно вставлять в разговоры имена могущественных людей. И понимаем опасность безответственных разговоров о почитаемых и уважаемых людях.
Третья заповедь запрещает следующие грехи: 1) богохульство или дерзкие слова против Бога; 2) ропот на Бога и жалобы на Его Провидение; 3) кощунство, когда священные предметы становятся целью шуток или поругания; 4) невнимательность в молитве; 5) ложная клятва, когда утверждают клятвой то, чего нет; 6) клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; 7) нарушение обетов, данных Богу; 8) божба - легкомысленное употребление имени Божьего в виде клятвы и «словесного оборота» в обыкновенных разговорах.
В Священном Писании есть особое запрещение божбы. Кроме того Спаситель говорит о запретности для христианина легкомысленного применения клятвы. Верующий по возможности должен смиренно обходиться простыми словами-обещаниями «да» и «нет». Что, впрочем, не запрещает применение клятвы в общественных делах, когда человек в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употребляет клятву и присягу, с благоговением и твердым намерением не изменять своим обещаниям при содействии помощи Божией.

Четвертая заповедь: «8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, 10 а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». Исход глава 20 (8-11).

Седьмой день недели повелевается посвящать Единому Богу Творцу, Который сотворил мир в шесть дней, а в седьмой день почил от дел творения. Ветхозаветная суббота в Христианской Церкви не празднуется как религиозный праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального ветхозаветного почитания субботы, этот день освобождается от поста.
В Христианстве четвертая заповедь исполняется следующим образом. Почитается как священный через каждые шесть дней день седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы - воскресенье. День воскресный празднуется со времени Воскресения Христова.
Под наименованием седьмого субботнего дня в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие особые дни, установленные для празднования или поста, как, например, праздник Пасхи. Кроме воскресного дня в Христианской Церкви также соблюдаются праздничные дни во славу Божию, в честь Пресвятой Богородицы и святых. Следующие важнейшие христианские праздники установлены в память о событиях, относящихся к спасительному Воплощению Сына Божия, к явлениям Божества и в честь Пресвятой Богородицы, послужившей тайне Боговоплощения:

1. Рождество Пресвятой Богородицы, как подготовка сошествия в мир Сына Божия (8/21 сентября).
2. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, обретенного царицей Еленой (14/24 сентября).
3. Введение во храм Пресвятой Богородицы для посвящения Ее Богу (21 ноября/4 декабря).
4. День Благовещения Пресвятой Богородицы - ангельского возвещения Пресвятой Деве о Воплощении от Нее Сына Божия (25 марта/7 апреля).
5. Рождество Христово - воплощение на земле Сына Божия Господа Иисуса Христа (25 декабря/7 января).
6. Крещение Господне и одновременно Святое Богоявление Спасителя мира (6/19 января).
7. Сретение Господа во храме святым праведным Симеоном Богоприимцем (2/15 февраля).
8. Преображение Господне на горе Фавор, доказывающее Его Божество (6/19 августа).
9. Успение Пресвятой Богородицы - перенесение Матери Божией на небо в благодатно преображенном, не умершем земном теле (15/28 августа).
10. Вход Господень в Иерусалим пред Его Распятием (за семь дней до Пасхи, в воскресение).
11. Вознесение Господне на Небо после Воскресения (в 40-й день по Пасхе, в четверг).
12. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Святого Духа на Апостолов, во славу Пресвятой Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресение).
13. Праздник Всех святых - первое воскресенье после Пятидесятницы
14. Пасха - главный христианский праздник Воскресения Христова, как предначинание вечного праздника бессмертной жизни с Богом.

Праздничные и воскресные дни необходимо проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать и излишне суетиться, исполняя мирские и житейские дела. Во-вторых, требуется свято хранить праздники, посвящая их духовным делам во славу Божию. Запрет на работу вовсе не значит, что работа в праздники является грехом. Просто иначе у нас не остается времени для беспрепятственного совершения духовно полезных богоугодных дел.
В праздничные дни следует: 1) ходить в храм для общественного богослужения и научения в слове Божием. 2) Заниматься дома молитвой, благочестивым чтением и душеспасительными разговорами. 3) Посвящать Богу часть от своего имущества, употребляя его на нужды Церкви и церковнослужителей, на благотворение неимущим. Посещать больных и заключенных в темницах, и творить другие дела христианской любви.
Конечно, благочестивые дела можно совершать и в будни. Но обычно нам препятствует работа, и мы должны по возможности хотя бы праздничные дни посвящать духовным делам. Подобным образом молиться следует не только в праздники, но и непременно каждый день - утром и вечером, перед едой и после, по возможности в начале и по окончании всякого дела.
Человек, позволяющий себе в религиозные праздники нескромные развлечения и зрелища, светские песни, невоздержанностъ в пище и питии, тем самым намеренно оскорбляет святость праздников. Даже невинные и полезные для временной жизни работы не сообразуются со священными днями, и тем более дела бесполезные, плотские и порочные.
Четвертая заповедь, говорящая о шестидневном делании, ясно осуждает тех, кто в простые дни не занимается необходимыми делами, но лениво проводит время в праздности и рассеянности. Обычно такие люди почему-то откладывают все дела на воскресенье, оправдывая себя тем, что «работать не грех». В будние дни они позволяют себя «ничегонеделание», а в воскресение и христианские праздники необъяснимым образом «воспламеняются» трудолюбием.
Подобным же образом оправдывают себя люди, не желающие соблюдать православные посты. Они утверждают, что постится в смысле воздержания от пищи, не говоря уже о воздержании от других страстных, греховных наклонностей, вовсе не обязательно. Главное «не творить зла, а все остальное не важно». Это предельно лукавая отговорка, поскольку, человек не умеющий и не желающий обуздывать свой желудок, не способен ни на какое другое, более серьезное духовное делание. Как говорит поговорка «сытое брюхо, к молитве глухо». Наевшегося человека обычно «тянет на сон» и явно недуховные занятия.
Важнейший христианский пост - Великий или Святая Четыредесятница, продолжается в течение сорока дней. Этот пост дополняется неделей Страданий Христовых - Страстной седмицей. Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней в Своей земной жизни. Между постами христиане постятся также в среду и пятницу. В среду - в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу - в память страданий и смерти Спасителя. Некоторые верующие по благоговению, дополнительно постятся также в понедельник, подражая более строгим монашеским правилам.
Посты - Рождественский, Успенский, Петровский - учреждены по следующим причинам. Первые два - чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за ними праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Последний - в подражание и для почитания святых Апостолов Петра и Павла, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем