Записки на субботнюю Поминальную службу. Вы можете подать записки на Субботние поминальные службы об упокоении в 7 монастырях за умерших родителей, родных и близких в Дивеево, Киево- и Псково-Печерских Лаврах, в Сретенском, Покровском, Даниловом и Свято-Пантелеимоновом монастырях.

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 31. Часть 19-20

Глава 31. Духовная история мира. Откровение Бога - Отца.
*** 19 ***
Смысл Ветхого Завета. Периоды духовной метаистории.

В раю гармоничное согласие человеческой свободы и Божественного Промысла должно было стать «прочным мостом» между творением и Творцом. Адам был призван к обожению, но после грехопадения перед ним встают два препятствия - грех, лишающий человека возможности воспринимать благодать, и смерть, делающая земную жизнь трагедией страдания.
Падший человек потерял большинство способностей безгрешного первозданного человечества, однако Божественный план не изменился. Бог по прежнему хочет обожения человека, чтобы человек преобразившись лично, сумел к лучшему изменить всю Землю. После изгнания из рая начинается борьба сил Света за спасение человека, за его освобождение от власти греха и смерти, чтобы человек, победив зло, смог вернуться к Богу. В этой борьбе Творец идет на любые жертвы во имя спасения человечества. Искупление Сыном Божиим грехов человечества через крестную жертву, вовсе не являлось изначально определенной целью Божественного плана. Смерть Богочеловека совершилась как вынужденное средство Божественного Промысла.
История человечества после грехопадения представляет историю кораблекрушения и последующего ожидания спасения. Освобождение человечества от власти зла Воплощенным Сыном Божиим стало лишь началом осуществления главной цели. Своим воплощением, Распятием и Воскресением Господь Иисус Христос дает людям возможность вернуться к первозданной безгрешности, сознательно воспринимая волю Божию для осуществления труда благодатного обожения всего земного творения.
Первый период духовной метаистории человечества - Ветхий Завет, протекал как длительное предуготовление к пришествию Спасителя мира. Провидение, учитывая волю верующих людей, постоянно избирало Себе праведных помощников, призванных одухотворить человечество, подготовить его для восприятия Благой Вести, чтобы мир мог принять, услышать и понять проповедь Сына Божия.
Второй период - от Благовещения до Пятидесятницы, соответствует земной жизни Сына Божия Господа Иисуса Христа. Всей Своей жизнью, особенно Распятием, Воскресением и Вознесением, Христос совершает дело искупления и спасения мира. В Личности Богочеловека естественно соединяются человечество и Божество. Так Творец ясно указывает человеку прямой путь спасения, чтобы человек мог войти в Божественную жизнь и приблизиться к Богу.
Третий период метаистории начинается с Пятидесятницы. Теперь каждый человек при содействии благодати Святого Духа получает возможность через свободное творчество любви к Богу и людям стяжать обожение, стать богочеловеком, подобным Христу.
В Церкви, основанной Сыном Божиим, гармонично сотрудничают человеческая свобода и Божественная энергия. Пока что человечество не способно полностью освободиться от власти греха и смерти. Но оно уже не подвержено риску утратить благодать безвозвратно. Через творчество христианской веры люди способны участвовать в богочеловеческой полноте Вселенской Церкви, обретая верный путь духовного спасения. Господь освободил человечество от роковой власти зла и взял на Себя наши немощи. Нам остается только ответить на Его Любовь покаянием, верой и любовью, соработая с Ним для полного уничтожения власти зла, для подготовки второго пришествия Спасителя и окончательного преображения Земли.

*******
Период Ветхого Завета есть период обетования, время медленной подготовки человечества для встречи Богочеловека Христа. Иначе пришествие Воплощенного Сына Божия сделалось бы невозможным. В Ветхом Завете внутреннее благодатное освящение было недостижимо для большинства людей. Лишь немногие верующие могли полноценно общаться с Богом. Конечно, на Земле всегда были праведники, так как любое прикосновение благодати, даже извне, ослабленное нашими человеческими грехами, спасает и преображает человека.
Праведный человек, с верою творящий волю Божию, в любом случае становится орудием Бога. По деятельности ветхозаветных пророков видно, что она не всегда была полноценным согласием двух воль - Бога и человека, и часто являлась использованием воли человека Божественной волей, конечно с согласия человека.
Обрядовое послушание и чистота праведной жизни еще не дают полноты духовного развития. Ветхозаветный человек, даже будучи праведен, был не способен, за редким исключением, полноценно освободиться от власти первородной греховности. Богочеловеческая святость, как активное благодатное освящение всего человеческого естества, как добровольное творчество добра и любви, как сознательное исполнение Божественных заповедей, как свободное уподобление человека Богу, сможет проявиться только после подвига Христа.
В Ветхом Завете главным средством спасения являлся закон. Отношения между человеком и Богом были не столько гармоничным единством, сколько союзом, основанным отчасти на сознательности, отчасти на страхе наказания за грехи. Бог всегда ждал от человечества искренней святости и любви. Однако в Ветхом Завете данное творчество было невозможным по причине греховной несознательности и искаженности человечества. И потому верующих людей в основном спасала «юридическая верность» нравственному закону.
История Ветхого Завета показывает нам историю избраний, подготовляющих пришествие Воплощенного Спасителя мира. Чем дальше, тем более чистым становилось сознание лучшей части богоизбранного еврейского народа. Ожидание победоносного Мессии и Царства Божия на земле, начинало осмысляться как пришествие страждущего и любящего слуги Всевышнего, готового отдать Свою жизнь для спасения всего мира. Чаяние политического освобождения и торжества одного народа, претворялось в ожидание духовного освобождения человечества. Сознание верующих людей становилось все более углубленным, пока не была избрана Дева Мария - Личность превосходящей чистоты, способная воплотить Спасителя мира.

*** 20 ***
История мира до Великого Потопа.

Описывая историю человечества после грехопадения, Книга Бытия говорит о немногих, наиболее важных с духовной точки зрения этапах метаистории. Бессмысленно пытаться воссоздать подробную жизнь человечества тех времен в виде исторической хроники поскольку библейское повествование преследует совсем иные цели - показать нам путь человечества к Богу и мешающие ему греховные преграды.
У Адама и Евы рождаются два сына - Каин и Авель, и в бытии человеческого рода начинают проявляться последствия грехопадения, духовной и физической «зараженности» людей первородным грехом. Каин и Авель это не только отдельные человеческие личности. Они показывают нам общий вид грядущего человечества, символизируя разные «духовные типы» людей, разделившиеся первозданно целостное творение.
Каин - человек эгоистичный, гордо увлеченный делами своих рук. Он более, чем Авель, далек от духовной связи с Богом, хотя и стремится к общению с Творцом. Каин обрабатывает землю, стараясь создать искусственную основу жизни, независимую от природы, созданной Богом. Авель смиреннее и ближе к Богу, он живет в природе и природой, с радостью принимая естественные дары Творца.
Отличия Каина и Авеля вовсе не означают для человека запрета на свободное творчество, особой греховности познания мира и создание человеческой цивилизации. Проблема лежит в иной плоскости. Оба брата имеют сознательную веру, но Каин более заражен гордостью. Творец показывает Каину, что смиренная вера и жертвенная любовь по отношению к Богу и людям лучше, чем гордое «абсолютно самостоятельное» творчество. Хотя труды Каина достаются тяжелее, чем труды Авеля, это излишние труды, которых можно избежать, спокойно обретая помощь Божию в естественной жизни по воле Творца.
Каину необходимо осознать свою ошибку, смиренно согласившись с благим советом Творца. Вместо этого он огорчается, начинает завидовать своему брату и озлобляется на Авеля. Вместо стремления к реальному духовному развитию, означающему преодоление самолюбивой гордости через творчество бескорыстного добра и самоотверженной любви, Каин избирает самый «легкий» путь. Исправлять самого себя всегда тяжело, неизмеримо проще кажется «убрать» внешние помехи - «нет человека нет проблемы». Не желая добровольно подчиниться духу смиреной любви, изгоняя грех из себя, не признавая власть духа над искаженным земным естеством, Каин отвергает Божественный закон, разрушая и убивая любовь между людьми. В мир врываются погибельные последствия самолюбивой гордости - дух смерти. Брат начинает убивать брата духовно и физически.

*******
Каин гордо воображал, что все сотворенное им является делом его рук и личной заслугой. Однако после убийства брата он лишается основных даров Божиих, которые еще оставались у людей, изгнанных из рая. Иссякает творческая сила, напрямую зависящая от благодатной помощи Божественной Любви. Сама планета Земля отвергает Каина, и природа больше не приносит ему свои дары. В мире, сотворенном Богом, Каин становится чужим, потому что в гордости он отрицает Творца, а значит и Его творение.
Каин сам понимает, что своим злом он поставил себя вне истинной жизни. Открытым для него остается только небытие. Однако Господь запрещает убийство даже самого грешного и злого человека. Бог знает, что любое убийство принесет в мир еще большее зло. Зло нельзя искоренять злом и у Каина не отнимается свобода. Он остатеся жить на Земле, по прежнему имея возможность сознательно реализовать стремление к спасительному творчеству Божественных законов.
Вместо Авеля в мир приходят другие праведники, искренне творящие волю Божию. Библия недаром говорит о существовании двух духовных категорий людей - «сыны Божии» и «сыны человеческие». «Сыны Божии», подобные Авелю смертны, но они идут к Богу, обретая благодатное бытие одухотворенной жизни. Потомки и последователи Каина есть «сыны человеческие», которые ищут цель жизни в земных, материальных делах, не понимая, что все человеческое временно и тленно, а гордость неминуемо приводит к отпадению от Бога и духовной смерти.
«Дети Каина» символизируют стремление человека к гордому и безбожному самостоятельному «творчеству». Они становятся основателями цивилизации, изобретателями науки и искусства. В большинстве случаев человеческое искусство является суррогатом истинной духовности, подлинной жизни духа. Завораживая человека своей томительной красотой, искусство ненадолго вводит его в ненастоящий мир отраженной духовной реальности, давая краткое забытье. Подобным образом наука создает иллюзию всемогущества земного человека, фактически беззащитного перед величием и силой богосотворенной природы.
Только Творец может дать человеку подлинное успокоение души, временно обретаемое в науке и искусстве. Самое простое и обычное общение с природой действует на человека несравненно одухотвореннее, открывая действительное познание Творца через Божественное творение. Наиболее бездуховно гордость человека вырисовывается в желании создать мир противоестественной жизни, оторванной от природы, в попытке создать городскую цивилизацию, где господствует «мертвая» техника.
Жизнь в согласии с природой естественным образом одухотворяет человека, обращая его мысли от красоты творения к Самому Творцу. Техногенное «развитие» и город незаметно убивают душу человека, уводя его от нормального биогенного образа жизни в гармонии с природой. Могущество материалистической науки ничтожно по сравнению с богоданными возможностями и способностями человеческой души, но человек не хочет развиваться в данном направлении. Отвергая дары Творца, он заменяет их техническими изобретениями, разрушающими естественную среду жизни на Земле.
Чем дальше люди творят зло, тем страшнее его последствия. Наказание Каина за зло в его потомках, нарастает в геометрической прогрессии, как снежный ком, катящийся с горы. Зло порождает еще большее зло, и чем больше люди допускают в мир зло, тем сильнее оно обрушивается на них самих, тем труднее преодолевается власть первородного греха над человеческой природой.

1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. 17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. 18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. 19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. 20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. 21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. 26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]. Бытие 4 (1-26)

Пятую главу Книги Бытия, где говорится о продолжительности жизни первых поколений людей, объясняют по разному. Кто-то утверждает, что жизнь первочеловечества действительно исчислялась тысячами лет, а билиейский рассказ означает точное летоисчисление. Кто-то пытается объяснить библейское летоисчисление иносказательно. Все это не особенно важно для духовного развития человечества. Вполне возможно, что первые люди действительно жили очень долго, или же время тогда текло по иному. Суть в том, что жизнь грешного человечества становится все меньше и меньше по продолжительности, так как люди потеряли благодатную связь с Богом, несущую животворную силу вечного бытия.
В родословии первых людей мы видим, что Господь не оставляет наш мир Своим спасительным Промыслом. На Землю постоянно приходят люди, «ходящие пред Богом», такие как праведный Енох. Во все времена праведники сознательно творящие волю Божию, восходят на небо путем духовного просветления, реально освобождаясь от власти греха и смерти, доказывая миру, что подобное возможно для всех людей.
Праведный Ной находит утешение в праведной жизни и честных трудах даже на искаженной земле, открыто враждебной человеку. Через исполнение заповедей Творца Ной преображается сам и преображает духом любви Божественное творение, восстанавливая общение с Богом, получая духовный мир и спокойствие души. Земная жизнь тяжела и человек вынужден трудиться «в поте лица». И одновременно земное испытание соединяет человека с Богом, и он по прежнему восходит к Творцу, обретая высшую радость через исполнение своего богоподобного предназначения.

1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, 2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. 4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. 5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
6 Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса. 7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь [707] лет и родил сынов и дочерей. 8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
9 Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана. 10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать [715] лет и родил сынов и дочерей. 11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. 12 Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.
13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок [740] лет и родил сынов и дочерей. 14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.15 Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.
16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать [730] лет и родил сынов и дочерей. 17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. 19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. 20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
21 Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала. 22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста [200] лет и родил сынов и дочерей. 23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. 24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
25 Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. 26 По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. 27 Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер.
28 Ламех жил сто восемьдесят два [188] года и родил сына, 29 и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]. 30 И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять [565] лет и родил сынов и дочерей. 31 Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь [753] лет; и он умер.
32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета. Бытие 5 (1-32)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: