Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество

Советы психолога

Фобии. Священник и психолог. о. Макарий Маркиш и Павел Малахов

- Здравствуйте, дорогие зрители, дорогие слушатели, приветствую вас, мы продолжаем разговор о расстройствах личности, расстройствах психики, расстройствах нервной системы, и распространенный такой предмет – фобия. «Фобос» по-гречески – это «страх».
- Наверное, нет того, кто не боялся. Всем известны страхи.
- Осознанный страх, осторожность – это необходимость, это доброе качество, потому что неосторожный человек открыт всякого рода неприятностям.
- Это точно. И подвержен многим рискам, которых мог бы избежать человек боящийся, сомневающийся разумно.
- Совершенно верно. Там, где этот разум отступает, там начинаются фобии. Есть разница между фобией и страхом. Страх – это что-то более обыденное, а фобия – это что-то серьезное.
- Укрепившийся, неразумный, вредоносный, разрушительный страх.
- То, от чего человек страдает. Испугался один раз, вспомнил через некоторое время, да, было страшно, вряд ли я буду повторять, но если повторится, то… Страх – это то, чего боятся, какая-то причина должна быть. Фобия же даже без всяких стимулов, когда человека не окружают страшные вещи, которых он боится, но он боится все время, ему даже в представлении своем очень страшно от того, что даже не произошло, а произошло только в его воображении.
- Да, например, возьмем клаустрофобию – боязнь закрытого пространства. Люди с таким видом фобии не представляют себе какого-то страшного выхода, что это здание обрушится, раздавит их, но просто они ощущают себя очень неуютно, неприятно, нетерпимо, насколько я понимаю.
- Есть разные степени выраженности. У кого-то до какого-то близкого к панике состояния, или кто-то поведет плечами от дискомфорта, но доедет в лифте или побудет какое-то время, час, два… Разные степени выраженности. Кто-то забьется в угол и будет дрожать, как осиновый лист, Смотря, какая у кого устойчивость психики, какая интеллектуальная переработка. Кто-то себя убеждает, что это не страшно, кто-то себя поддерживает. Вообще причина всех этих фобий, в частности, замкнутого пространства, не в самом же пространстве, не в самих стенах и не в объеме воздуха, а кроется все в страхе более глубоком, просто схожая обстановка, напоминающая по каким-то общим причинам какое-то ограничение, которое вызывает у человека дискомфорт. Ограничение его удержания в чем-то… Или наоборот, когда человек боится больших пространств – есть в этом что-то детское. Когда хочется быть поближе к чему-то надежному.
- Между прочим, это важное соображение и можно в каком-то смысле считать фобии проявлением неизжитой детскости.
- Да, практически всегда это встречается. Вряд ли можно ошибиться, если говорить, что у каждого, кто испытывает длительно текущую фобию, она всегда находит отражение в событиях детства.
- И тем самым это становится ключом к терапии.
-Найти причину – это уже встать на путь выздоровления. Это не значит, что это будет быстро, но найти причину и двигаться в сторону выздоровления можно.
- В отличие от тех расстройств, о которых мы говорили прежде, здесь есть определенный оптимизм.
- Да, это даже не требует медикаментозного лечения, что радует. Хоть здесь таблетки не нужны.
- Есть замечательный анекдот про фобию, когда человек боялся кур. Что его куры склюют. Ему казалось, что он стал зерном, и птица может его склевать. Его лечили и вылечили. Он вылечился и сказал: «Да, я знаю, что у меня была такая совершенно ложная идея, что мне казалось, что я зерно, а курица меня может склевать», простился со своим терапевтом, вышел на улицу, а там куры бегают. Он в ужасе рванул обратно. Ему говорят: «А в чем дело? Вы же расстались со своей фобией!» Он отвечает: «Я-то знаю, что расстался, но курица же об этом не знает!»
- А мне вспомнилось одно исследование, как раз о детях и боязни открытого пространства. Проводили его в детском садике. В один из дней воспитательница вышла с детьми во дворик садика, вокруг этого дворика был убран забор. В центре дворика стояла воспитательница, и они все, как утята, облепили ее одной кучей. Никто не пошел играть ни в ракету, ни в песочницу. Все сгрудились вокруг нее. На следующий день забор вернули. Они вышли гулять, и они все были у забора, а не около нее. Для них граница – это одновременно и безопасность.

о. Макарий Маркиш и психотерапевт Павел Малахов

"post

18 декабря 2017 в 19:11

Спаси Вас Господь!!!

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: