Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Православие "последних времен" . Глава 25. Часть 13-14

ГЛАВА 25. Церковь как Мистическое Тело Христа.
*** 13 ***
Христианин как «дом Божий» и «малая Церковь».

Земная жизнь каждого верующего и неверующего человека, духовно-материальное бытие человечества и Вселенской Церкви, представляет собой процесс духовного восхождения или духовного падения. Праведная жизнь, движимая духом смиренной любви, преображает христианина воздействием Божественной энергии-благодати Святого Духа, делая его «домом Божиим» и «малой Церковью». Если же верующий, несмотря на признание христианских догматов, богословские познания, церковную жизнь и обрядовое благочестие, продолжает грешить и творить зло, он движется по пути духовной смерти, превращая свою личность в погибающее «вместилище» духов зла.
Параллельно с процессом спасения души через благодатное обожение личности, основной задачей каждого христианина и Христианской Церкви в целом, является преображение в Мистическое Тело Христово всего земного человечества. Через личную праведную жизнь православный верующий с помощью Божией изгоняет из мира власть зла, утверждая благодатную власть святости, добра и любви.
Духовное исцеление человечества совершается исключительно под воздействием благодати Святого Духа. Но Господь низводит на наш мир благодать в основном самым естественным образом - через праведных и добрых людей, стремящихся к очищению от власти телесных и душевных грехов, особенно от самолюбия и гордости. Фактически спасение мира и человечества напрямую зависит от нашего искреннего обращения к Богу. Что как раз и объясняет мучительность человеческой истории на пути к познанию Истины.
Только «практически праведные» христиане являются настоящими учениками Христа и составляют подлинную основу Христианской Церкви. Фарисеи отвергают праведников, посылаемых Богом для созидания мистической основы Церкви, по следующим причинам. Одни фарисеи боятся потерять власть и материальный достаток, другие фанатично уверены в своей обрядовой «праведности». Впрочем, данные различия не имеют никакого значения, поскольку все фарисеи отрицают истинную православную веру, учащую нас спасительному творчеству сознательной святости и самоотверженной любви по отношению к Богу и людям.
По мнению фарисеев, вера должна базироваться на слепом послушании и страхе наказания за грехи. Поступая подобным образом, фарисеи вольно или невольно отвергают спасительную Святость и Любовь Творца мира. В данном случае фарисею не помогут никакие обряды и догматы. Лучше совсем не быть верующим, чем стать лицемерным лжеверующим, который под прикрытием обрядоверия отрицает волю Бога ради утверждения гордого самоволия, творит волю темных сил и добровольно направляется к духовной погибели.

*******
Благодатное приобщение христианина к Мистическому Телу Церкви Христовой начинается с Таинства Крещения и продолжается на пути искреннего покаяния, которое является делом всей жизни православного верующего. Покаяние означает реальное изменение жизни христианина в лучшую сторону с помощью благодатных даров Святого Духа, через обретение душевной и телесной чистоты, через творчество сознательной святости и смиренной любви.
Святой Иоанн Креститель ясно обличает губительный фанатизм еврейских фарисеев, безумно считавших себя богоизбранными праведниками на основании владения правильным догматическим знанием и исполнения обрядового закона. Данное обличение не меньшим образом относится к древним и современным «христианским» фарисеям. Христианин является настоящим «сыном Авраама», подлинным учеником и последователем Господа Иисуса Христа, только при условии принятия мистического крещения «от воды и Духа», которое требует бескомпромиссного очищения от власти телесных страстей, эгоизма и гордости.
Наибольшую опасность болезнь фарисейства представляет для служителей Церкви, которые плохо или наоборот «слишком хорошо» понимают, что их власть, сан и богословское образование сами по себе еще ничего не значат перед Богом. Любое церковно-религиозное творчество фарисея, самовольно и самолюбиво использующего свое положение для удовлетворения властолюбия и материального обогащения, так или иначе, не приносит Церкви и окружающему миру спасительной пользы.
В деятельности фарисея в любом случае отсутствует благодатное действие Божественного Промысла и по мере возрастания гордости начинает проявляться губительный демонический «антипромысел», направленный на духовное падение человечества и Церкви. В сущности, фарисеи не имеют никакого права называть себя верующими, и тем более утверждать свою принадлежность к Христианской Церкви. Церковь составляют только праведные - добрые, смиренные и любящие подражатели Христа, соединенные с Сыном Божиим невидимой благодатной связью праведной жизни.
В земную организацию Церкви входит множество разнообразных людей, стоящих на различных ступенях духовного развития и творения воли Божией. Неудивительно, что среди «церковных» людей, одновременно с праведниками и кающимися грешниками, встречаются лжеверующие и неверующие люди. Но в духовном, мистическом плане Церковь составляют только настоящие христиане - святые, праведники и те, кто еще не преодолел свои грехи, но по мере сил стремиться к праведной жизни, добровольно принося себя в посильную жертву за спасение мира.
Все остальные видимые «религиозные качества и отличия» православного верующего имеют для Бога преходящее значение, потому что они могут приносить как добрые, так и злые плоды, смотря по тому, каким духом движутся дела «церковного» человека. Вне зависимости от своего церковного положения, христианин обязан сделать ясный выбор - будет он смиренно жить по воле Божией или самолюбиво выберет путь удовлетворения религиозной гордости. От этого выбора зависит спасение или погибель души, развитие или угасание нашей веры, обретение благодати Святого Духа или вхождение в человека демонической энергии темных сил, благодатное соединение человека с Вселенской Православной Церковью или отсечение его от Мистического Тела Христова.

14 Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. 15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. 16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. 17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18 если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. 20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. 21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. 23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. 24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25 и, придя, находит его выметенным и убранным; 26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого. Лк 11 (14-26)

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. 4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. 5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. 7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. 11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Мф 3 (1-17)

29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. 30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. 31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Ин 1 (29-34)

*** 14 ***
«Божественная пища» христианина и Церкви.

Вхождение христианина в земную церковную организацию и приобщение его к Мистическому Телу Церкви, представляет двойственный процесс. Во первых, человек может называться православным христианином только в том случае, если он участвует в жизни земной Церкви, принимая ее учение, опыт и Таинства, дающие нам благодатную Божественную помощь. Во вторых, что неизмеримо важнее, исповедание православной веры необходимо подтверждать праведной христианской жизнью и добровольным исполнением Божественных заповедей, без которых наша вера теряет всякий смысл.
Для нормального развития верующих необходимо гармоничное соблюдение двух указанных условий. И тогда не только Мистическое Тело Церкви, ее невидимая духовная основа, состоящая из сознательных служителей Бога, живет нетленной «духовной пищей» - обретением благодати Святого Духа. Но и видимая церковная организация становится ясным выразителем благодатной духовной сущности и силы Христианской Церкви.
Человек не может обрести познание истинной веры до тех пор, пока Господь Сам не откроется ему навстречу. Наше спасение целиком зависит от милосердного Божественного Промысла, призывающего человека к пути сознательной веры. Одновременно мы призваны искренне стремится к обретению «хлеба жизни», полноценно отзываясь на спасительный Божественный призыв. В добровольном творческом сочетании воли Божией с волей человека, как раз и заключается непостижимая тайна Божественного Промысла, направленного на духовное преображение всего земного человечества.
Нередко даже, несомненно, верующие люди преимущественно «стараются о пище тленной», самонадеянно думая «угодить» Богу формальным обрядовым благочестием. Такой человек вольно или невольно забывает «о пище, пребывающей в жизнь вечную», означающей подлинную веру в Сына Божия и Богочеловека Иисуса Христа. Благодатное просветление-обожение человека неотделимо от воплощения воли Божией через творчество праведной жизни и самоотверженной любви. Только добровольное и бескорыстное исполнение заповедей Господа Иисуса Христа дает верующему благодатную силу и знание для подлинно христианской жизни. Без физической пищи тело человека неминуемо слабеет и умирает. Подобный процесс происходит с душой человека, которому не хватает благодатной помощи Святого Духа. А также с земной церковной организацией, когда верующие частично или неправильно творят волю Божию, лишая себя «духовного питания».

*******
Мистическая Церковь Тела Христова представляет невидимую духовную основу земной церковной организации. Видимая земная Церковь живет, развивается и реально творит волю Божию по мере возрастания своей благодатной духовной полноты. Вселенская Христианская Церковь, соединяющая видимую церковную организацию и ее духовную основу, созидается благодатью Святого Духа, которая сходит в Церковь в основном через деятельность сознательных христиан.
Господь спасительно открывает Себя миру с изначальных времен, от сотворения мира. Но даже Его всемогущие действия не приносят нам пользы, если мы не принимаем Любовь и Святость Творца как образец для личного подражания. Когда верующие перестают исполнять Божественные заповеди в мере, достаточной для обретения благодати, видимая церковная организация начинает духовно «болеть и слабеть». Подобным образом каждый христианин соединяется с Богом по мере полноты личной веры, которая требует обязательного практического исповедания христианской жизни. Только тогда вера становится полноценной и действенной, приносит пользу самому верующему и всему человечеству.
Несмотря на правильное догматическое учение и благодатность церковных Таинств, в церковной организации, состоящей из недостойных, грешных и фарисейски настроенных верующих, благодать Святого Духа начинает постепенно иссякать. Вернее будет сказать, что благодать всегда сходит в наш мир, но грешники сами не дают ей войти в свое естество. Благодать всегда присутствует в Церкви, но мы мешаем ей действовать своими грехами.
Основные беды земной Церкви - ее внутреннее ослабление и видимый распад, происходят из-за греховной безблагодатности самих верующих, которые фактически отказываются воспринимать силу и знание Святого Духа, необходимые для реального служения Богу. Если из земной Церкви совсем исчезают сознательные служители Бога, ее видимая организация отсекается от своей благодатной мистической основы.
В результате Мистическая Церковь создает для своей земной деятельности новое церковное образование, а безблагодатные формы бывшей Церкви или совсем разрушаются или, что еще хуже, превращаются в бездуховную организацию, неспособную вести людей к спасительному познанию Бога и истинной веры.

*******
На данном этапе нашего духовного бытия, полноценное спасение человечества является главной целью совместного творчества Единого Бога Святой Троицы, Воплощенного Сына Божия Господа Иисуса Христа и образованной Спасителем мира Христианской Православной Церкви. Всеблагой и спасительный Промысел Божий действует двояко. Несомненно, что без благодатной помощи свыше никто из людей не может прийти к познанию Бога и творению Его воли. И одновременно каждый человек обязан, в той или иной мере, добровольно сделать ясный выбор в пользу сознательной веры или неверия, праведной или грешной жизни, добра или зла, смирения или гордости, любви или эгоизма.
Со Своей стороны Господь делает все возможное для познания человеком настоящего смысла и цели земной жизни, призванной служить вечному спасению бессмертной души. Но Бог никогда и никого не заставляет верить насильно. Мы должны сами принять благодатную помощь и свободно сделать правильный духовный выбор, посвящая себя на служение Богу во имя спасения человечества от власти зла. Лишь в случае искреннего согласия на исполнение Божественных законов, человек обретает познание истинной православной веры, входит в состояние реального богообщения и учится благодатному богопознанию, направляясь к богочеловеческому совершенству.
Когда большую часть видимого церковного сообщества составляют сознательные христиане, данный процесс происходит со всей земной Церковью. Фактически грешные, фарисейски настроенные «верующие», не являются верующими и не входят в церковное сообщество. Если человек не творит волю Божию, он не имеет права называться членом Христианской Церкви, потому что он им просто не является. Такой человек, несмотря на любой внешне благочестивый вид, идет в противоположном от Бога направлении, творит волю сил зла и разрушает здание Церкви «лучше» и эффективнее любых еретиков и мирских грешников-безбожников.
Лишь «духовно неграмотный» человек может осознавать Христианскую Церковь, как некую «религиозно-общественно-политическую организацию», формально исполняющую обрядовое служение для утверждения «национальных идей и морально-нравственных норм». В своей первичной основе Православная Церковь представляет невидимое «духовное здание», состоящее из праведников, живущих сознательным и добровольным исполнением воли Божией. Христианство не отменяет земную церковную организацию и обрядовый закон, но ставит их на положенное место, где они эффективно служат творчеству христианской святости и любви.
Настоящий православный христианин отличается от формального верующего тем, что он подобно Христу полностью посвящает свою жизнь Богу и жертвенному служению во имя спасения человечества. Только праведный православный верующий является настоящим христианином, который невидимо, но совершенно реально, мистически питается Кровью и Плотью Господней, воспринимая благодать Святого Духа, Божественную силу и знание Творца Вселенной.
Только в потоке благодати Святого Духа, Церковь и все ее члены соединяются с Сыном Божиим в одно Тело и живут в Боге, а Бог живет в них. Только через творчество праведной жизни, добра и любви по отношению к Богу и людям, земная Церковь становится одним целым с Мистическим Телом Христа, образуя Вселенскую Церковь Святого Духа, объединяющую земных верующих и души праведников на небесах.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. 32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. 33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? 34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Ин 4 (31-37)

27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. 28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? 29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. 30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? 31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. 32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. 33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. 34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. 35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. 36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. 37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. 39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. 40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. 41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. 44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. 45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Ин 6 (27-45)

Когда христианские праведники, вразумляемые свыше Богом, говорят о первичной важности невидимой Мистической Церкви Тела Христова, они никогда не отрицают значимость видимого здания земной Церкви. Для нормальной духовной жизни отдельных верующих и Церкви в целом, необходимы как внешнее земное религиозное творчество, так и внутреннее благодатное преображение человека.
Глубоко мистичное Таинство Причастия Тела и Плоти Господней, как восприятие благодати Святого Духа через сознательное творение воли Бога, находит свое видимое выражение в церковном Таинстве Евхаристии, в других церковных Таинствах и обрядах. Все видимое церковно-религиозное творчество - Таинства и обряды, богословское знание и проповедь, молитва и пост, иконы и мощи, Крест и святые реликвии, храмы и монастыри, представляет собой земное отображение мистической основы веры. Так Господь показывает нам действие невидимой духовной реальности, соединяя с ней каждого, кто стремится к данной цели с помощью видимых средств.
Сын Божий целенаправленно воплотился на земле, приняв человеческое естество, страдания и крестную смерть во имя спасения человечества. Спаситель мира Господь Иисус Христос видимо принес за нас в жертву Свою Плоть и Кровь, которые мы мистически воспринимаем в благодатном Таинстве Евхаристии, как духовную жертву Божественной Любви.
Недаром церковная история знает множество случаев, когда сомневающимся верующим посылались видения, показывающие, что в чаше Причастия реально находятся богочеловеческие Плоть и Кровь Спасителя, которые одновременно и непостижимо являются хлебом и вином, освященными энергией Святого Духа. Так Таинство Причастия невыразимо отображает мистическое действие Божественного Промысла, посылающего людям благодатную силу и спасительное богооткровенное знание.
Причастие это не просто «воспоминание» событий Тайной Вечери, а реальное духовное Таинство, постоянно совершаемое в Небесной и земной Церкви Христовой. Таинство Евхаристии творится не только как видимое событие церковной жизни. Причастие является непосредственным, личным восприятием богочеловеческой благодати душой каждого праведного и любящего христианина.
По нашим грехам и духовной немощи, полноценное благодатное богообщение мало доступно всем верующим людям. Поэтому Господь милосердно подает каждому христианину благодатную помощь через церковное Таинство Причастия Тела и Плоти Господней. Происходит это фактически независимо от духовного состояния священства и верующих, ведь иначе не спасся бы никто из людей.
Впрочем, даже неизреченному милосердию Божию существует предел. Во первых верующий обязан добровольно исповедать перед Причастием свои грехи, должен искренне захотеть отказаться от греха и сознательно дать обещание его больше не повторять. Иначе самое духовно могучее Таинство Евхаристии теряет для грешного верующего свою благодатную силу, реально совершаясь и в тоже время оставаясь недейственным. Если человек, формально принадлежащий к Церкви, грешит и творит зло, он тем самым не соглашается творить волю Божию и потому не может воспринимать благодать Святого Духа.
Сын Божий Господь Иисус Христос есть Хлеб Жизни, и эта благодатная «пища», без которой не может существовать ни один настоящий христианин и земная Церковь в целом, подразумевает органичное соединение видимой церковной деятельности с сознательным исполнением христианских заповедей. Благодатная сила и знание Святого Духа, сходящие свыше, становятся для нас действенными не столько при видимом исполнении Таинства, сколько при условии подлинно христианского поведения, открывающего для верующего возможность неограниченно общаться с Богом через творчество праведной жизни, добра и любви.

46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. 47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. 48 Я есмь хлеб жизни. 49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. 58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. 59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. 60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? 62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? 63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Ин 6 (46-63)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности