Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Православные интернет-миссионеры

Приснодева Мария и новозаветное откровение о Святом Духе.

*** 47 ***
Приснодева Мария и новозаветное откровение о Святом Духе.

Наряду с откровением о том, что Святой Дух есть Божественная энергия-благодать Единого Бога, нисходящая в мир волей Бога-Отца через Сына Божия, в Христианстве открылось знание о Святом Духе, как о Третьей Ипостаси Святой Троицы. Евангелие говорит нам о различных проявлениях Святого Духа. Одни из них обозначают общее действие энергии-благодати Святой Троицы, проявляемое Богом-Отцом через Господа Иисуса Христа, другие личностное действие Первой Ипостаси Троицы Бога-Отца, третьи личностное действие Третьей Ипостаси Троицы - Святого Духа.
Вообще говорить об таких вопросах с помощью человеческого мышления весьма затруднительно. О проявлениях Святого Духа нам открыто совсем немного, и потому человек не имеет права на логические богословские исследования данной области догматического знания, которое лучше всего просто принимать «на веру». Поэтому православное учение о Святом Духе, и вообще вся православная догматика, предельно кратко выражает понятное и полезное для нас богоданное знания о Боге, мире и человеке.
Мессия и Спаситель человечества Богочеловек Иисус Христос воплощается в нашем мире, отображая неизреченное духовное рождение Бога-Сына, Слова-Логоса от Святой Троицы во вселенском масштабе. Поэтому Евангелие говорит о том, что Христос есть Сын Божий, Сын Всевышнего, Сын Бога-Отца. Единый Творец Вселенной, наш Небесный Отец, есть чистый Дух и естественно Дух Святой. В этом смысле Евангелие говорит о рождении Сына от Святого Духа, подразумевая рождение Сына от Отца.
Еще мы читаем в Евангелии, как Архангел Гавриил говорит Деве Марии: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Это значит, что в духовном рождении Второй Ипостаси Троицы - Сына Божия, кроме Бога-Отца неизъяснимо участвует Святой Дух - Третья Ипостась Единого Бога. Причем участвует особым личным образом, не менее значимым, чем участие в этом таинстве Первой Ипостаси Бога-Отца.
Таким образом, Святой Дух сходит на Пресвятую Деву Марию, как полнота благодати Единого Бога Святой Троицы. И одновременно Дева Мария была подготовлена к тому, чтобы стать Матерью Бога через особое нисхождение на Нее благодати Третьей Ипостаси Троицы. Схождение в мир энергии Третьей Ипостаси Троицы - Святого Духа, несет нам чистейшее учение о Любви Творца к Своему творению, о Духе милосердной и самоотверженной Любви Единого Бога, которая так прекрасно проявилась в Личности Приснодевы Марии.
Непорочная Дева Мария, очищенная Богом от власти греха и зла через поколения праведных предков, через собственную праведную жизнь, через особое личностное действие Святого Духа, первой среди людей после грехопадения Адама и Евы обрела первозданную чистоту. Без особого благодатного просветления Божественным Духом Святости и Любви, Дева Мария не смогла бы стать Матерью Воплощенного Бога. Дева Мария является не просто святым человеком, каких много в человеческой истории. Она почитается Христианской Церковью как Приснодева, то есть Вечная Дева и Матерь духовного рождения обновленного человечества, усыновившая нас при Кресте Спасителя.
Приснодева Мария стяжала особую благодать Третьей Ипостаси Троицы - Святого Духа, выразившего Собой Дух Абсолютной Любви Единого Бога. Благодатная сила и духовное знание Бога-Отца более явно выражены в Личности Сына Божия Господа Иисуса Христа. А великая, неистощимая материнская любовь и милосердие Божией Матери явились отличительной чертой, выражающей Сущность Третьей Ипостаси Святой Троицы.
Еще в земной жизни Матерь Божия обрела великое могущество и духовную силу для участия в Божественном творчестве по спасению мира. Она действительно стала для человечества Святой Матерью, Которая рождает нас в Духе и усыновляет Богу, очищая от греха и превращая в сынов Божиих. Проявляя величайшую силу Святого Духа, Приснодева Мария вместе со Христом страждет за погибающий мир, разделяя со Спасителем жертву любви за спасение погибающих детей Божиих.
Естественно, что Деву Марию нельзя называть Соискупительницей человечества наравне с Сыном Божиим, приписывая Ей «еретическое» Божественное равенство с Божеством воплощенного Бога-Сына. И в тоже время благодатное восхождение Матери Божией вознесло Ее выше всех людей, живших от сотворения мира и даже выше Ангелов. Если в Богочеловеке Иисусе Христе явился Новый безгрешный Адам, то в Личности Приснодевы Марии была явлена миру Новая Ева. В этом смысле Дева Мария разделяет Крест Христов во имя спасения человечества, являясь помощницей Сына Божия и искупительницей человеческих грехов, как впрочем, является им по мере сил каждый истинный христианин.

*******
Когда мы говорим об откровении Святого Духа, как Третьей Ипостаси Троицы, то вовсе не имеем ввиду какое-то особенное и ранее неизвестное догматическое знание о Боге. Прежде всего, новозаветное откровение Святого Духа учит нас полноценной реализации христианского учения о любви к Богу и людям. Проявление Духа Божественной Любви особенно прекрасно воплотилось в жизни Матери Божией, Которая является носительницей особой благодати Третьей Ипостаси Единого Бога.
Проявив высшую степень самоотверженной любви к Богу и людям, Дева Мария стала Матерью Бога. И с тех пор милосердная и любящая Матерь нашего мира возрастает в духовной силе, обретая все большую значимость в деле благодатного преображения человечества, приводя нас к познанию Бога и одухотворенному исполнению заповедей Христа. Бог-Отец так возлюбил мир, что ради нашего спасения послал Своего Сына на неминуемую крестную жертву. Проявляя высшую степень Божественного самоотречения, Сын Божий во имя любви к Богу и людям согласился жить, страдать и умереть как простой человек.
Подобное самоотречение проявила и Святая Дева Мария, Которой Святой Дух даровал величайшую и доселе недостижимую для человека силу любви. Действие благодати Третьей Ипостаси Троицы и личное согласие Девы Марии творить спасительную волю Божию, преобразили Ее в Пречистую Матерь Бога, ставшую Матерью духовного рождения человечества. Неудивительно, что Дева Мария вместе со Христом разделяет Его жертвенное служение во имя спасения мира.
Вот уже две тысячи лет Сын Божий Господь Иисус Христос и Приснодева Мария трудятся ради нашего спасения, просветляя человечество благодатным откровением Единого Бога Святой Троицы. Настоящий христианин никогда не стремиться к восприятию какого-то «особого, тайного» знания о Личности Бога, и особенно не интересуется догматическими спорами. Главным для христианина является практическое подражание творчеству святой жизни, добра и любви Воплощенного Сына Божия и Приснодевы Марии, потому что только так христианин может достигнуть реального богообщения и богопознания истинной христианской православной веры, несущей человеку спасительную полноту богооткровенного знания и благодатной силы.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. 24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Мф 1 (18-25)

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. 30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. Лк 1 (26-38)

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. 41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? 44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. 46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. 56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Лк 1 (39-56)

39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. 40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. 41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. 42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. 43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, 44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми 45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. 46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. 48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. 49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов. 51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. 52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. Лк 2 (39-52)

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. 27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Ин 19 (25-27)