Подать записки и сорокоусты на Службы Великого поста в Храм Гроба Господня в Иерусалиме, к мощам блж.Матроны Московской, к иконе "Неупиваемая чаша", к мощам вмч. и целителя Пантелеимона

Email
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Email
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Советы психолога

Взаимодействие психолога и священника. Св. Макарий Маркиш и психолог Маркелова Виктория Борисовна

Иеромонах Макарий Маркиш:
- Эта беседа очень важна для нас священников и для вас психологов, и для большого количества людей. Психология и религия, эти два проекта в сети "Елицы", они друг друга дополняют, друг друга усиливают, они друг другу помогают. Нам сегодня с вами надо обсудить добрые плоды взаимодействия этих двух проектов, чтобы людям помочь ориентироваться. Как в поликлинике, один врач кардиолог, другой врач невропатолог и люди должны знать, к кому записаться.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Главное, чтобы люди помнили и искали такого врача, который бы относился к человеку не как к набору симптомов, а как к личности. Очень важно, что сегодня мы говорим с Вами, и люди имеют возможность увидеть, что священники и психологи, вместе взаимодействуют и предмет нашего взаимодействия одинаковый, это человек.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Хороший врач лечит человека, а не очень хороший врач лечит разного рода симптомы, болезни и все остальное. Помним, что в нашем понимании, в нашем восприятии, врач один - это Бог, врач небесный. А мы - подлекари, фельдшеры, медбратья, медсестры и мы содействуем врачу. Без содействия, какой бы врач ни был, а без ассистентов работать не может. Т.е. мы помогаем друг другу, помогаем друг другу.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Несомненно, и очень важно всем людям помогающих профессий, помнить, что мы лишь инструмент в руках Бога, что врач у нас только один. Потому что, когда мы начинаем думать, что это мы лечим, мы помогаем, то это становится очень вредно для людей помогающих профессий и для самих людей, которым мы помогаем. Мы должны всегда говорить себе: "Господи, я благодарю тебя за то, что дал мне сегодня возможность прикоснуться к душе человека, что Ты дал мне возможность оказать ему поддержку и помощь".
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Порой приходится слышать довольно частые фразы: "Ну, я надеюсь на Бога, ну Господь поможет. Чего я должен идти к врачу или психологу, или к юристу? Надо на Господа надеяться". Да, правильно, надо, но Господь действует, Его энергия реализуется через людей, друг через друга. В том числе, через специалистов медиков, через специалистов психологов или через духовенство. А без вашей инициативы, без вашего участия, без вашего запроса, без вашего требования, как правило, эта помощь не приходит.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Поэтому, очень важно уметь просить помощь. Сильный человек, он может признать, что у него есть проблема, что он нуждается в помощи. Обращайтесь за помощью, ищите ее, ищите своего священника, ищите своего психолога, ищите своего врача. Потому что за каждой профессией, за каждым служением стоит личность, сам человек. Важно что, за этим врачом, к которому я пришел, личность какова.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Тут ведь какая идет разница удивительная. Между темой нашего разговора, т.е. душевным и духовным миром, и медициной, соматической, относящейся к лечению наших телесных болезней. Например, кто-то сломал руку и пришел к хирургу, получил должное лечение, повязку фиксирующую, соблюдает все его требования. Будь этот человек хороший или плохой, добрый или злой, умный или глупый, но рука скорее всего заживет, если он будет следовать требованиям врача и не заживет, если не будет. Совершенно иная ситуация, как с психологом, так и со священнослужителем, и в религиозной жизни, в жизни души. Наши болезни, скорби, трудности, печали в огромной мере зависят от нашего поведения, от нашего жизненного строя, духовного строя, душевного строя, нравственного строя. Человек, который считает себя православным, не может миновать нравственный строй, но к сожалению на практике, когда излагается какая-то трудность, какая-то боль и выясняется, что человек пренебрегает принципами христианского, нравственного пути, уход в сторону. Если вы едете на машите, въедете в кювет, потом удивляетесь, почему ваша машина буксует. Вы в кювете находитесь, чему же тут удивляться?
Маркелова Виктория Борисовна:
- Действительно, когда ценности у нас одни, а поведение другое, начинается огромное расхождение, между тем, что я вроде бы рекламирую, мои ценности, а поведение совершенно противоположное. И так случается постоянно, с нами, с людьми грешными, но ведь вопрос в том, чтобы осознать, что со мной что-то не так, что я упал и мне нужно вставать, и свое поведение приводить к своим ценностям, подтягивать туда. И если мы, люди этого не видим или не хотим увидеть и закрываем на это глаза, что часто очень случается, тогда у нас начинаются неврозы всяческие.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- И достаточно трудно при начинающемся неврозе, его диагностировать. И когда некто приходит на исповедь или пишет священнику письмо, или обращается лично, что-то рассказывает о своих жизненных трудностях, неурядицах, о каких-то семейных делах или личных скорбях. Хочется сказать: "Вам вообще-то надо к невропатологу". Это не очень-то звучит, прямо скажем. Вы говорите ему это на полном серьезе, что ему действительно надо к невропатологу, а он ведь слышит совсем не это, он обидится элементарно. И от нас зависит, как такой ответ дать и как человеку это правильно подать. У меня было несколько писем, в которых молодая, хорошая девушка, возраста созревания и очень чувствительная душа. Она реагирует уже не столько на внешние воздействия, сколько на помыслы, на какие-то случайные импульсы, которые возникают в ее душе в силу ее религиозности, в силу ее тех добрых качеств, которые она имеет, ту религиозную одаренность, которую она имеет, она испытывает большие страдания. Потому что любая мелочь, которая человека, далекого от Церкви, вообще не заинтересует, он попросту, не обратит внимания, человек верующий скажет: "Да, такое бывает, я вижу, что мне этим не надо заниматься, этим интересоваться, а это не мое дело",- и все, он этим вопрос закроет. А для этой чувствительной души это становиться поводом для страданий, тех страданий, на которые врач должен обратить внимание. Вопрос в том, что делать дальше? Ведь такой молодой душе очень трудно дистанционно посодействовать.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Много таких вопросов, когда мы разделяем, чья помощь нам необходима и это очень важно, потому что разные бывают ситуации. Когда-то, это помощь психолога нужна, где-то уже нужна помощь врача и ничего в этом постыдного нет. Очень важно уметь обратиться к доктору. Если помощь бывает нужна, мы говорим, что наше поведение может быть в границах нормы, а может иногда выходить за границы нормы и ничего нет в этом постыдного. И стоит разделять, потому что есть психические болезни и они тоже требуют рассмотрения, они требуют лечения, они требуют помощи. Я рекомендую, обязательно искать врача хорошего, врача человечного, душевного. Даже не всегда именно православного. Иногда бывает, что совершенно не верующий человек, как бы не верующий, который даже не осознает, что на самом деле он очень глубоко верующий человек. Потому что его внутренние ценности и его поведение, они совпадают, хотя он и не говорит, что он православный. И к сожалению мы с вами неоднократно видим обратную картину.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Абсолютно точно. Когда бедные люди ориентируются на вероисповедание, а дело кончается очень большими неприятностями. Даже помимо личных контактов, ни берут книжки, вместо того, чтобы взять хорошую книгу по психологии или педагогике. Они берут якобы православные сочинения и такую там пургу находят.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Да, и потом мне бывает очень сложно людям объяснить, что не все, что в книжке написано, то истина, не все что сказал вам где-то батюшка или какой-то психолог, или какой-то доктор, это не Бог. Людям бывает очень трудно и сложно людям из-за инфантильной некой части нашей психики, которая все время ищет родителей, авторитета. И вот отсюда бывает так, что: "Батюшка сказал или врач сказал", это звучит так, словно сам Бог с небес спустился и сказал им, и это значит все.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Когда человек становится религиозным, входит в религиозную жизнь, он вместе с этим приобретает это качество поиска авторитета. И то, что ему скажет не религиозный сосед: "Ты бы спросил у другого врача?", а он ему: "Ну, как же я могу усомниться". И это в конечном итоге приводит к куче неприятностей.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Сколько священников, а все разные люди. И очень интересно наблюдать, как человек выбирает батюшку, которого он будет придерживаться, своего духовника. Потому что есть разные характеры и это очень хорошо, что все такие разные и каждый может найти себе, то что ему по душе. Иногда наблюдаешь, как человек выбирает себе очень жесткого, авторитарного человека, где все регламентировано, а кто-то выбирает мягкого, заботливого. Конечно, как психолог, я бы сказала, что христианство в первую очередь религия свободы и ответственности и надо научиться не за каждым чихом бежать. Помощь, она то хороша, но надо же учиться опираться на себя.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Я как священник могу сказать немного по другому. Что существуют вполне канонические требования, определения священного синода декабря месяца 1998 года, где проведена грань между нормой и патологией. Только не всех патологий людей, которые что-то делают не так, а патологий в пастырской работе. И что быть авторитарным, это еще надо подумать, что это прямое нарушение священноначалия. И когда кто-то из священников говорит: "Надо сделать так", только применительно к церковным таинствам, это правильно, а если сделать так в вашей домашней жизни или в вашей хозяйственной жизни или еще в чем-то, то я становлюсь просто нарушителем слова Церкви и меня следует подвергнуть для начала предупреждению, а потом и санкциям каким-нибудь. Демократии тут нет. Например, мне пишут: "Батюшка, я у одного священника спросил это, у второго это, а у третьего то", причем речь идет не о каких-то принципах, а о житейских проблемах продавать дом, покупать дачу. И каждый священник дает свой совет и человек в результате оказывается в состоянии невротическом. Вы психолог, вы как диспетчер, а рядом с вами идут священнослужители, врачи психиатры, врачи невропатологи. По этим трем направлениям, психолог и священник тоже, должен бы уметь направлять людей. Но, как это действительно сделать? Сделать так, чтобы никого не обидеть и не отпугнуть? Например, вместо того, чтобы говорить: "Вам надо к врачу", говорить: "Вы знаете, вам надо помочь, конечно, я сам не очень большой специалист. Но вот я вам сейчас выну карточку визитную, на не напишу свое имя. Вы возьмите, позвоните и скажите, что ваш священник такой-то, вот он порекомендовал". У человека будет совершенно другая установка, он вместо некоего отторжения увидит участие и он пойдет к этому доктору и будет знать, что это меня батюшка направил или психолог направил к такому-то священнику.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Это очень важно, особенно, если это только вхождение в Церковь. Потому что сказать просто зайти в любой храм, я опасаюсь. Конечно, можно говорить, что вот это же воля Божья. Но тем не менее, эта фраза: "Ищите своего священника. Не бойтесь спросить, не бойтесь поискать своего духовника или священника, который может стать вашим духовником". Найти такого человека, что бывает достаточно нескольких минут общения, искреннего и с этой искренностью, когда вы находитесь вместе в контакте, достаточно даже просто помолчать. Мне приходится очень часто говорить людям, чтобы они читали официальный документ Церковный, концепцию русской православной Церкви. Это обязательно нужно знать, это ответственность наша христианская, в том чтобы понимать, что происходит, чтобы мы знали, что сказано священноначалием нашим.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Святейший патриарх Кирилл, когда он был еще митрополитом, возглавлял подготовку документов СК РПЦ, я помню его слова: "Вот у вас лежит Евангелие, а вот у вас должна лежать концепция русской православной Церкви". И было время в начале 2000 года, когда СК РПЦ невозможно было нигде найти, потому что, как только ее распечатывали, то сразу раскупали. Сейчас же, слава Богу, существует интернет, с одним нажатием кнопочки вы загружаете себе страницу, которая вам нужна, что качается вашей личности, отношений трудовых, семейных, загружайте себе и читайте. И если что не понятно, задавайте вопрос. Это канонический документ, вероучительный документ русской православной Церкви. Он принят архиерейским собором в 2000 году, единогласным голосованием всех русских архиереев, это очень много значит для всех русских православных верующих. Который является обязательным для нас. Если кто-то цитирует отцов прошлого века, например, святителя Феофана Затворника, который в личном письме кому-то что-то написал. Это, конечно интересно, но в отличие от СК РПЦ, ты никем не документирован, никем не принят, никем не утвержден в качестве общезначимого факта. Феофан Затворник пишет одно одному, а другому другое, поэтому откуда бы мы не читали письма, ни в коем случае не принимаем их, как руководство к действию.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Мы не можем все на наш счет переложить, и потом наш ум, он лукав и психика тоже коварна, она встраивается во все, интерпретирует, берет, то как ей удобно. И если у нас очень много, например, жесткости в отношении к себе, к другим людям. Мы начинаем применять очень жесткие, "драконовсике" меры порой к себе, называя это христианским воспитанием. Только потом наши домашние не знают куда им деваться от нашей святости. И много таких случаев в практике, когда действительно, православие становится камнем преткновения в семье и это так грустно. Потому что, когда видишь, что на сколько мы искажаем понимание православной веры и как сложно нашим близким, нашим знакомым потом войти в храм, глядя на нас, на наш жесткий подход, как все поп правилам.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Жестким и, я бы даже сказал, ошибочным. Если мы вспомним, что жизнь - это борьба, и человек вступает в эту борьбу, входит в Церковную жизнь, тут же получает контр удар со стороны врага и терпит поражение, и в результате его семейная жизнь превращается в ад. Вместо того, чтобы превратиться в рай, она превращается в ад.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Один случай из практики, когда чудесная молодая женщина уверовала и так ревностно, так рьяно, что этим она напугала всю семью. Потому что из обычной женщины, ведущей мирской образ жизни, она превратилась в очень воцерковленную женщину. И когда на прием пришел ее муж, он с большим юмором рассказывал, что когда он зашел домой, он из красивой жены стал видеть бабушку. Потому что она стоит в длинной юбке, по старчески завязан платочек, вся квартира ладане.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Я хотел бы сказать, что в православной Церкви она прошла мимо цели, как в примере, который мы приводили. Человек заехал в кювет и думает что он едет, но на самом деле он едет мимо цели, мимо Христа. Причем все это происходит в результате, такого сатанинского воздействия.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Если это вас ведет к миру, к взаимопониманию, то это христианство, а если это ведет к раздражению, обидам, злости и ухудшению отношений, то вы стали не на тот путь. Человек часто, говорит, оправдывает это, что так должно быть, потому что: "Враги человеку домашние его".
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Это цитата одного из пророков ветхозаветных, по моему пророка Захарии, увидеть, что сам пророк говорит о некой патологической ситуации, о том как плохо бывает, когда у человека враги домашние его, как некая деградация общества, общественного строя, религиозного строя, ведет к тому что домашние становятся врагами. Человек избирает цитаты по мере своей испорченности, его какие-то совсем не христианские установки, ведут к тому, что он находит себе игрушки, самооправдания из Священного Писания. И начинает уже строить не игру, а уже что-то очень злое и ужасное.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Подтверждение психика находит и выхватывает из контекста. Поэтому очень диагностично спросить: "Какое у вас любимое место в писании?", и что человек начинает отвечать. Очень важно не выхватывать из контекста святые слова и интерпретировать их, как мне удобно.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Мне подарили книгу с названием из цитаты святителя Феофана Затворника: "Давайте уничтожим ад", естественно подразумевается своей безгрешностью. Я подарил эту книгу своей знакомой, она на меня посмотрела, как: "Ленин на буржуазию", - и говорит: "Это как мы уничтожим ад, это что такое?". В этой связи мы подходим к медицинским нашим соображениям и очень важному различению. Есть разные направления медицинской работы, всем нам известно, что такое терапия - лечение. Лечение болезни, но есть другое направление в медицине, не менее важное, но почему-то часто забываемое, это гигиена. Гигиена, это наука о том как сохранить здоровье. И терапия, наука о том, как исправить повреждения, помочь больному. Не менее важным, а на самом деле более важным для нас всех, нужно заботиться о том, как больным не стать. И здесь для Церкви, для психологии и для всего, что связано с религиозной жизнью, огромное поле деятельности, Церковь выходит просто на контакт с жизнью народа, жизнью нации. Как сохранить здоровье нации, не только личное, но и здоровье народа, народ, это совокупность личностей. Поэтому вам почаще нужно бывать у гигиениста. Потому что если вы будете здоровы, то вам и терапевт то не понадобится. Когда человек физически здоров, то он не знает врача, он не ходит к врачу. А в жизни духовной, чем человек здоровее, тем он лучше знает, где врач.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Как психолог могу сказать, что очень важно такому человеку иметь знания о себе и заботу о себе. И это не проявление эгоизма. Мы живем на земле и тело нам нужно здесь, это наша ответственность заботиться о нем.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Воскресение тела, есть догмат христианства. Многие великие говорят о взаимоотношении духа и материи, но только одно христианство утверждает единение духа с материей.
Маркелова Виктория Борисовна:
- И тогда элементарная забота о себе, это не проявление эгоизма, это проявление любви и уважения к Богу и к себе, как к образу Божьему, изучение своих особенностей. Потому что у кого-то, например, слабый желудочно-кишечный тракт, а у кого-то нервная система слабая. Надо знать свои особенности.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Человек агрессивный, должен знать, что он агрессивный, он должен вести себя соответствующим образом. Мы говорим, что характер не меняется, но воздействие человека на управление меняется.
Маркелова Виктория Борисовна:
- Поэтому, очень важно родителям посмотреть на их ребенка. И не паниковать, что он такой гневливый, это ведь темперамент, он вражденный.
Иеромонах Макарий Маркиш:
- Познай самого себя, принцип классический, который был полностью усвоен христианством. Потому что каждый из нас, это частица бытия и ради каждого из нас Господь принял смерть на кресте. Мы ответственны за свою жизнь, поскольку ее нам дал Господь и пострадал ради каждого из нас.

Друзья, братья и сестры!

Если вам дорога программа «Советы психолога», помогите обеспечить техническую возможность ее выхода.
Любая пожертвованная вами сумма принимается с благодарностью и радостью, как важный признак вашего сердечного участия.
elitsy.ru/parish/6581/donations/176/ или elitsy.ru/parish/6581/876898/

Техническое обеспечение трансляции программы ежемесячно требует 50 тыс.руб.

Посмотреть предыдущие комментарии
17 мая 2016 в 19:55

Спасибо большое, такие беседы нам необходимы, ждем продолжения

17 мая 2016 в 21:14

Авраам, повинуясь Божьей воле,(слыша голос ) решил принести в жертву своего сына (Быт. 22:1 – 14). С точки религии такая решимость в претворении Божьей воли считается заслуживающей восхищения. С точки зрения психологии голоса в голове, приказывающие убить, явный признак серьёзного психическо...

Развернуть

19 мая 2016 в 07:23

Спасибо Батюшке Макарию и Виктории за такую интересную, очень важную!!! и позитивную беседу!!! С нетерпением ждём дальнейших выпусков!!! Очень понравился Батюшка Макарий - от него ко всем нам такое душевное тепло передаётся!!! И Спасибо Батюшке за ответ на мой вопрос - просто и понятно. И Вам, Ви...

Развернуть

19 мая 2016 в 23:07

А хирургия уже решает вопросы после терапевтов. Профилактикой не занимался, лечением пренебрёг, ну что ж - пожалуйте под нож.

16 января 2017 в 22:27

Спасибо за интересную беседу Виктория Борисовна и о.Макарий.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:
captcha

Интересные личности

Карта храмов

Найди свой храм на карте

Патриарх Кирилл

Официальная страница

Молитва по соглашению

Доброе утро

О возрасте

Коротко о важном

Как влияют наши грехи на других?

Добрый вечер

Шаг или прыжок?

Словесная акварель

Отец Иоанн Кронштадтский - 14

Крылатые притчи

Будь для всех светом

Советы психолога

О неразрешимых проблемах

ПроСтранствия

Успенский Брусенский монастырь (Коломна)

Духовная музыка

Божественная Литургия: Во Царствии Твоем (Заповеди блаженств)

Видео

Скучно не будет

Структура Русской Православной Церкви

Вопросы батюшке

Задай свой вопрос

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Православные святыни

Народный проект