25 января - память святой мц. Татьяны Римской, день всех студентов. Подать записки за себя и близких, чтобы о вас и ваших родных возносилась монастырская молитва. Отправить записки

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

"Бдите и молитеся, да не внидете в напасть"

Святитель Филарет Черниговский ( Гумилевский)

§ 115. Отношение Промыслителя а) к участи злых духов

По действиям злых духов в мире видно, что Бог попускает злой свободе их обнаруживать свою деятельность. Но это не значит, что злая воля их оставляется безграничною со стороны Промыслителя.

Ап. Петр пишет о согрешивших ангелах, что Бог связал их узами адского мрака для сохранения на суд (2Петр. 2:4). Апост. Иуда учит, что Бог соблюдает отпавших духов в вечных узах под мраком на суд великого дня (ст. 6). Там и здесь говорится ясно, что злые духи соблюдаются на суд великого дня: показывается, что они связаны, по выражению ап. Петра, узами адского мрака, а по выражению ап. Иуды, в вечных узах под мраком. Мрак ζωφος, по употреблению в писании означает бедствие (Мат. 4:16, 4Петр. 2:17). Адский мрак – бедствие тяжелое. Выражениями: δεσμοι αίδιοι узы вечные или σοιραι показывается, что злые духи не могут освободиться от мрака. Таким образом, в словах ап. Петра и Иуды, состояние злых духов представляется в таком виде, что они находятся в неизбежно-бедственном состоянии, но еще ждут суда. Тяжело положение их, но они знают и чувствуют, что окончательное решение участи их еще впереди, что они еще должны будут дать отче во всех делах своих. Пришел ecu прежде времене мучити нас, кричал бес Христу Иисусу (Мат. 8:29); а легион бесов умолял Его, чтобы не приказывал им идти в бездну (Лук. 8:31). По этим воплям очевидно, что злые духи знают и чувствуют, что ожидающая их участь мучительна. А это ожидание страшной участи конечно увеличивает, по крайней мере по временам, тяжесть их нынешнего положения, мрачного и горького. – Ап. Иаков говорит, что злые духи при мысли о Боге правды трепещут (Иак. 2:19). Ап. Павел называет духов злобы поднебесными (Еф. 6:12). Поднебесье в сравнении с небом – круг пребывания низший, что для духов гордости составляет муку и казнь. Есть ли возможность для них изменить свою участь раскаяньем? По понятию о благости Божьей, без сомненья есть: но так как они упорно – злы, то едва ли захотят каяться 446.
§ 116. б) К деятельности их

Трепет, в какой приводит злых духов мысль о Боге показывает, что хотя не отнята у злой воли их свобода действовать по своему, но они могут делать зло не без воли Божьей. Всего яснее последнее видим в истории Иова. Диавол, как говорит книга Иова, испрашивает разрешение у мироправителя на то, чтобы искушать человека; даже то, что сам хочет сделать, не смеет он назвать своим делом; посла говорит, руку Твою и коснися всех, яже имать (Иов. 1:11; 2:5). Таже история показывает, что мироправитель, попуская дьяволу гибельно действовать на создание Божье, назначает пределы этому действию: се вся, елика имать, в руку твоею, но самаго да некоснешися (Иoв. 1:12). Се предаю ти его: токмо душу его соблюди (2, 6). Наконец участь Иова, переменившаяся но миновения искушения в участь лучшую, показывает, что мироправитель, попуская дьяволу делать зло в мире, не только восстанавливает нарушенный порядок, но устраивает лучший.

Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон (Иоан. 12:31), говорил Спаситель. Суд над миром совершился частью учением и жизнью Сына Божия, смирившего себя до смерти для выполнения воли Отца своего, частью судом, осудившим Сына Божия на смерть за грех мира (Рим. 8, 3), частью же силою Духа утешителя наставившего людей на истину. Но с тем вместе, как в глазах мира дела мира преданы осуждению, и власти князя мира нанесен удар, когда дела тьмы перестали казаться делами света, и люди получили могущественную силу Духа для победы над злом; князь тьмы лишился области, где до этого властвовал,– изгнан из владения своего. Туже мысль выражал Спаситель в других словах, так: видел, сатану, яко молнию c небесе спадша (Лук. 10:18). И еще говорил, что Дух утешитель вразумит людей в осуждении, какое произнесено князю мира (Иоан. 16:11): души вступившие в общение с духом благодати увидят, убедятся, что суеверия, пороки, глупости, которые так размножил князь тьмы в иудейском и языческом мире, – пагуба лю­дям. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя, говорит ап. Иоанн (1Иоан. 3:8), дела диавола – лож и пороки; учением Христовым показано значение их; благодать дает силы торжествовать над страстями. Апостолы посланы в мир весь отверзши очи людей, да обратятся от области сатаны к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою (Деян. 26:18).

Когда христианин предается произвольным грехам, он подпадает власти диавола (1Иоан. 3:8. 1Кор. 7:5). Иначе ему легко побеждать диавола (Иак. 4:7, 1Иоан. 4:4). Ему даны средства, помощию которых он может вся стрелы лукаваго разженныя, угасити (Еф. 6:16). Таковы средства: а) призывание имени Господа Иисуса. Именем Моим бесы ижденут, сказал Господь (Мар. 16:19); б) молитва и пост; сказано: сей род ничем же изыдет, токмо молитвою и постом (Мар. 9:29); в) духовное бодрствование: трезвитеся, бодрствуйте, ане супостат ваш диавол, аки лев рыкаяй уходит иский кого поглотити (1Петр. 5:8). Тоже Иак. 4:7, Еф. 6:11–18.

Итак верховный Промыслитель кроме того, что в обыкновенном порядке мироправителя всегда полагал и полагает преграды действиям сатаны, ниспосланием Сына Божья в мир вновь стеснил и стесняет власть дьявола над миром.
§ 117. Учение церкви о духах злых

Церковь изображает положенье и действия падших духов также, как изображены они в св. писании.

Преданье о Товите показывает, что церковь иудейская верила в действие духов, подобных Асмодею, на человека и его жизнь (Тов. 3:8). Перевод LXX показывает, что они простирали действие злых духов на внешнюю природу, когда говорили о бесе полуденном (Пс. 90:6)447 и бесах пустынных (Ис. 34. 14)448, и что языческий мир поставляли под влиянием бесов, когда говорили: все бози язык бесове δαιμονιά449 (Пс. 95:5). Последняя мысль видна и в книге Варуха (4, 7).

В церкви христианской предание о действиях диавола на человека постоянно сохранялось и было повторяемо учителями церкви. Ориген пишет: «и то церковным проповеданием определено, что всякая разумная душа имеет свободную волю и что ей предлежит брань с диаволом и ангелами его, – с силами противными, так как они стараются обременить ее грехом»450.

Повествования писания о бесноватых отцы церкви несомненно принимали за повествование об одержимых духами, и в свое время видели подобных людей; на исцеление их именем Иисуса Христа указывали они, как на доказательство божественности веры христианской451. Общее веpoвaниe церкви в действие злых духов на человека представляют собой заклинатели и заклинания.

Что касается до участи злых духов, заключенной в пределах воздушного мира452 и печальной по общему Bеpoванию453: то еще св. Иycmин м. замечал: «если бы раскаялись они: все желающие могут получить милость; но они неизменно злы – αμεταβλητοι πονηροι"454. Прозорливые мужи на опытах дознали, что злые духи не хотят быть добрыми, и надежда оригенчетов на будущее изменение их участи была в VI в. подвергнута соборному осуждению.
§ 118. Соглacиe веры в духов: а) с теоретическими началами разума

Понятно, что материализм не может оправдывать веры в духов: он не знает другой жизни, кроме бессмысленно-чувственной жизни. Понятно и то, что пантеизм верным остается себе самому, если не допускает бытия духов. Для него все одно и это одно сознает себя только в человеке455. И бездушному рационализму также не может нравиться бытие духов, потому что он мало верит в то, чего не видит456. Но все это еще не значит, что здравая философия не имеет причин предполагать бытие духов, или будто она имеет какие либо причины отвергать это бытие.

а) Если в видимом мире есть множество разнородных созданий Божиих: почему же царству разумных созданий Божиих надобно ограничиться одним родом человеческим? б) Постепенность, замечаемая в классах созданий видимых, заставляет предполагать, что после человека есть создания другие, которые составляют из себя лествицу невидимых созданий и наполняются слишком значительный промежуток·между человеком и Богом. в) Идея нравственного мира мало была бы выполнена на опыте, если бы выполнение ее ограничивалось одним человеком. г) Всеблагой не может не желать, чтобы все возможные роды разумных созданий наслаждались бытием и жизнью. д) Платоновой философии не отказывают в уважении. А Платон учил, что есть духи средние между Богом и человеком, которые возвещают людям о воле божественной и возносят молитвы людей к богам457, помогают добрым и удаляются худых людей; дальновидным, прозорливым умом своим они проникают в дела человеческие и быстро востекают от земли к небу и с неба на землю. Они не могут быть зримы нами, хотя присутствуют при нас458.

Действия духов, как служебных сил, не заключают в себе противоречия ни мысли о самих духах, которым, как созданным, свойственно быть под распоряжением верховной воли Промыслителя, ни мысли о Боге, потому что верховный Промыслитель в праве и в силах употреблять как людей, так и высших духов в орудие исполнения намерений своих.

Для Штрауса459 «события человеческой жизни, каково неожиданное избавление одного, внезапная погибель другого, принимать за частные распоряжения Промысла, которые, Он выполняет, сам ли непосредственно, или посредством ангелов – несообразность с неспешным взглядом на мир». Но Штраус еще никого из умных – лучших людей не убедил, что «нынешний взгляд», материалистический взгляд на мир, – бесспорно верен. «Мы ищем, говорит он, причины для таких явлений в связи натуры». Имеете право! Но если для тех явлений не находим причины в цепи природы и найти не можем: тогда что? Не имеем ли права при отрицательном отзыве природы положить, что те явления – «распоряжения Промысла, который выполняет Он, Сам ли непосредственно, или посредством ангелов». Отрицать мировую действительность ангелов значило бы произвольно отвергать тесную связь частей мира и их отношения; а выдавать духов за «отвлечения» не умно460, потому что разум не в состоянии дать конкретного бытия своим мыслям.

Действия духов на человека также возможны сами по себе, как возможны действия одного человека на другого, действия духа человеческого на тело, действие силы на вещество.

Возможность демонского характера, для которого радость в одном зле, к сожалению, оправдывается в опыте некоторых людей. Ослепление людей бывает тем упорнее, чем более имеют преимуществ, которыми закрывают от себя безобразие дел своих и поощряют себя на новые безобразный дела.

Вера в духов злых, как и добрых, сколько известно из истории, есть вера всех народов.

Она встречается в религии индусов461 и персов462, буддистов и китайцев463, у египтян464 и народов северных465 у греков и римлян466. Она выражается в песнях поэтов467. О том ни слова, что в веровании язычества относительно духов было много ошибочного. Но было бы несправедливостью, если бы стали утверждать, что в том веровании все – ложь: не отвергают же, что в полифеизме есть и верная мысль о Боге. Несправедливое в языческой вере, о духах давно показано христианством и с какою славою для истины! «Пусть явится здесь пред вашими судилищами, говорит Тертуллиан, кто-либо несомненно одержимый демоном: этот дух, по приказанию, какого угодно, христианина, заговорит и откроет правду, что он есть демон, тогда как в другом месте ложно называет себя богом». – Так опытом подтверждалась вера в духов злых и если эти духи умели уверить бедных язычников, что они – боги: то этим опытом подтверждается только справедливая мысль о характере и уме злых духов468.
§ 119. б) С практическими началами

Все, что предлагает откровение об ангелах добрых и злых, имеет самую тесную связь с нравственной нашей жизнью.

а) Откровение открывает нам обширное царство нравственных существ в царстве высших духов. Это должно исполнять нас благоговением к Владыке духов и к Его святому закону и должно укреплять в нас верность святой воле Божией. – Откровение само учит нас молиться: да будет, Господи, воля Твоя, как на небе, и на земли (Мат. 6:10).

б) По учению откровения добрые духи принимают полное участие в нашем спасении, – радуются о обращении грешника. Это должно утверждать в нас благоговейное уважение к духовной природе нашей и располагать не обратившихся из нас к обращению, обратившихся к ревностному, охотному шествию по пути спасения. Такое расположение духа еще более должно утверждаться в нас мыслию о присутствии при нас ангела – хранителя.

в) Некоторые из высших духов пали и пали от гордости: не должно ли это возбуждать в нас трепет при мысли, склоняющей нас к греху, – столько пагубному для самых высших духов? Особенно же должны мы остерегаться гордости, которой столько противится Господь, подающий смиренным благодать (1Петр. 44:5).

г) Мысль об упорства падших духов в грехах должна побуждать в нас заботливость – не медлить обращением к Господу, – а мысль о их веровании в Бога, оканчивающемся одним трепетом пред Ним, показывает нам, что значит вера без дел (Иак. 2:19)?

д) Наша брань не с плотью и кровно, но с миродержителями темного века, с духами злобы проникающими всюду, где есть воздух: эту мысль апостол открывает нам с тем, чтобы мы облеклись во все оружие Божие и особенно усердно молились (Еф. 6:11–19).

е) Чистая вера осуждает волхования и волхвов, вступавших в сношения с нечистыми силами, так как в этом обнаруживается твердая надежда не на Бога, а на духов злых. Не обращайтесь к взыскающим мертвых и к волшебникам не ходите и не доводите себя до осквернения от них. Я Иеговa Бог ваш (Лев. 19:31; тоже 20, 27. 6. Втор. 18:10; Исх. 22:18). – В недавнее время явился спиритизм. Он не говорит, что сносится с духами злобы. – По а) не удивительно, если ловкие искусители ловко ведут себя с простоватыми субъектами и обманывают их (2Кор. 2:11; 11:3), – И однако спиритизм сам выдает себя и своих духов: но его верованию, для него равны – Христос и Магомет, язычник и жид; а этому могут учить только духи отступники. б) Спиритизм приглашает к сношениям с духами. Но апостол велит не дружиться с нечистыми духами, а бороться с ними (Еф. 6:12). в) Всякая надежда, оскорбляющая надежду на промысл Божий, – нечестие469.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем