Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Духовная музыка

Сугубая ектения - Духовная музыка с иеромонахом Амвросием

Приветствую Вас, дорогие братья и сестры!
Мир Вам и Божие благословение!

По чину Литургии святого Иоанна Златоуста после чтения Евангелие старший дьякон или протодьякон или архидьякон, если в монастырях или при служении Святейшего Патриарха, произносит ектению, которая обычно называется сугубая.
Строго говоря, ектения, в которой поется не двукратное (как это в старом чине было), а троекратное "Господи, помилуй". Должна бы называться трегубой, но у нас это выражение уже не используется - есть только в Великом каноне святого Андрея Критского такая фраза, приведу на память: "Песнь великую в вышних трегубо песнословимую", т.е. когда троекратно повторяется одно и то же слово, ну, например: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!" или "Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй!".

Строение ектении таково:
перед Евангелие и после Евангелие хор поет: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе!" и это как бы считается в нотах у регента всегда началом Сугубой ектении. Все композиторы, которые писали на текст Сугубой ектении свои мелодии, начинали именно с этого - "Слава Тебе, Господи, слава Тебе!".
Затем, два возгласа с одинарным припевом "Господи помилуй". "Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем". Рцем - это при спряжении глагол "рещи", т.е. "говорить", от слова "речь". Рцем - значит "скажем" ("Скажем все от всей нашей души и от всего помышления нашего"). Затем, повторяется возглас на Сугубой ектение, который больше нигде не повторяется, только здесь: "Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй." и потом начинается ряд возгласов, после который поется троекратно "Господи, помилуй". Вот в таком вот виде, без первых двух возгласов, эта ектения произносится практически во всех чинопоследованиях, как правило в завершениях (в конце вечерни, в конце утрени, в конце молебна и так далее, даже если по афонскому чину - в конце полунощницы положено "Помилуй нас Боже" произносить).
И вот здесь поется "Господи, помилуй" троекратное (трегубое).

Написано много авторских сочинений на текст Сугубой ектении и наши великие композиторы не обошли это вниманием. У Чайковского написано, у Рахманинова. Но надо сказать, что основной смысл происходящего заключается именно в прошениях ектении, а "Господи, помилуй" здесь является только припевом. Именно из этого и исходили наши великие композиторы. Хотя, есть традиция приходская (ее нельзя отметать, ну, в каких-то случаях ее даже можно и приветствовать), когда на Сугубой ектении поется распевное "Господи, помилуй".
Дело в том, что желание певцов как можно более торжественно украсить службу, а возможности хора небольшие и какие-то крупные песнопения (там скажем Херувимские или какие-то Запричастные) спеть нет возможности и поэтому стараются маленьким бисером украсить богослужение - спеть "Господи, помилуй" на Сугубой ектении, спеть "Подай, Господи" разнообразные, разных напевов на Просительной ектении и так далее.

Я сыграю из обихода "Господи, помилуй" троекратное, киевского распева.
[Отец Амвросий исполняет "Господи, помилуй" киевского распева...]
Вот такой напев.
А еще, вот из тех, о чем я говорил, распевных, торжественных, даже несколько, я сказал бы, помпезных, после композиции Артемия Веделя, как правило, они вошли уже в обиход, есть такой напев, называемый "Московский". Очень часто для торжества события его исполняли во время чина венчания.
[Отец Амвросий исполняет Московское "Господи, помилуй"...]

Ну, конечно, когда есть полный хор, когда есть мужские голоса, звучит достаточно убедительно, торжественно, когда вступление басов: "Господи, помилуй", "Господи, помилуй", "Господи, помилуй. Но, с такими напевами нельзя торопиться. Это же все-таки звучит в темпе торжественного марша "Allegro maestoso" (торжественно и скоро).

А из исполнения хором я предлагаю сегодня послушать Сугубую ектению, точнее напев, который был написан в 1938 году в Соединенных Штатах Америки, эмигрировавшим туда выпускником Московского Синодального Училища, Константином Николаевичем Шведовым.
Несколько песнопений уже в нашей передаче звучали Шведова. Звучал 1 антифон "Благослови душе моя, Господа". Это из того же опуса (сочинения) - op.40, Литургия для мужского хора. Послушаем...

[Звучит "Сугубая ектения" К.Шведова из его Литургии для мужского хора op.40 в исполнении хора иеромонаха Амвросия...]

Братья и сестры, прошу прощения, я немного увлекся. У нас сегодня по времени получилось значительно больше, чем обычно. Но, компенсируем в следующий раз.
А пока, прощаемся с Вами!
Всего Вам доброго!
Храни Вас Господь!

Посмотреть предыдущие комментарии
28 ноября 2016 в 13:58

Не унывайте! Не хворайте, отче !

07 мая 2017 в 21:53

Спаси Господи!

14 мая 2017 в 09:25

Господи, пошли здравия душевного и телесного отцу Амвросию!

12 марта 2018 в 10:37

Спаси Господи!

12 января 2019 в 09:48

Слава Богу за все!

27 ноября 2019 в 18:13

Праздник души и сердца, дважды прослушала сегодня отца Амвросия! Храни Господь батюшку Амвросия.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности