Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 28. Часть 24.

Глава 28. Человек и Провидение.
*** 24 ***
Принцип «согласия отцов» и неоднозначная непостижимость христианских догматов.

Изучение Священного Писания и Священного Предания, в связи с их большим объемом и духовной сложностью, всегда требовало специального богословского труда для передачи православного знания всем членам Церкви. Особенно мирянам, не способным самостоятельно изучать соборный опыт Православной Церкви в полном объеме. В виду того, что сами Отцы Церкви могут по человеческой немощи ошибаться, в отношении общепринятого православного богословия был принят принцип, выраженный св. Викентием Леринским - consensus partum или «согласие Отцов»:
«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.
А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам».
Доверять трудам Отцов Церкви можно, если они, во-первых, подтверждают свою богословскую квалификацию праведной христианской жизнью. А во вторых необходимо, чтобы в данном вопросе было согласно большинство Отцов. Если служитель Церкви мыслит не согласно со всеми или даже вопреки всем - это «мнение личное, сокровенное и частное». Раз оно отлично от общепринятых верований, к нему надо относиться весьма осторожно, чтобы не впасть в ересь.
Специально отметим, как осторожно выражается св. Викентий: «мнение личное, сокровенное, частное, отличное от авторитета общего, открытого и всенародного верования». Мнение «личное» - значит открытое лишь одному богослову. Мнение «сокровенное» - значит оно пока почему-то сокрыто Богом от большинства верующих. Частное - значит, богослов может выразить свое понятие о духовной жизни как часть личного духовного опыта, не пытаясь показать его как общецерковное - известное, понятное и принятое всеми всем знание.
Православные верующие с различными взглядами нередко пытаются доказать, что любое и каждое частное богословское мнение однозначно понятию неправославной ереси. Хотя это может быть некое, до сих пор не открытое нам знание, для которого «не пришло время» в силу неподготовленности церковного сознания. Не стоит бояться данных слов, поскольку мы действительно знаем о Боге, мир и человеке весьма мало - одни начальные азы. И современным православным вполне может открываться новое необходимое и полезное знание.
Св. Викентий не торопиться использовать слова: «мнение ложное и еретическое», учитывая существование еще одного общепринятого принципа исследования и развития церковного учения и православного духовного опыта. О данном принципе часто упоминается в аскетических трудах - «не принимать и не отвергать». Когда мы сразу и категорично отвергаем некое непонятное или ранее неизвестное духовно-религиозное знание, можно отвергнуть Божественное откровение. Подобным образом, безрассудно принимая новые понятия, мы можем принять губительное «откровение» падших ангелов. Причем, категоричное отвержение считается даже опаснее, так как наша греховная природа стремится отрицать все духовно верное.
Допущение частных богословских мнений, вовсе не означает разрешение безоговорочно принимать в православный опыт любые ереси. Просто когда духовно «живая» развивающаяся Православная Церковь получает от Господа новые понятия и откровения, к таким знаниям требуется относиться предельно осторожно, чтобы не перепутать богооткровенное обновление Православия с демоническим «обновленчеством».
Можно выделить два вида «нового откровения». Первое - действительно православное знание, направленное на лучшее, более полное раскрытие традиционного соборного опыта Церкви и способствующее лучшему исполнению Божественных заповедей. Второе - ложное демоническое «откровение», которое характерно служит приспособлению христианского учения под требования грешного человеческого естества.
Разделение «нового знания» можно наглядно показать на примере вопроса о спасении человека в зависимости от его веры и исповедуемой религии.
Ложное экуменическое понятие объявляет все религии, вероисповедания и ереси совершенно одинаковыми в смысле спасительной ценности для души человека. Получается, что Господь якобы буквально обязан спасать как праведных христиан, так язычников-демонопоклонников.
Традиционное православное понятие совершенно правильно утверждает, что единственно полноценная спасительная Истина заключается в учении Христианства-Православия. Спасение возможно лишь для человека исполняющего заповеди Господа Иисуса Христа. Но по своему милосердию Господь принимает искреннюю веру любого человека, стремящегося спасти свою душу через исполнение воли Божией.
Правильное богословское мнение о спасении неправославных, которое чаще всего считается «частным», хотя оно нередко встречается у различных Отцов Церкви, допускает возможность спасения неправославных по милости Божией в зависимости от соответствия их жизни христианским заповедям. И оно же утверждает неминуемость погибели православных, отходящих от православной Истины.
Православная Церковь не отрицает и допускает частные богословские мнения, как раз потому, что они помогают избежать следующей опасности - сделать «простой и удобный» вывод - если Православие это единственная Истина, значит все остальные религиозные учения абсолютно ложны, а их последователи обязательно погибают.
Причем главная опасность заключается даже не в том, чтобы считать погибшими всех неправославных. Православные с неправильными ограниченными взглядами непременно начинают убеждать себя и окружающих в спасении всех православных, формально принадлежащих к Церкви, независимо от своей подлинной внутренней сущности. Что особенно разрушительно влияет на здание земной Церкви, разрушая ее изнутри лукавым фарисейством.

*******

Изучать труды Отцов Церкви сложно уже из-за одной их обширности. В этом отношении наиболее удобным богословским источником является книга преподобного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». В книге собран соборный опыт Православной Церкви, накопленный в течении I - VIII веков христианской эры, как раз тогда, когда шла основная борьба с ересями.
Большинство богословских понятий Христианства отличаются характерным признаком - во первых догматическое знание фактически непостижимо для логического осмысления и должно приниматься на веру. А во вторых необходимо отметить его «сложную неоднозначность», присущую всему евангельскому учению.
Взять хотя бы один из ведущих принципов духовного развития христианина - «человек никогда не может спастись своими силами без помощи Божией». Одновременно Всемогущий Господь смиренно ждет от нас согласия творить Его спасительную волю для нашего же блага. Познавая своё полное греховное ничтожество, человек тем самым приближается к Богу и становится богочеловеком, от которого требуется все более сознательно и искренне исполнять заповеди, прилагая все свои силы.
Мы, например, часто применяем такое расхожее понятие - «праведники спасаются, а грешники погибают», даже не осознавая его подлинного смысла. Если подумать, то на Земле вообще нет праведников, достойных спасения, хотя большинство верующих ухитряется причислять себя к их числу, отрицая «сложно-неоднозначное» правильное православное понятие данного вопроса.
«Простое и однозначное» понятие вопросов веры обычно основывается на примитивном обрядовом магизме, когда человек надеется «заслужить» спасение души личным «благочестием», подразумевая под ним формальную принадлежность к Православной Церкви. Мы снова и снова повторяем ветхозаветные ошибки, хотя ложность и опасность подобного подхода предельно ясно обличает Евангелие в притче о мытаре и фарисее.

*******
Вот один из Божественных парадоксов, согласно которому мы просто не способны постичь подробности взаимоотношений воли Божией и человеческой. Из приведенного текста следует - твердо констатировать факт происходящего с душой человека спасения или погибели, можно только в том случае, если Господь откроет нам данную тайну в отношении каждого отдельного человека.
Преподобный Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры» - Книга 2. Глава XXX «О предведении и предопределении»: «Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению все так, как того требует Его благость и справедливость».
Всемогущий Творец предвидит все, что может быть с человеком, но не предопределяет будущие события так, чтобы они обязательно совершились по Его воле. Господь знает, каков будет выбор человека - добрый или злой, но не воздействует на нас силой, чтобы выбор веры или неверия был свободный.
Получается что предопределения, лишающего нас свободы не существует, и одновременно воля Божия предвидит все грядущее как совершившееся. Причем Бог непостижимо предопределяет будущие события на принципах Божественной благости и справедливости, строго оценивая дела человека и применяя к нему милосердное прощение.
Если судить наши дела только по справедливости это означает неминуемую погибель для любого - верующего и неверующего человека. Кстати категоричное применение «суда по справедливости» исключает само Евангелие. Тот «кто не знал и делал достойное наказания, бит будет меньше», а «кто знал и сделал достойное наказания, бит будет больше». Нередко пытаются доказать, что данные слова относятся к одним православным. Однако что это за православные, которые не знают православного учения? Вот и получается интересная ситуация - если любой человек, не знавший Православия, якобы изначально осужден на вечные муки, то на что будет осужден нерадивый православный?
Господь никогда не спасает людей «механически», не учитывая их выбор. В отношении вечных страданий и вечного спасения можно сказать только то, что Господь не принуждает нас к спасению и делает все зависящее от Него, чтобы дать нам вечное спасение. Конечный выбор остается за нами, и если человек полностью отвергает Бога, то по справедливости получает вечную погибель.
Кто может относиться к сознательным служителям тьмы, было указано выше в цитате из Апокалипсиса. Про такого дьяволопоклонника еще можно сказать что-то определенное. В остальном никто кроме Бога не знает путь и участь человеческой души, что полностью исключает наше «право» судить и тем более осуждать окружающих.

*******

Для понимания того, как будет происходить вечная жизнь конкретного человека, в смысле вечных мук или вечного спасения, сначала необходимо уточнить понятие «вечности» - книга 2 глава 1 «О веке»: …«век настоящий и будущий. А вечная жизнь и вечное мучение обозначают нескончаемость будущего века. Ибо время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или лучше - тогда будет один невечерний день; так как Солнце правды ясно будет светить праведным, а для грешных настанет глубокая нескончаемая ночь».

Понятие «вечная жизнь и вечные муки», в смысле их бесконечности и отсутствия привычного земного времени, относится к вечной жизни бессмертной души, а также к «будущему веку» преображенной Земли после Апокалипсиса и Страшного Суда. Никто из Отцов не сомневается, что это будет действительно нескончаемая вечность адских страданий и райской жизни. Новый Завет ясно говорит - грешники пойдут в муку вечную, которая вполне может быть бесконечной по нераскаянности человека, выбравшего путь зал и служение силами тьмы. Но нигде не сказано, что Бог не может и не хочет спасать людей и даже падших ангелов от нескончаемости адских страданий. Допускается лишь один точный вывод - Господь не спасает только того, кто сам этого не хочет.
В примечаниях к этой главе преподобный Иоанн Дамаскин кратко говорит о ереси Оригена - «всеобщем восстановлении» падших ангелов и грешников, попавших в ад к времени и результате всеобщего Страшного Суда. По мнению Оригена, Бог в будущем веке так очистит мир Своей волей от грехов, что демоны и грешники возвратят себе Божеское благоволение и сами собой изменятся к лучшему. На Земле больше не будет появляться новые грешники, зло в мире исчезнет, благодатное обожение творения будет возрастать и этот процесс якобы начнет менять сущность падших ангелов и грешников к лучшему.
Святитель Василий Великий отнесся с неодобрением к подобным предположениям о несуществующем будущем, которое может и не наступить. В первую очередь потому, что утверждение всеобщей возможности избежать адской вечности обычно приводит людей к духовному легкомыслию: «будем грешить, ведь все равно Бог спасет всех». Такие люди безумно не понимают всего ужаса адских страданий и того, что в результате Апокалипсиса нераскаянных грешников и падших англов ожидает поистине вечная «смерть вторая».
Отцы Церкви не отрицают возможности выхода души человека из ада в настоящее время, тем более, что до Страшного Суда не решена участь ни одной страдающей души. Брат святителя Василия, святитель Григорий Нисский допускал возможность спасения душ попавших в ад после Страшного Суда. Но только не в смысле всеобщего «автоматического» спасения (как у Оригена), не зависящего от воли богосотворенных существ, а как проявление возможностей безграничного Божественного милосердия.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    Во Славу Божию!

    Сообщество