Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

"Бдите и молитеся, да не внидете в напасть"

Духовный маяк: советы православных подвижников XX столетия: Советы старцев

Афонский старец Тихон, прежде чем давать советы - молился, призывал Духа Святого, чтобы Тот пришёл и просветил его, чтобы его совет был полезен тому, кто вопрошает. Он говорил: « Господь оставил нам Святого Духа, чтобы мы просвещались. Он и есть наш единственный руководитель. Посему и Церковь наша начинает всегда службу свою с призывания Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины».
«Очень простое дело молиться, но в то же время и очень сложное. Ты знаешь, как молится дитя, обращаясь к своей матери. Оно не ищет искусных слов, а просто говорит и просит о помощи. Вот так и ты проси Бога просто, без всякого искусства и Господь услышит твое прошение. Но будь одновременно и мудрой, чтобы сохранять внимание на молитве». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
«О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладость молитвы...
Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько Милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь». (Преподобный Силуан Афонский)
«Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле.
Спасение ваше и погибель ваша – в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.
Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все». (Преподобный Никон Оптинский)
«Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха, – проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу грех стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе и спасешься, и других спасешь». (Святой Праведный Иоанн Кронштадтский)
«Предоставь нежно и ненасильственно самого себя в руки Божии, и Он придёт и одарит благодатью твою душу». (Афонский старец Порфирий)
«Не начинай прежде никакого дела, по-видимому, самого малого и ничтожного, пока не призовешь ты Бога, чтобы Он помог тебе произвести оное в действо. Рече бо Господь: «Без Мене не можете творити ничесоже», т.е. ниже сказать, ниже помыслить. Другими словами: без Мене не имеете права сделать никакого доброго дела! А по сему надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: «Господи благослови, Господи помоги!» при уверении, что без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного...». (Афонский старец Кирик (Русский старец))
«...Во всем имей меру и рассуждение». (Афонский старец Иосиф Исихаст)
«Берегите совесть свою, она есть глас Божий – голос Ангела Хранителя. Как надо беречь свою совесть учитесь у старца отца Амвросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие.
Помните слова отца Амвросия: «Где просто, там ангелов сто, а где мудрёно, там ни одного». Достигайте простоты, которую даёт только совершенное смирение. Достигайте в смирении любви простой, совершенной, обнимающей молитвой всех, всех...
Премудр тот, кто стяжал духа святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен». (Старец Захария)
«Болящие, не унывайте, ибо болезнями спасаетесь, бедные, не ропщите, ибо нищетою богатство нетленное приобретаете, плачущие, не отчаивайтесь, ибо утешение ожидает Духа Утешителя вас.
Не гневайтесь, не сетуйте друг на друга, не злобьтесь, не бранитесь, не гневайтесь, а злобьтесь только на грехи, на беса, к греху влекущего: гневайтесь на еретиков, с ними не мирствуйте, а между собой, верные в мире, в любви, в согласии живите. Имущие, помогайте неимущим, богатый, больше давай, убогий, по силе своей милосердствуй...» (Священномученик Серафим (Звездинский))
«Жизнь наша не в том, чтобы играть милыми игрушками, а в том, чтобы как можно больше света и теплоты давать окружающим людям. А свет и теплота – это любовь к Богу и ближним...
Смолоду, надо прокладывать жизнь правильно, а к старости уже не вернёшь времени. Одного мудреца спросили: «Что дороже всего?» – «Время, ответветствовал мудрец, – потому что по времени можно приобрести всё, а самого времени купить ни за что...
Берегите дорогое, золотое время, спешите приобрести душевный мир». (Преподобноисповедник Георгий, Даниловский чудотворец)
Преподобный Лаврентий Черниговский советовал своим духовным чадам: «Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш... А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».
«Душевная жизнь слагается из ежедневных, ежечасных, ежеминутных мыслей, чувств, желаний; все это – как малые капли, сливаясь, образуют ручей, реки, море – составляют целостные жизни. И как река, озеро светлы или мутны от того, что капли в них светлы или мутны, так и жизнь – радостна или печальна, чиста или грязна оттого, что таковы ежеминутные и ежедневные мысли и чувства. Такова и бесконечная будущность будет, – счастливая или мучительная, славная или позорная – каковы наши обыденные мысли и чувства, которые дали тот или иной вид, характер, свойство нашей душе. В высшей степени важно беречь себя ежедневно, ежеминутно от всякого загрязнения». (Святитель Николай Японский)
«Все науки и знания суть ничто без науки спасения... Надо знать, что путь спасения – путь Креста... В деле спасения важнейшую роль играет Священное Писание и писания святых Отцов – это лучшее руководство к спасению... После чтения священных книг немалую также роль для спасения души играет покаяние. Кроме покаяния, нет иного пути ко спасению. Ныне люди спасаются только скорбями и покаянием. Без покаяния нет прощения, нет и исправления... Покаяние есть лестница, вводящая в рай... Бремя грехов наших снимается покаянием и исповедью.
Спасение ещё заключается в борьбе с нашими страстями... Кто занят познанием самого себя, своими недостатками, грехами, страстями, тому некогда замечать за другими. Помня собственные грехи, о чужих мы никогда не подумаем... Осуждающий вредит, троим: себе самому, слушающему его и тому о ком говорит... Будем лучше замечать в других добродетели, а в себе находить грехи...
Узнать самого себя – самое трудное и самое полезное знание... Познание себя, своей греховности и есть начало спасения... Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться о согрешающем, дабы Господь исправил его, надо воздохнуть о ближнем, дабы вместе с тем воздохнуть и о себе. Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние его неизвестно. Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить; и другое: никогда не говорить худо об отсутствующих. Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым, ибо добрый помышляет доброе, а злой злое. Будем помнить старинные народные поговорки: «В чем кого осудишь – в том и сам побудешь»; «Знай себя – и будет с тебя». Краткий путь ко спасению – не осуждать. Вот путь – без поста, без бдения и труда.
Не всякое дело угодно Богу, а только сделанное правильно с рассуждением... Например, можно поститься, но с ропотом на пост, или на пищу, или на приготовителя пищи; можно поститься, но осуждать не постящихся, поститься и тщеславиться постом, языком обежать ближнего. Можно терпеть болезнь или скорбь, но роптать на Бога или людей, жаловаться на свою участь... Такие «добрые дела» бывают неугодны Господу, так как делаются без рассудительности...» (Преподобный Симеон (Желнин))
«Ты живи проще – как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай – будь как ребенок. Он, хотя и разбил самый дорогой сосуд, все равно с плачем идет к отцу, а отец, видя свое дитя плачущее, забывает тот дорогой сосуд. Он берет это дитя на руки, целует его, прижимает к себе и сам же уговаривает свое дитя, чтобы оно не плакало. Так и Господь, хотя, бывает, что мы делаем и смертные грехи, Он все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием...
Без Бога – ни до порога. Если все твои дела идут хорошо, гладко, значит, Господь их благословил, и любое задуманное дело делается, а если какие препятствия будут в чем, значит, верно, это против Божией воли; лучше и не крутись - все равно ничего не получится, а подчинись воле Божией...
Кто даст тебе по шапке, а ты поблагодари его – вот тебе и милостыня...
Живи, не тужи, никого не бойся. Если кто поругает – смолчи; а если мимо идешь, когда кто кого ругает или осуждает – ты не слушай». (Архимандрит Афиноген (Агапов))
Схиигумен Савва (Остапенко) при разрешении «недоумённых» вопросов благословлял своих духовных чад тянуть жребий. Схиигумен Савва говорил: «Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать «Царю Небесный», трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». Только надо иметь живую веру и уповать на Бога».
Схиигумен Савва советовал верующим ежедневно дома читать следующую молитву: «Именем Господа Иисуса Христа и его страданий за род человеческий, изыди, враг рода человеческого, из сего дома на 24 часа. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Преподобный Серафим Вырицкий советовал духовным чадам как можно чаще читать молитву св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...». Он говорил, что в этой молитве вся суть Православия, все Евангелие: «Читая её мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека».
«Нет трудностей, которые не имеют решения во Христе. Предайся Христу, и Он найдёт тебе решение.
Не бойся трудностей. Возлюби их, благодари Бога за них. Они имеют какую-то цель для твоей души.
Предоставь нежно и ненасильственно самого себя в руки Божии, и Он придёт и одарит благодатью твою душу». (Афонский старец Порфирий)
« Во всем имей меру и рассуждение...» (Афонский старец Иосиф)
«Не ищи утешения от людей. И когда получишь от кого-нибудь небольшое утешение, ожидай двойной скорби. У одного лишь Бога ищи утешения и помощи». (Cтарец Иероним Эгинский)
«Золотая середина нужна во всем и умеренность. А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно. Оно – главное, а не спешка, не чрезмерность... Тише едешь – дальше будешь. (Преподобный Севастиан Карагандинский)
«Чтобы жить по-христиански, держитесь Православной Церкви. Живите христианской жизнью. Раз в месяц причащаться надо, дома употреблять крещенскую воду и часть святой просфоры по утрам.
В Евангелии говорится: «Вера твоя спасла тебя», то есть первые христиане обладали великой верой. Господь напоминал им, чтобы они имели живую веру и высокое христианское благочестие. Вот они и старались жить по-настоящему. Господь их благословлял на труды, на подвиги. Они крепко исповедовали Христа, веровали Ему и часто отдавали свою жизнь – как святой целитель Пантелеймон, Георгий Победоносец (первый министр Диоклетиана), великомученица Варвара, великомученица Параскева, великомученица Екатерина и другие... Вот светочи первых христианских людей! Им подражайте, их читайте, следуйте им.
Дай вам Бог преуспевать во всем, и идти от силы в силу, и достигать высшего духовного совершенства». (Старец Феофил (Россоха))
«Никогда не давай никаких обещаний. Как дашь, то тотчас враг и начнет мешать. Например, относительно употребления мяса. Не давай обета, а так – хоть всю жизнь не ешь.
Милостыню можно подавать не только за упокой, но и за здравие, ибо это приносит великую пользу душе». (Преподобный Алексий (Соловьев))
Преподобный Лаврентий Черниговский говорил: «Нужно, чтобы в душе был мир. Спасение тяжёлое, но мудрое. При этом времени нужно быть мудрым, и спасёшься... Счастливы те, которые записаны в «Книге Жизни».
Для того чтобы быть записанным в «Книгу Жизни», нужно читать молитву Иоанна Златоуста «Господи, не лиши мя небесных Твоих благ»..., умом беседовать с Господом. У кого есть влечение к церкви, тот и записан в «Книге Жизни»».
«Ничего не делать по своей воле, на всяком месте ощущать присутствие Божие, потому и делать все как перед Богом, а не перед людьми». (Глинский старец Андроник (Лукаш))
«Надо все делать по силам. На телесное все силы убивают, а на душу остается несколько сонных минут. Разве так можно? Надо помнить слова Спасителя: Ищите прежде царствия Божия... и прочее. Эта заповедь, как «не убий», «не блуди» и пр. Нарушение этой заповеди часто больше вредит душе, чем случайное падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит к духовной смерти... Надо хоть один раз в сутки на несколько минут ставить себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим перед Господом и ждем изречения о нас, куда Господь пошлет нас. Представ мысленно пред Господом в ожидании суда, будем плакать и умолять милосердие Божие о помиловании нас, об отпущении нашего огромного неоплатного долга. Советую всем принять это в постоянное делание до смерти. Лучше вечером, а можно и в любое время, сосредоточиться всей душой и умолять Господа простить нас и помиловать; еще лучше несколько раз в день. Это заповедь Божия и Св. Отцов, позаботьтесь хоть несколько о душе своей. Все проходит, смерть за плечами, а мы совсем не думаем, с чем предстанем на суд и что о нас изречет Праведный Судия, знающий и помнящий всякое наше движение - самое тонкое - души и тела от юности до смерти. Что мы будем отвечать?
Св. Отцы потому здесь и плакали и умоляли Господа о прощении, чтобы не плакать на Суде и в вечности. Если они нуждались в плаче, то мы, окаянные, почему считаем себя хорошими и так беспечно живем и думаем только о житейском. Простите меня, учащего и ничего не делающего.
Да подаст Господь терпение своих немощей, и тяготу окружающих нести не только без ропота, но и с благодарностью к Господу Спасителю нашему, понесшему ради нас всякие оскорбления и злострадания. Да подаст Вам Господь нелицемерную истинную любовь к ближним и ко всем людям...
Любящему Господа все поспешествует во спасение», и от Господа стопы человеку исправляются. Никто сам не спасся, а Спаситель у нас у всех один. Человек может только желать спасения, а сам спасти себя не может. Надо желать спасения, сознав себя погибающим, негодным для царствия Божия, и это желание спасения надо показать Господу мольбой к Нему и посильным исполнением воли Его, и постоянным покаянием...» (Игумен Никон (Воробьев))
«Всегда надо благодарить Бога. Что имеем, то не ценим, а потерявши плачем. Не забывайте благодарить Господа за всё: за то, что проснулись, за то, что Он посылает пищу, за то, что видите красоту земную, за то, что день прожили, за всё доброе, за его долготерпение, за посылаемые испытания...» (Архиепископ Гавриил (Огородников))
«Каждый служи Богу на том месте, на котором ты призван. Если ты священник – паси стадо усердно, как пастырь добрый, душу полагая за овцы; если монах - будь образец всех моральных качеств, земной ангел – небесный человек, а если ты семейный... – дорогие семейства, вы – основа жизни, вы – малая церковь (Архимандрит Таврион (Батозский))
«Молитесь тогда, когда у вас есть чувства и здоровье, до последней минуты жизни не откладывайте молитву до последнего часа. Хорошо молиться днём, но ночная молитва несравненнее...» (Иеромонах Даниил (Фомин))
«Борись с грехом – знай свое дело... Унижение – это хорошо... Всегда себя нужно обвинять... Ни к кому и ни к чему не должно быть привязанности, только к Богу... Надо к Богу стремиться, Божественного искать, что к человеку привязываться». (Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов))
«Как пчела собирает мед с цветов, так и человек должен учиться доброму от всякого человека... Каждому человеку Господь дал добрые таланты, вот из этих Господних талантов и надо взять сколько можешь, сколько обстоятельства позволяют. А худое – отбросить, и свое, и чужое: свое зловредное стараться искоренить, а чужое худое сразу отбросить. И никогда не надо злорадствовать. От нас Господом многое закрыто; многое и свое закрыто. Многие великие грешники стали великими праведниками, когда осознали свои грехи и покаялись. А многие бывшие праведники из-за гордости и самомнения погибли. Каждый должен веровать и твердо знать, что никто своими силами и разумом и добрыми делами не может спастись без Бога. А все мы спасаемся великою жертвою. Жертва эта – Сын Божий, пострадавший за нас и проливший кровь Свою пречистую за нас». (Старец Феодор (Соколов))
«Сознание, что духовно не продвигаешься вперёд, послужит для самоукорения... Что бы ни случилось с тобой, никогда никого не вини, кроме себя самого. За все неприятности и невзгоды благодари Бога. Если будешь верить в промысел Божий, поручишься Ему, то обретёшь великий мир». (Преподобный Варнава (Радонежский старец))
«... В повседневной жизни важно не давать угнетать себя помыслам о материальных вещах, не дрожать над ними, а соблюдать по отношению к ним определенное безразличие. Обладая этим качеством, мы сможем не только быть более свободными духовно, но и легче вести все свои дела...
Лучший способ готовить будущее — это как можно лучше проживать настоящее... Нужно жить в настоящем... Нас должно в первую очередь волновать то, каковы мы в настоящем, то состояние, в котором мы в настоящее время можем предстать перед Христом». (Архимандрит Сергий (Шевич))
«Мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, долготерпения и умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности — свои великие немощи и грехи, а также, бесконечное, к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и умоление наше.
Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Он, многомилостивый, хочет и от нас милости, милосердия, незлобия и терпения относительно ближних наших. Он же готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и долготерпеливым, и будет оно таково». (Схиархимандрит Феофил (Россоха))
«Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно... Так поступая,... живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это и молитву, тогда мы нигде не пропадем, куда бы мы ни пришли и с кем бы мы ни встретились». (Cвятой праведный Алексий Мечёв)
«Надо повести борьбу с самолюбием. Молитесь Богу, прося Его помощи, и Бог поможет вам избавится от всяких страстей... Не падайте духом и не унывайте. Молитесь Богу с верой и полным упованием на Его милость. Для Бога всё возможно, только мы со своей стороны не должны думать, что мы достойны особого попечения о нас от Бога. В этом заключается гордость. А Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Будьте внимательны к себе. Все испытания, постигающие нас болезни и скорби, не без причины. Но если потерпите всё безропотно, то Господь не оставит вас без наград. Если не здесь, на земле, то всячески на небе.
Смиримся под крепкою рукой Божией и совершенно предадим себя в волю Божию и найдём успокоение душевное». (Старец Стефан (Игнатенко))
«Достигайте простоты, которую дает только совершенное смирение. Словом этого не объяснишь, только опытом познается. А в Боге и для Бога можно жить только в смирении и простоте. Достигайте в смирении любви простой, святой, совершенной, обнимающей молитвой всех. А милосердием к немощным, больным, непонятным, несчастным, в грехах погрязшим подражайте своим небесным покровителям — святым. Радость небесную постарайтесь стяжать, чтобы с ангелом радоваться покаянию всякого заблудшего человека». (Старец Захария)
«Злоба злобы не уничтожает, но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу.
Если желаешь получить Царство Небесное, возненавидь все земные имения... Злое похотение извращает сердце и изменяет ум. Удаляй его от себя, чтобы не огорчился в тебе Дух Святой.
Ничего не делать по своей воле, на всяком месте ощущать присутствие Божие, потому и делать все как перед Богом, а не перед людьми». (Глинский старец схиархимандрит Андроник)
«Если не упадёшь – покаянья не познаешь. Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи в сердце зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу... Кто умолит себя, тот возвысится... Осознай свою немощь... Совесть – частица Бога в твоём сердце.
Не беспокойтесь о плоти, думайте о спасении души. Кто победил свой язык и чрево, тот уже на правильном пути... Без скорбей не спасёшься... Дерзок тот человек, который не видит своих грехов и много мнит о себе. Все гордые и тщеславные сердцем мерзки в глазах Господа.
Чужие грехи – не твоё дело. Ты сиди и плачь о своих грехах... Нарушить обещание – большой грех... Надо иметь один страх – страх совершить грех.
Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его». (Архимандрит Гавриил (Ургебадзе))
«...Остерегайтесь искать благодарности. Не ищите ни­когда благодарности, но вы будьте благодарными, сколько бы кто ни получил. Если осознаете это, тогда будете иметь великое благословение от Бога... Потому что когда Бог намерен помочь человеку, например тебе, то Он пошлёт кого-нибудь. Этот кто-нибудь – случайный. Т.е. его по случаю послал Бог... Кто я, этот случайный... Опыт моей жизни научил меня, что никто не может помочь кому-либо в его проблемах, пока не придёт время Божие. Тогда дастся решение. Не как мы хотим, но как хочет Он. Решение это часто нас ранит, но по прошествии лет мы поймём мудрость Его». (Схимонахиня Гавриила (Геронтисса Гавриилия))
«Надо только с крестом вкушать пищу. Вот придут времена, будет все отравлено. Но если вы с верой перекрестите, то живы будете. А другой выпьет или съест то же самое, не перекрестив, – умрет.
Закрой свой рот получше, на семь замков, как говорят святые отцы, знай свое дело: твори Иисусову молитву, сколько она добра приносит в жизни. Молчание – это ангельская молитва. Она не сравнится с нашей человеческой молитвой... Если мы осуждаем ближнего за какой-то грех, значит, он в нас еще живет... Когда душа чистая, она никогда не станет осуждать. Потому что «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1)». (Советы схимонахини Антонии)
«Пища – дар Любви Божией, жертва природы, и все должны с великим благоговением, с молитвой вкушать ее». (Московская старица Ольга)
«Если замужем, то, что самое главное в замужестве? Соблюдать посты. А если нет, то жить в чистоте и никаких блудных помыслов. Не осуждать. Молиться много. Любить Бога... Любовь покрывает множество грехов». (Схиигумен Иероним (Верендякин))
На вопрос духовной дочери: «Выходить замуж или нет?» Схиигумен Иероним ответил так: «Ищи спасения. Когда корабль тонет в море, матросы думают о спасении, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя – спасение, то женись и не сомневайся. А если это каюта на тонущем корабле, то это гибель. Ищи спасения, а там Господь всё управит.
«Встающие (на молитву) в три часа утра получают золото, те, кто встаёт в пять – серебро, а кто в шесть часов – бронзу». (Схиигумен Иероним (Верендякин))
Старец архимандрит Ипполит (Халин) в затруднительных ситуациях часто советовал духовным чадам: «Молитесь святителю Николаю, и всё управится».
«Всегда себя нужно обвинять... Ни к кому и ни к чему не должно быть привязанности, только к Богу... Надо к Богу стремиться, Божественного искать, что к человеку привязываться... Всегда надо помнить цель - спасение. Это дело всей жизни... Надо по шажкам, как слепой. Потерял дорогу – стучит палкой вокруг, никак не найдет, вдруг нашел - и снова с радостью вперед. Палка для нас - молитва... Ничто скоро не дается. И при жизни может, и в конце не дастся, а после смерти добродетели окружат тебя и вознесут». (Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов))
Когда к старцу Леонтию обращались люди с жалобами на житейские ссоры, он говорил: «Не принимайте всего близко к сердцу, смотрите сквозь пальцы».
«Что ниспослано, – всё от Господа во исцеление, во исправление. Когда на тебя неправду скажут, ты поблагодари и попроси прощение. Только тогда будет награда, когда вы не виноваты, а вас ругают...» (Старец Николай с острова Залит)
Пюхтицкая блаженная старица Екатерина советовала жить просто, не осуждать других. Говорила, что гордость – поглотитель всех добродетелей, а причина осуждения – невнимательная духовная жизнь. Блаженная старица всех призывала бороться с гордыней, смиряться.
«Поститесь, молитесь, в этом спасение...» (Блаженная старица схимонахиня Макария (Артемьева))
«Ближнего надо поставить на то место, где сам стоишь, значит прежде надо сойти с того места, где стоишь... Везде самость захватила всё себе, ничего не хочет уступить ближнему, и как же может любить душа ближнего, когда чувствует, что он у неё всё отнимает, имея на всё такие же права, как и она...Надо всё у себя отнять, чтобы уступить всё ближнему, и тогда-то, вместе с ближним, душа обретёт и Господа... Нужно приносить плоды, достойные покаяния, нужно трудиться там, где грешил, вставать там, где падал, поправлять то, что сгубил, спасать то, что утратил собственным небрежением, собственными страстями. Спасение возможно на всяком месте и во всяком деле... (Игумения Арсения (Себрякова))
Матушка Арсения говорила, что по советам святых отцов не следует принимать никакого решения во время душевного смущения.
«Силою Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь. Враг наступает – надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если без молитвы. Враг на левом плече, а на правом – Ангел. Чаще креститесь: крест – такой же замок, как на двери... Если вам что-нибудь будут обидное говорить, старые, больные, не слушайте их, а помогите им...» (Блаженная Матрона Московская)
«Не забывайте Бога, и Бог вас не забудет». (Балабановский старец Амвросий)
«Со слезами прошу и молю вас, будьте солнышками, согревающими окружающих вас, если не всех, то семью, в которой Господь вас поставил членом...
Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел». (Cвятой праведный Алексий Мечёв)

pravoslavie.by/page_book/sovety-starcev