Подать записку на молебен за своих близких учеников и студентов о даровании усердия, успехах в учебе, легкого усвоения материала и умножения ума и мудрости. Отправить записку

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Духовная музыка

Божественная Литургия: второй изобразительный антифон - Духовная музыка с иеромонахом Амвросием

Мир Вам и Божие благословение, братья и сестры!
Приветствую всех Вас!

На смену книги "Триодь цветная" пришел обиход нотного пения употребительных церковных распевов. Божественная Литургия, часть 2. Первая часть - это было всенощное бдение.
Обиход - т.е. то, что поется повседневно в праздники, в будни, на все случаи жизни.

Вчера мы говорили о первом антифоне - стихи псалма "Благослови душе моя Господа". В обиходе они изложены квадратной нотой, одноголосно.
Звучат они так (в спонтанной гармонизации иеромонаха Амвросия). Ну так, кстати, поют и на клиросах практически везде.
Ну, вот так первое-второе колено повторяется и исполняется весь псалом или та часть его, которая в этом храме оговорена в традиции, скажем, этого храма.
Как правило, 102 псалом многие сокращают. А второй антифон, к которому мы перейдем сегодня, стараются исполнять полностью.

Второй антифон, псалом 145 "Хвали, душе моя, Господа, восхвалю Господа в животе моем". У меня на памяти было то время, когда этот антифон исполняли строго по уставу. Т.е. перед псалмом пели "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" в будничные дни. А потом, по псалме "И ныне и присно и во веки веков. Аминь" и песнопение речитативом "Единородный Сыне".

Ну, я наиграл строго по обиходу мелодию. И так же она была издана, в этой же гармонизации в сборнике, который назывался "Церковно-певческий сборник" (в простонародии - ЦПС). Но в клиросных традициях вот эти маленькие мелодические детальки сглаживались и пели, конечно, несколько проще - речитативом. И в конце, не задавая тона, опытные певчие, опытные регенты неуловимым жестом переходили на 2 ступень минора:
"Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый..." И так далее.
Таким образом все начало Литургии - ектении, 1, 2, 3 антифоны, исполняющиеся в близких родственных тональностях, имели общий тональный план и представляли собой некое целое. Т.е., до малого входа практически опытным церковным певчим даже и не надо было задавать тона. А если учесть, что священнослужители обладали и музыкальным слухом и музыкальной памятью (т.к. они именно в тех тональностях давали возгласы, в которых должен был петь хор) ну и обладали достаточно звучащим звучным голосом.
Т.е. просто после возгласа священника "Во веки веков", не задавая тона хор спокойно начинал на 4 голоса (даже если на клиросе было всего 4 старушки) "Аминь". И так далее до малого входа.

А среди напевов 2 антифона мне встретилась одна рукопись и встретилась она очень давно - более 40 лет тому назад.
Скромная тетрадочка, многие песнопения видимо еще 19 века (я имею ввиду написаны были в 19 веке), старый такой почерк с твердыми знаками, с ятями и не атрибутированные авторы, в том числе и у этого песнопения "Хвали, душе моя, Господа". Красивое песнопение. По моим исследованиям оно принадлежит перу известного московского регента, музыканта, композитора - самоучки иерея Виктора Высоцкого. Он не подписывал свою фамилию на своих творениях. Поскольку он был регентом московского Симонова монастыря, он просто подписывал "Симоновская" или "Старосимоновская" и так далее.

Поскольку мелодия и попевки этого песнопения перекликаются с другими песнопениями, называемыми "Симоновскими" (Милость мира, Херувимская), то я достаточно смело могу утверждать, что это его произведение. У него много рукописных произведений неизданных, хранящихся в фондах московских. Остается только, чтобы это подтвердить, с ними поработать. С этими рукописями.

Я наиграю и напою это песнопение. А у автора в тексте музыкальном купюра - т.е. пропущено несколько стихов.
Я по памяти наиграю то, что есть в этой рукописи.

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем,
пою Богу моему, дондеже есмь.
Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения.
Изыдет дух его, и возвратится в землю свою.
Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.
Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.
Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род."

Я умышленно сыграл упрощенную концовочку. Когда-нибудь я исполню это произведение полностью потом, что сейчас оно находится у меня в работе. Я написал недостающие стихи и сделал некоторые гармонические изменения, ну просто чтобы это было более музыкально грамотно, чем, скажем, у отца Виктора.
Еще раз напоминаю. Очень талантливый человек, но он не имел музыкального образования, поэтому у него есть некоторые гармонические несогласованности, что впрочем совершенно не портит дух и красоту его произведений.

Сегодня у нас лимит времени исчерпан.
Я прощаюсь с Вами до завтра. Хор послушаем завтра.
Всего Вам доброго!

Посмотреть предыдущие комментарии
19 ноября 2016 в 17:47

Батюшка Амвросий - сущий музыкальный талант! Низкий поклон Вам!

20 ноября 2016 в 21:35

Спаси Господи, о.Амвросий!

07 апреля 2017 в 19:33

Спаси Господи!

08 сентября 2017 в 12:09

Спаси Господи, о.Амвросий!

14 июля 2018 в 08:44

Спаси Господи!

Спаси Господи, Батюшка!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем