Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 30. Часть 15.

Глава 30. Путь Христа.
15) Главная заповедь Христианства.

При внимательном изучении религиозной истории человечества, беспристрастный человек замечает - во все времена в любых религиозных сообществах наблюдается два характерных типа верующих людей.
С одной стороны мы видим сравнительно немногих, духовно «глубоких», мистически и благодатно одаренных верующих, которые понимают религию как практику исполнения воли Божией через праведную жизнь и личное благодатное богообщение. С другой стороны преобладающая часть верующих видит в религии преимущественно обрядовое и храмовое служение без понимания его глубинной мистической сущности. Когда верующий человек категорично разделяет данные виды религиозного творчества, он или запутывается в «прелестной» мистике, оторванной от трезвой духовно-религиозной практики христианской жизни, или попадает в сети бездуховного, магического обрядоверия.
Нормальный верующий правильно строит свою жизнь на основе личного, живого и благодатного богообщения, неотделимого от практики церковной и храмовой жизни. «Туманная» мистика на основе принципа «вера у меня в душе, главное вера, а не религия», оторванная от традиционного практического исполнения воли Божией, от догматов и канонов, обрядов и Таинств Христианской Церкви, «прямым» путем ведет к созданию искаженных учений и ересей, запутывая человека в лабиринте «прелестных мистических миражей», созданных силами зла. Способ «мистической прелести» падшие ангелы обычно применяют к немногим верующим, имеющим определенные духовные способности. В большинстве случаев демоны искажают веру с помощью бездуховного магического обрядоверия, которое не менее «эффективно» отучает человека реально творить волю Божию.

*******
Опыт и учение Православной Церкви должны пониматься христианином как практические средства спасения души и творения воли Божией. Основой, целью и смыслом христианской религии является благодатное преображение христианина, достигаемое через практику праведной жизни и добрых дел.
Перед Богом реальную духовную ценность имеет фактическая - внутренняя и подлинная сущность верующего человека. Обрядовое благочестие и церковная деятельность представляют «вторичные признаки» веры, средства ее земного осуществления. Перед Богом первичную важность имеют внутренние побуждения человека, его желание творить добро или зло, грешить или жить праведно, наполненность нашей души любовью или эгоизмом, смирением или гордостью. Христианин призван быть «господином субботы», сознательно управляющим обрядовой стороной веры. Господу не нужно формальное, буквально языческое поклонение, нисколько не очищающее душу человека от власти телесных страстей, самолюбия и гордости.
Правоверные иудеи невольно признавали Божественную власть Господа Иисуса Христа, удивляясь Его благодатной мудрости и поистине Божественным чудесам. Подобное понимание естественно для верующих, церковных людей. Однако стоило Христу хоть немного задеть религиозную гордость иудеев, как благочестивые верующие превращались в стадо разъяренных фанатиков, готовых отвергнуть подлинную волю Божию ради соблюдения видимой формы обрядового благочестия.
Во имя удовлетворения национально-религиозной гордости «верующие» иудеи были готовы убить Сына Божия, Миссию и Спасителя мира, Которого они так давно ожидали. При этом фарисеи и фанатики оправдывали себя тем, что Христос якобы самозвано выдает Себя за Сына Божия. Данное лукавое оправдание ничего не стоит, если вспомнить о том, как иудеи гнали и убивали собственных пророков, бескомпромиссно возвещавших волю Божию. Печальнее всего то, что подобные случаи нередко происходят с формальными «православными» верующими, которые превыше всего ставят сохранение обрядовой стороны веры, забывая о сущности христианской святости и любви.

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. 2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? 3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? 5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. 7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. 8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. 9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. 10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая. 11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом. Лк 6 (1-11)

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. 17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19 проповедывать лето Господне благоприятное. 20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. 21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. 22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? 23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. 24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. 25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. 28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30 но Он, пройдя посреди них, удалился. Лк 4 (16-30)

Христианин совершенствуется в благодатном богообщении и богопознании истинной православной веры по мере возрастания сознательности своего религиозного служения. Человек, преображенный благодатью, начинает вести себя соответствующим образом, с любовью проявляя Божественную силу и знание в отношении к людям. Осуществление творчества искренней святости и самоотверженной любви к Богу и людям, дает христианину возможность правильно различать добро и зло. В результате внешнее обрядовое выражение веры теряет для него исключительное значение.
Настоящий христианин никогда не отрицает значения обрядового закона, догматов, канонов и остальных средств духовного развития и спасения души. Бытие христианина неотделимо от практики праведной жизни, от изгнания телесных и душевных грехов с помощью учения Церкви и церковной дисциплины, аскетизма и исполнения обрядов, принятия Таинств и проповеди слова Божия.
В идеальном варианте все члены Церкви должны находиться примерно на одном уровне, гармонично применяя обрядовый закон и средства духовного развития. Однако духовное творчество немногочисленных праведников и святых приносит совсем иные плоды и результаты. А большинство верующих, несмотря на видимое благочестие, не может или вернее не хочет решительно отречься от греховной жизни, всецело отдавая себя на служение Богу и людям. Чем больше такие «верующие» прикрывают обрядовым благочестием грех и зло, тем более «ревностными защитниками истинной веры» они себя проявляют. В отличие от «верующих» фарисеев праведники не придают абсолютного значения обрядовым мелочам, направляя основные усилия на реализацию главной заповеди Христианства в творчестве искренней святости и самоотверженной любви.
В истории Христианской Церкви нередки печальные периоды «безукоризненного» исполнения обрядового закона, не проникнутого духом смиренной любви, когда вера легко превращается в гордое, самовольное, фарисейское отрицание воли Божией. Несмотря на тщательное благочестие ревнителей обрядоверия, они, как это ни странно, отрицают саму сущность христианского учения и соборный опыт Церкви. Подобные «верующие» не понимают и не желают понимать, что христианское исполнение воли Божией основывается на творчестве праведной жизни и добрых дел. Нет ничего удивительного в том, что творчество христианской любви может приводить к нарушению второстепенных обрядов и традиций. Для христианина первичную важность всегда имеет реальная праведность, а все остальное является лишь средствами, которые должны служить исполнению главной заповеди Христианства.

*******
Духовное развитие христианина заключается в следовании путем добровольной святости и самоотверженной любви по отношению к Богу и людям. Господь обязательно выводит праведного и доброго человека на правильную дорогу, прощая и очищая наши грехи и ошибки.
Греховные падения, обрядовые и даже догматические непонимания, неминуемые при сознательном и самостоятельном религиозном творчестве, легко исправляются благодатным вразумлением, приходящим к смиренному и любящему христианину. Верующий, фанатично и слепо держащийся «буквы закона», рискует намного больше. Отсутствие благодатного духа смиренной любви быстро подчиняет его сознание религиозной гордости, которая, так или иначе, отрицает волю Божию ради утверждения искаженного самолюбивого самомнения.
Христианин призван всесторонне и гармонично творить волю Божию не только ради личного спасения. Наша вера обязана исцелять души и сердца людей, приводя их к познанию Бога примером сознательной святости и бескорыстного добра. Только проявление искренней любви к Богу и людям дает христианину реальную свободу от власти греха и зла, просветляя его естество действием Божественной энергии-благодати Святого Духа.
Именно практика самоотверженной любви уподобляет человека Богу, благодатно открывая его ум для познания правильного пути духовного развития. Данное понимание сущности истинной православной веры вовсе не является каким-то «новым, особым» откровением. Учение о первичной ценности любви по отношению к Богу и людям, было дано человечеству задолго до пришествия Христа.
Во все времена верующим людям наиболее тяжело достается преодоление греха религиозной гордости и «духовного» тщеславия. Этот основной грех правоверных израильтян до сих пор продолжает оставаться камнем преткновения для большинства христиан. Если силы зла не могут оттолкнуть человека от веры с помощью соблазнов безбожной греховной жизни, они стараются максимально извратить в его сознании правильное понимание воли Божией и ее практическое воплощение.
Стремясь лишить человека благодатного богообщения и богопознания, силы зла учат христиан бездуховному, фарисейскому пониманию религиозной жизни. В результате искажающего действия демонов христианская вера нередко превращается из творчества святости и любви в формальное и тщеславное исполнение обрядового закона, подобное ветхозаветному фарисейству.
Несмотря на высшую богооткровенную полноту христианского учения, «духовная болезнь» фарисейства по прежнему остается главной опасностью для земной Христианской Церкви. Если христианин не обращает внимания на внутренний смысл веры, на ее духовное содержание, если он не стремится к очищению и просветлению собственной души духом сознательной святости и смиренной любви, его вера незаметно перерождается в слепой фанатизм и лицемерное фарисейство. С того момента когда верующий начинает превозноситься обрядовым благочестием, он перестает служить Богу и осуществляет волю сил зла, используя веру как прикрытие для удовлетворения гордого самолюбия и самоволия.

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. 19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. 20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. 21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. 22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. 24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. 25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. 26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. 28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. 30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. 31 Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. 32 Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. 33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. 34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. 35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. 36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. 37 И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38 и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. 39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. 40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. 41 Не принимаю славы от человеков, 42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. 43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. 44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? 45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. 46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. 47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? Ин 5 (1-47)

Верующий человек, эгоистично остановившийся на ступени личного спасения, обыкновенно считает, что очищение от власти греха и зла зависит от чисто человеческих усилий, от безукоризненного соблюдения обрядового закона. Забывая о решающем значении смиренного покаяния и милосердного всепрощения Творца, гордый верующий сам лишает себя благодатной помощи свыше. Конечно, Господь спасает и таких верующих, если фарисейская гордость не заведет ревнителя обрядоверия на путь духовной погибели. Но подобный верующий вряд ли реализует свое главное христианское призвание в виде служения спасению человечества.
Чем слабее любовь верующего к Богу и людям, тем быстрее растет его религиозная гордость, неминуемо заставляющая человека творить зло. Настоящим христианином, который обретает неискаженную православную веру и правильно исполняет заповеди Творца, может стать только человек, направляющий свои дела духом искренней любви к Богу и людям. Сознательный христианин яснее и четче других людей понимает - он ничем не отличается от остальных, верующих и неверующих грешников. Всем нам неимоверно трудно даже захотеть творить волю Божию, не говоря уже о конкретных делах святости и любви. В сущности, спасение человека почти целиком зависит от спасительного действия Божественного Промысла, а не от нашего тщеславного «благочестия».
Подлинное смирение учит христианина трезво оценивать свою духовную слабость и греховное несовершенство. Одновременно христианин старается добросовестно трудиться не только для личного спасения, по мере сил помогая спасению мира от власти зла. Смиренный и любящий христианин не ограждается от мира стеной брезгливой «благочестивой» гордости подобно ветхозаветным фарисеям, которые до того «заботились» о личном спасении, что забывали о реальном служении Богу и людям.
Только смиренная любовь, проявляемая в отношении грешников и всего человечества, разрушает в мире власть зла, духовно исцеляя и приводя людей к познанию Бога. Именно поэтому христианин получает свыше благодатную силу и знание для действительного обращения людей к познанию истинной православной веры. Именно такого духовного творчества Сын Божий Господь Иисус Христос ожидает от каждого христианина.
Христианское учение никогда не отрицало значимости обрядового закона и важности традиционного, церковного пути спасительной праведной жизни. Без видимой земной Церкви и христианской религии, православная вера просто не может существовать на земле. Вместе с тем Господь Иисус Христос абсолютно правильно ставит превыше всего творчество сознательной святости и искренней любви к Богу и людям, которое благодатно соединяет человека с Творцом.
Подобно Христу христианин не должен ценить внешнее религиозное творчество выше внутреннего смысла веры. Настоящий ученик Христа не отрицает значение поста и молитвы, аскетизма и обрядов, церковных канонов и догматов, церковных Таинств и послушания учению Церкви. Но он понимает их только как средства духовного развития, которые ведут христианина к главной цели - к благодатному обожению личности, к превращению верующего в богочеловека через полноценное обретение благодати Святого Духа.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. 2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. 3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. 4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? 5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? 6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. 7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. 8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. 10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. 11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Мф 9 (1-13)

17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, -- 18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; 19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. 20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. 21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? 23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? 24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. 26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. 28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. 29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. 30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? 31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; 32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. 33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? 34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? 35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. 36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. 37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; 38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. 39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше. Лк 5 (17-39)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Елицы.Записки

    Сообщество

    Новости Елицы

    Сообщество